Можно ли было избежать войны?
и войны вообще?
Да элементарно, если у тебя под рукой имелись и мощная армия, и
огромная страна со всякими-разными ресурсами.
Была бы поставлена такая цель.
Но цель поставлена не была. Потому что Сталин был в принципе не
против войны, но только войны в более благоприятных для СССР
условиях.
С марксистского рожна он считал войны неизбежным злом: порожде-
нием самой природы эксплуататорских обществ. А раз так, то чего
было от войн совсем уж бегать, а не использовать их для распро-
странения кривой советской версии социализма?
Гулаготворцы ведь почему-то воспринимали себя "светлыми", а не
в принципе такими же, как все, только с нюансами.
СССР мог уже при Сталине стать мощным стабилизирующим и разви-
вающим фактором на планете Земля, но не стал.
Сталин был человеком борьбы, человеком конфликта. Как и Гитлер.
Мирное сосуществование у него лишь служило в качестве временной
хитрости.
Не знаешь сам -- спроси у других. Главное -- подобрать действи-
тельных умников, толково поставить им задачу и обеспечить условия
для её решения. Люди вон даже на Луну слетали, когда очень сильно
захотели.
У Сталина имелась принципиальная возможность предотвратить Вто-
рую Мировую войну. Имелась и ресурсная база для этого. И наскреб-
лись бы по стране мозги для решения данной задачи (даже после
1937 года; впрочем, и массовых репрессий ведь не было бы, если бы
некоторые больше опирались на коллективный креативный интеллект).
А если бы Сталин всё же профукал начало Второй Мировой, он мог
остановить её позже -- через жёсткую установку на замирение сто-
рон. Но соль в том, что такой установки у него не имелось: он был
ведь не против войны в принципе, а только хотел побольше от неё
выгадать.
Кто лепечет про "столкновение интересов" (ну, как причину
войн), тот в определённом смысле простоват, как Сталин. Но скорее
ещё проще. Соль в том, что интересы СУБЪЕКТИВНЫ: это всего лишь
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о выгодах, а не собственно выгоды. А представления
могут со временем изменяться -- под влиянием аргументов, опыта,
обстоятельств, даже диеты и гормонов.
Воспринимать интересы как данность -- это от общего недоразви-
тия. Помоги людям взглянуть иначе (трезвее, непредвзятее, внима-
тельнее) на них самих и на окружающий их мир -- и их интересы
хотя бы немного изменятся.
Более-менее неизменная природная данность -- это ИНСТИНКТЫ. Но
удовлетворять одни и те же инстинкты можно очень по-разному, че-
рез очень разные "интересы".
Но начинать подправлять интересы надо, конечно же, с себя. Но,
скажем, гениальный Сталин был по этой части слабоват: он был мас-
тером комбинаций, но не мастером проникновения в корень.
Разумеется, бывают люди заскочного типа -- со слабоподправимыми
интересами. Наверное, к таковым относился, например, Адольф Гит-
лер, вперившийся в лебенсраум, евреененавистничество, расовое
превосходство и "жизнь -- борьба". Но таких людей можно мирно и
доброжелательно ЗАПИХИВАТЬ в приемлемый режим существования --
вполне для них благоприятный.
Сталин не понял своих огромных глобальных возможностей (и соот-
ветственно профукал их). В развитии своих взглядов на человека и
общество он поднялся не намного выше марксизма.
* * *
Уверенные в неизбежности войн, наверное, считают себя постигши-
ми [суть бытия] человеческую природу и смотрят свысока на таких,
как я, -- местами застрявших в детской наивности.
Моё же рассуждение простое. Во-первых, хватает людей, которые
войну ненавидят. По моим наблюдениям эти люди не отличаются ин-
теллектуальной слабостью от тех, для кого война, тем более война
чужими руками, -- это ОК. Скорее наоборот.
Во-вторых, "движение за мир" -- это отнюдь не полностью показу-
ха, хитрые происки с подрывными целями, развод недоумков на день-
ги. И Лига наций после WW1, и ООН после WW2 возникли из свежего
ужаса от огромных потерь и разрушений -- и на волне искреннего
массового стремления избежать повторения страшных событий.
В-третьих, более-менее протяжённые периоды мира таки случаются,
и с какого рожна не предполагать, что в принципе можно затгивать
их и очень надолго?
В-четвёртых, лично я немножко ещё верю в подлинный прогресс: в
то, что в мозгах массовых человечков кое-что со временем всё же
хотя бы немного меняется к лучшему.
В-пятых, лично я -- скептик, соответстенно не выношу категорич-
ных суждений. Я же НЕ УТВЕРЖДАЮ, что войну можно исключить из
обихода: я только ПРЕДПОЛАГАЮ это -- и действую в этом направле-
нии (вот этот текст, к примеру, пишу).
В-шестых, лично я вдобавок радикальный креативщик, и меня как
такового, можно сказать, [выбешивают] очень раздражают суждения
типа "такое невозможно, потому что никогда такого не было". У
вас когда-то не было электрических лампочек, запретов на смерт-
ную казнь и т. п.
В-седьмых, я -- не мазохист, не суицидник, люблю жить и имею,
как мне кажется, нормальный инстинкт выживания и наклонность рас-
считывать свои ходы. Войну я воспринимаю как то, что с довольно
большой вероятностью ударит по мне и моей семье, поэтому я обхо-
жу седьмой дорогой всё, что, по-моему, может к ней привести. Я
думаю, что войны "накаркиваются" теми, кто рассуждают о "неиз-
бежности войн". И тут без мистики: такими расскждениями люди все-
го лишь ослабляют свои и чужие моральные барьеры перед опасным.
* * *
Некоторые развзыватели и накаркиватели войн считают, что их
самих и их семьи защитит от военных бед высокое положение в обще-
стве. Николай I Романов, наверное, так считал тоже. А может, и
нет: у человеков ведь, среди прочего, есть инстинкт самопожерт-
вования, который им сильно подгаживает, когда включается слишком
рано под влиянием кривой культуры.
Что касается великого Сталина, так мило подставившего "советс-
кий народ" под особо жуткую войну и расплатившегося за это собст-
венным сыном, то в данном случае инстинкт защиты семьи не срабо-
тал по ряду причин, а именно следующих:
- идея служения народу (= более-менее жертвования собой и
своей семьёй) была Сталину не совсем уж чужда;
- сказывалось семинарское образование: жертвование сыном
ставило Сталина на одну доску с Богом;
- Сталин был очень занятым человеком и не имел времени
разбираться с тем, как последствия его решений могут
ударить по его же семье (он и другие последствия не всегда
тщательно просчитывал: за всем не уследишь);
- трения с сыном Яковом сформировали у Сталина некоторое
раздражение по его поводу;
- тяжесть предполагавшейся войны оценивалась заниженно;
- далеко не все на войне погибают или хотя бы калечатся;
- можно было ожидать, что уж сталинского-то сына командиры
поберегут;
- у Сталина немножко проявилась [стадность] подражательность
и подчинённость авторитетам: раз "войны неизбежны" и раз все
более-менее воюют, то будем воевать и мы -- куда ж деться?
Вообще, родительский инстинкт много чем подавляется, иначе
бы войны стали невозможными. Определяющего значения роди-
тельский инстинкт в среднем не имеет: так, вспыхивает иног-
да -- если другие инстинкты ему в это время не мешают.
Свидетельство о публикации №225080701639
агрессивности человека, как вида. Как убрать войны? Очень просто, отрежьте у мужиков яйца, и войн не будет, как и самого вида. Вот если отрезать всё тело от мозга, тогда может быть, интеллект пересилит, хотя, вряд ли, у интеллектов тоже есть амбиции.
А пока что, войны, и революции, это локомотивы истории, и НТ прогресса. И, возможно, дорога, ведущая в никуда.
P.S.
Что касается лично меня, я бы человек 40 за жизнь бы убил, если бы знал, что не сяду, и рука бы не дрогнула.
Ну, а так, только 1,5 покойника, доказать никто не сможет, но их родственники знают.
Вячеслав Горелов 07.08.2025 20:50 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 07.08.2025 23:07 Заявить о нарушении