Рукописные собрания. Мечеть сел. Калкни

1. ал-Мухаррар Абдалкарима ар-Рафии. На одном из листов этой рукописи имеются следующие памятные записи: «В 1133/1720-21 году Сурхай по соглашению с Давудбеком
разрушил Шемаху. В 1135/1722-23 году Ахмадхан-усуми пошел на город Ардебил и захватил его. В 1146/1733-34 (1149/1736-37 г. — ?) году был разрушен город Баршли. В 1154/1741-2 году были разрушены Зирнхгеран и Нахки. В 1177/1763-64 году имела место известная чума».
2. Канз ар-рагибин Мухаммада ал-Махалли. Пер. Давуд Акушинский (ал-Акуши), сын Карата (Карака ?) из «Верхнего села (?) (Карши)».
3. Труд по грамматике Хадаик, то есть Хадаик ад-дакаик фи шарх рисалат алламат ал-хакаик Садуллаха ал-Бардаи. Пер. Султан, сын Ассанчи, сына Ассанчи, «в медресе ученого» Али в 1075/1665 г.
4. Хадиййат ас-сибийан. ва тухфат ал-гилман Мирзы Акушинского; 1163/1739 г.
5. Труд по грамматике Сааду, то есть Шарх ат-тасриф ал-иззи Сададдина Масуда ат-Тафтазапи - Пер. Султаналп, сын Алимухаммада, «из селения Урахи (Хурки)\ возможно, XVII в.
6. Тухфат ал-мухтадж ли Шарх ал-Минхадж Ибн Хаджара ал-Хайтами. Пер. Ахмад Ирагинский (ал-Ираги), сын Хусайна, «в медресе Зирихгерана», которым руководил кадий Мухаммад Нахкинский (ан-Нахки), сын Мича (М-ч); 1145/1732-33 г.
7. Шарх ал-Кафийа, именуемый ал-Фаваид ад-дийаиййа Абдаррахмана ал-Джами; возможно, XVII в. Пер. Абдалкадир, сын Малламухаммада, «из селения» Обода во время учебы в медресе «господина среди ученых» Усмана, сына Йусуфа,
в селении Чирката (?) (Джурк-ти). На обложке данной рукопи­си имеется следующая запись: «Разрушение Гумука от руки тюрков — крымцев (ккирим) [имело место] в понедельник в на­чале рамадана, во время Наджмаддина.. Мучениками пали все
воины (аскар) Гумука за исключением тысячи тридцати трех [человек] в шестьсот тридцать седьмом году».

Источник: ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА. АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Махачкала 1988


Рецензии