СПОР
Недавно сын осуществил свою мечту первого курса университета и приобрёл красивый автомобиль Инфинити FX35. Семь лет назад, когда он начал занимался аэрографией, в воображении рисовалась картинка:
- Вот сейчас заработаю кучу денег и куплю машину, которая больше всего нравится.
Тогда не получилось. После окончания университета, занимаясь уже совсем другим бизнесом, приобрёл сначала Фольксваген Пассат СС, а вскоре ту машину, о которой мечтал. На мой вопрос, почему он остановился именно на этой модели, сказал:
- Папа, мечты должны осуществляться, иначе вырабатывается комплекс неполноценности.
Мне эта модель тоже нравилась с эстетической точки зрения, особенно её задняя часть. У меня она ассоциировалась всегда с красивой женской попкой. Но дело не в том, что она элегантна и вызывает приятные ассоциации с красивой частью женского тела, а в её мощи. Триста с лишним лошадиных сил. Я не смог удержаться от вопроса:
-А сколько литров топлива пожирает твоя красавица?
Оказалось, чуть ли не 17 литров. Мне это показалось возможным, но не обязательным, даже странным. Не удержался. Высказал собственное мнение, отличное от других:
-Знаешь, это, скорее всего, из-за стиля вождения. Конечно, прочувствовать мощь автомобиля бывает приятно. Но это все-таки не гоночный болид, а город не полигон и не самое лучшее место для опробования его скоростных качеств и маневренности.
Сын слегка обиделся, хотя реакция вождения у него приличная. Опыта только не хватает. Я представил себя за рулем его автомобиля и тут же самонадеянно озвучил, что смог бы легко проехать 100 километров, потратив не более 10 литров топлива.
-Папа, это просто невозможно, - быстро отреагировал сын
-Готов поспорить, уже заводясь, - предложил я.
-На что спорить будем, - уверенный в своей победе, - загорелся сын.
-Сколько раз я тебе объяснял, что за учёбу придётся платить, - пытался урезонить молодого спорщика.
-Конечно, придётся платить. На этот раз оплачивать свою учёбу будешь ты. Так на что спорим?
-А давай на заправку, если ты готов поехать со мной в Польшу на твоей машине. Проще будет проверить расход бензина на трассе, а не в городе.
-Готов поехать, - быстро согласился сын. Только предлагаю держать пари не на одну заправку, а на весь маршрут следования. Это будет интересно, справедливо и, надеюсь, поучительно для тебя.
-Пожалуйста, сначала подумай, прежде чем настаивать. Мой опыт подсказывает, что я непременно выиграю пари. А что даёт тебе уверенность, что ты победишь? Давай ударим по рукам все-таки на одну заправку, - пытался образумить владельца престижной иномарки.
-Я готов спорить только на все заправки нашего путешествия. Иначе неинтересно. На этот раз я выиграю, поскольку точно знаю, что при такой мощности двигателя невозможно расходовать меньше 10 литров бензина на 100 километров.
Мы не отправились в путешествие 1 мая, как планировали. Жизнь ведь всегда вносит свои коррективы. Если быть точным, мы сами вносим свои изменения в планы жизни. Я мудро решил ничего не планировать, поскольку не я назначал старт. Состоялся спор, была намечена дата отъезда. Планы у сына менялись. Время отъезда откладывалось. Он ведь в Польшу первоначально и не собирался.
2 мая все-таки выехали. Не в 8-00 утра, как задумывали, а в 10-00, как получилось, не торопясь и не напрягаясь.
Поскольку отъезд был спонтанным, я не удосужился даже карты для навигатора скачать из интернета, полагая, что в мире по-прежнему самым надежным и разумным способом выверить маршрут остается опрос местных жителей.
Проехав километров 300 с одной остановкой на поздний завтрак в каком-то придорожном кафе, первый илот устал, начал клевать носом. Решили поменяться. До границы оставалось километров 200, можно было поэкспериментировать. Для себя решил не нарушать скоростной режим. В этом нет никакого смысла. Когда дороги разбиты, это опасно и для автомобиля, и для жизни водителя и пассажира, который мирно спал.
Я не разгонялся за 5 секунд до 100 километров, как это делал сын, когда тело буквально вдавливалось в спинку кресла, и физически ощущалась мощь железного чуда. Трогался с места плавно. В ходе движения внимательно следил за расходомером топлива, чтобы показания не превышали десяти литров, а лучше пяти. Не тормозил, стараясь просчитывать ситуацию заранее. Вёл машину ровно со скоростью не более 100 км в час. А иногда позволял круиз - контролю управлять автомобилем. Он со своей задачей справлялся не хуже водителя. По показаниям прибора расход топлива уменьшился всего на 1 литр. Что-то с прибором было не так. Или мы просто не знали, как им правильно пользоваться. Я лично инструкции никогда не читаю, если она больше нескольких абзацев.
До границы с Белоруссией долетели относительно быстро. И также быстро прослеживался контраст положительных изменений. Хорошие по сравнению с Россией дороги. Чистые ухоженные деревни. Беднее на границе с Россией. Чем дальше вглубь страны, в западном направлении, тем богаче дома и населенные пункты.
Отличное от России состояние дорог положительно характеризует деятельность белорусского президента. На беглый взгляд незаинтересованных созерцателей, в Белоруссии мы не заметили разительного расслоения общества по материальному признаку. Это тоже заслуга Александра Григорьевича. Как вывод: воруют здесь однозначно меньше, чем в России.
Пересекли белорусскую границу. Обнулили старые показания. На приборе высветился расход топлива: 8 литров на 100 километров.
-А хочешь, для закрепления результата расход топлива уменьшу до 7.5 литров? - предложил я. — Это будет мой личный рекорд.
Сын не возражал, до конца ещё не осознав своего поражения. Проехав еще 100 километров по добротным белорусским дорогам, прибор зафиксировал 7.5 литров. Дальше экспериментировать не хотелось. Учёба прошла успешно.
Поскольку наше путешествие проходило в канун Дня Победы, посещение Брестской крепости стало одной из целей нашей поездки. Город Брест по сравнению с картинкой в моей памяти двадцатилетней давности стал уютным, опрятным, красивым и элегантным. Во всяком случае, таким он увиделся мне из окна автомобиля. Проехав прямо через центр города и череду светофоров, оказались под стенами Брестской крепости.
Прибывающих на личных автомобилях граждан России без внимания не оставляли местные жители. К нам сразу подошёл молодой человек школьного возраста, который предложил провести две экскурсии за две тысячи рублей. Согласились на одну, все-таки не профессиональный гид, а начинающий предприниматель.
Не сговариваясь, приступили к маркетинговому исследованию. Ненавязчиво поинтересовались, сколько он таких экскурсий проводит в день. Оказалось, что три-четыре, иногда больше, как повезёт. Некоторые сердобольные граждане, как выясняли, платили ему даже по пять тысяч рублей. Произведя в уме ряд несложных арифметических действий по подсчёту чужих заработков, осознали, что перед нами по возрасту школьник, а по мышлению и хватке - матёрый бизнесмен, миллионер. Таких, как мы, простофиль, много, поэтому его дело процветает. В крепости в течение 15 минут он отбарабанил несколько эпизодов фильма «Брестская крепость», получил оплату своего «нелегкого» труда и был таков. А нам после его рассказа захотелось пойти в музей послушать профессионального гида.
В кассах музея билеты продавались только за белорусские рубли, которых у нас не было. Пришлось, как я всегда и везде поступаю в таких случаях, надеть шапку-невидимку и просочиться без билетов вместе с сыном. Главное было не засмеяться, иначе контролёры могли услышать и остановить.
Музей производит впечатление, его стоит посетить. Работа проделана титаническая. За все годы изучения тех страшных событий обороны крепости никому так и не удалось объяснить, что помогло защитникам сражаться дольше человеческих сил и возможностей. Может быть, какая-то особая энергетика этого места.
Пересекая границу Белоруссии с Польшей, я вдруг вспомнил, что сегодня мало кто знает и помнит о героических защитниках другой известной крепости - Осовец. Ныне это польский город Осовец - Крепость. Мы почему-то непростительно забыли о героях Первой мировой войны.
Генеральный штаб русской армии просил защитников крепости продержаться хотя бы 48 часов, полагая, что требует невозможного. Никто не мог тогда представить и объяснить, что защитники продержатся 190 дней. И даже когда 6 августа 1915 года немцы применили отравляющий газ хлор, уже фактически мёртвые, выплевывая куски легких и задыхаясь от кашля, русские солдаты пошли в атаку. В анналы истории этот подвиг вошёл под названием «Атака мертвецов». Не приняв бой с «мертвецами», немцы в ужасе и панике бежали. Чуть больше 60 человек обратили в бегство более 7000 человек 14 батальонов ландвера. Мировое военное искусство подобного не знало.
Как легенду с детства помнил лишь подвиг солдата этой крепости. Он оказался в подземном складе с продовольствием и амуницией, засыпанном взрывом при отступлении наших войск в 1915 г. Спустившиеся в подвалы в 1924 году польские офицеры услышали по-русски: «Стой! Кто идёт?». Сдался часовой лишь тогда, когда ему рассказали, что той страны и армии, в которой он служил, давно нет.
К Варшаве подъехали в сумерках. Как-то подозрительно быстро оказались в центре города. Найти с ходу гостиницу в столице Польши, в которой мы час назад забронировали номер, представлялось нереальным. Сын недоумевал и не очень тихо возмущался, как можно было отправиться в такое путешествие, не подготовив карт, не выбрав места для посещения, не проложив заранее маршрут и даже не забронировав места в гостиницах.
Припарковались у ближайшего кафе с интернетом, чтобы выпить чашечку кофе и не спеша проложить маршрут до гостиницы. Нам повезло. По счастливой случайности она располагалась буквально в полутора километрах от нашего кафе. Немного поплутав по незнакомому городу, уперлись в разноцветное здание гостиницы. Осмотрелись и тут же нырнули в трехэтажный подземный паркинг.
Во время пребывания в столице другого государства важно не терять попусту время. Посещение гостиничного SPA салона магическим образом повысило настроение нам обоим. Когда человек отдохнул, сыт, доволен и расслаблен, у него тут же появляется ощущение, что все прекрасно, и жизнь удалась. В этом смысле люди ничем не отличаются от животных.
Сын уже не говорил, что мы напрасно приехали в это захолустье, в котором смотреть нечего. Сам предложил вечером осмотреть старый город. Я не сомневался, что в столице Польши столько всего интересного, что за всю жизнь не осмотреть. Но про себя тихо радовался и согревал себя душу скромной мыслью и желанием: если даже ничего интересного не увидим, так хоть согреемся, попаримся и поговорим. Общение дорогого стоит. А «пар горячий развяжет язык».
Ночная Варшава выглядела празднично и торжественно, сверкала огнями, как новогодняя елка. Лица жителей и гостей столицы радостные и довольные. Жизнь здесь течет размеренно и скучно, как и во всей Европе. Пожилые люди выглядят ухоженнее, опрятнее, счастливее, чем в Питере. В сфере обслуживания - магазинах, гостиницах, кафе - много выходцев из Белоруссии, Украины, России. Стоимость номера в четырехзвездном отеле в Варшаве значительно ниже, чем в Санкт-Петербурге, тем более в Москве.
Когда мы подъехали к научному центру имени Коперника, который мы запланировали посетить, еще только выезжая из Санкт-Петербурга, билеты уже не продавались из-за большого наплыва народа. На не очень хорошем польском языке мне пришлось объяснить администратору центра, что мы приехали сюда из России не для того, чтобы поцеловать двери. Девушка прониклась нашим стремлением к науке, предложив подойти через пару часов. А мы за это время с удовольствием осмотрели самый большой и самый красивый королевский парк Лазенки с элементами регулярного французского и ландшафтного английского парков, дворец Станислава Августа Понятовского, окружавший его пруд, прогуливающихся павлинов. Нам даже удалось послушать религиозные песни в день Национального праздника Третьего мая, отмечаемый поляками в память о Конституции 3 мая 1791 года.
В центр Коперника попали, но энтузиазма после прогулки по парку заметно поубавилось. Осматривали экспонаты скользящим, усталым, пресыщенным взглядом, ни на чём не задерживаясь. У одного компьютера почему-то всё же замедлили шаги, остановились, возбудились и провели тестирование наших потребительских аппетитов. Оказалось, что если бы все люди потребляли столько же, сколько я, почти честно отвечавший на вопросы компьютера, то потребовалось бы три планеты Земля, а при потребностях сына - 4.5. Не знаю, то ли резко сокращать потребление, то ли уже поздно менять привычки и каяться.
В Вильнюс из Варшавы стартовали ближе к полудню, прибыв в столицу Литвы поздно ночью. Солидарные водители и в Польше, и в Литве регулярно предупреждали нас фарами о притаившейся на дороге угрозе в виде полицейских.
Если в Польше и Литве поселки, деревни и города, через которые мы проезжали, выглядели ухоженными, с вечнозелеными растениями, мода последних десятилетий, то в Латвии все населённые пункты выглядели значительно беднее. Особенно это заметно в деревнях. Разруха и запустение. Дороги ремонтируют. Они выглядят, как нескончаемый дорожный пэчворк, заплатка на заплатке. Но можно порадоваться за Латвию. Состояние дорог и населенных пунктов еще хуже в соседней Псковской области.
Пройдя пограничный и таможенный контроль на границе Латвии и России, мы наткнулись на еще одно препятствие: шлагбаум с будкой. Шлагбаум не поднимался, из будки никто не выходил. Мы продолжали сидеть в машине, не очень понимая, что от нас еще хотят. Наконец, до моего пытливого ума стало доходить, что очередной шлагбаум на границе и будка не могут стоять просто так. Для этого существует какая-то причина. Пошёл выяснять причину и отношения с начальником будки и новой структурой, появившейся на границе России. Мое любопытство быстро удовлетворила сидящая в будке тётка. Оказалось, что по распоряжению администрации Псковской области, теперь от границы до Острова проходит платная дорога. На всякий случай поинтересовался:
-Наверно, дорога первоклассная, за неё не жалко заплатить 300 рублей за легковую машину и 1200 рублей за грузовик?
Ответа от тётки не последовало. Она скромно промолчала. Зато, выехав за шлагбаум, нас постигло разочарование. Дорога разбита и ещё хуже, чем в Латвии. Отдельные её участки, правда, пытаются ремонтировать. Поборов с автомобилистов явно недостаточно, чтобы отремонтировать ее целиком.
Взору почти сразу открылись безрадостные перспективы жизни населения в провинции. Многие дома в деревнях брошены, большинство требуют капитального ремонта. В целом процесс разрухи и запустения зашёл так далеко, что создается впечатление, что он необратим, это навсегда.
Подъезжая поздним вечером к Питеру, сын, вдруг, сказал:
-Знаешь, я доволен поездкой, даже отдохнул. Я часто думал, что для меня Санкт-Петербург? Ведь я родился в Москве. Сегодня это все-таки провинция. Но город потрясающе красив. Было с чем сравнить.
Санкт-Петербург, август 2019
Свидетельство о публикации №225080701622