Памяти генерала

Светлой памяти генерал-полковника Александра Тимофеевича Смирнова (30.08.1914 – 01.08.2010).

Очерк Тимура Сунцова, подполковника запаса, поэта-песенника, прозаика, выпускника 1 батальона 1 роты СВВАКУ-1993.

Прибыв для дальнейшего прохождения военной службы, я представился генерал-майору В.В.Гуляеву, начальнику Автобронетанковой службы Военно-Морского Флота. Объяснив круг моих задач, он торжественно вручил мне книгу воспоминаний генерал-полковника А.Т.Смирнова. Эти книги, отпечатанные весной 2004 года типографией 4-го филиала Воениздата Минобороны России в количестве 1000 экземпляров, являлись настольными для каждого старшего офицера нашей АБТС ВМФ!

Уволившись с военной службы в запас, в память о службе я сохранил эту книгу воспоминаний «50 лет в Автобронетанковой службе Министерства обороны», а неугомонные коллеги-танкисты преподнесли ко Дню военного автомобилиста свою книгу «Огонь, броня, манёвр» с такой вот шутливой надписью: «Тимуру Анатольевичу от главных танкистов Военно-Морского Флота РФ на долгую память. Помни, что автомобиль вторично, а танки первично, 29 мая 2006 года».

Минуло столько лет, а воспоминания Александра Тимофеевича читаются как увлекательнейший роман. Дух захватывает уже с первых строк: «Мною прожито более 90 лет. Из них свыше 50 лет отданы службе в танковых, а, в основном, в автомобильных войсках…».

Мой дед, прошедший войну от рядового фельдшера до подполковника медицинской службы запаса, родился в 1914 году. Он скончался во сне на 53 году жизни, будучи Заведующим городским здравоохранением города Чирчика Ташкентской области! Меня тогда не было на свете. Но постепенно, изучая документы, держа в руке его Орден Красной Звезды № 134563 от 15.12.1942, его удостоверение Заслуженного врача Узбекской ССР, его ароматную курительную трубку, я незримо общался со своим дедушкой!

Теперь я старше своего деда. Благодаря открытым архивам изучил весь его боевой путь, составив подробную биографию его жизни, пройдя вместе с ним его кипучую и бурлящую мощнейшей энергией жизнь! Такие же эмоции я испытал, читая воспоминания Александра Тимофеевича. Ведь он тоже родился в 1914 году. Мой дед должен был стать потомственным охотником, выращивая соколов. А Саша Смирнов - потомственным лесным сторожем казенных лесов Нижегородского уезда Нижегородской губернии! Времена были сложные, но тогдашние мальчишки нашли в себе силы и желание добиться в жизни чего-то большего! И у них это получилось!

«В августе 1914 года на этом лесном кордоне, в краю непуганых зверей и птиц, появился на свет и я» - вспоминает Александр Тимофеевич! Условия, в которых жил мальчик, напоминают жизнь крестьян Лыковых, обнаруженных в 1978 году в Хакасии! Не было ни спичек (кресало и пакля), ни сахара (сушеная брюква), ни чая (кипрей), ни одежды (лен, шкуры животных), ни обуви (лапти, валенки). Он мог быть растерзан медведями, утонуть в реке, замерзнуть в сугробе, умереть от дизентерии, как один из 4-х его братьев! Ближайшая больница была в 40 километрах, недоступная при отсутствии дорог (отец умер от воспаления легких в 1921 году). Только в 14 лет мальчик впервые увидел трактор «Фордзон»! Ни автомобилей, ни велосипедов он тоже не знал! Грамотой овладевал в Церковно-приходской школе!

Мой отец, вспоминая свои детские годы, проведенные в Якутии, рассказывал, что жили они при лучине. Когда в избу провели электричество, то лампочка в 40 ватт казалась ему Солнцем! Радио он воспринял, как прогресс, в отличие от старшего поколения, пытавшегося найти невидимых говорящих человечков. Это было в сороковых годах в Якутии!

Именно такие эмоции высказал и Александр Тимофеевич, только в Нижегородской области и в тридцатые годы! Мой отец занимался в кружке планеристов, мечтая стать летчиком! Но, по состоянию здоровья, поступил в Томский политехнический институт. Александра Смирнова по той же причине не взяли в авиационный техникум - только в строительный!

Вот тут и проявилась его жажда к знаниям! Не случай, не совпадение, а упорный труд и желание быть полезным обществу! А как иначе объяснить, что на летних каникулах он с товарищем подготовился и сдал экзамены в Нижегородский индустриальный институт. В числе 11 лучших студентов Александр Тимофеевич был отобран специальной комиссией на 5 курс Военной академии моторизации и механизации РККА имени товарища Сталина.

Вот так проявился талант будущего генерал-полковника! Человека, который всецело посвятил себя становлению и развитию Автобронетанковой службы! Делясь с читателем своими воспоминаниями, Александр Тимофеевич откровенно рассказывает о себе. Без малейшей гордости и чванства!  С простотой и большим откровением. Каждый рассказ погружает в полной мере в то или иное историческое событие!

И вот ты уже стоишь у гроба Сталина и по твоим щекам хлещут слёзы! И вот ты разрабатываешь для Армии двухзвенные Витязи, не имеющие аналогов в мире! А военные не проявляют интереса, и большая часть машин уходит в нефтегазовую отрасль! А вот ты внимательно слушаешь высказывание великого маршала Малиновского Родиона Яковлевича. И тебя всего начинает трясти от досады за эту фразу, которую не преподавали в СВВАКУ, которую не цитировали в войсках. Эта фраза должна быть выбита в граните и заучена наизусть всеми военными автомобилистами. Вот она: «Автомобильная техника обеспечивает нам подвижность и маневр войск и, образно говоря, представляет собой «ноги армии», а они должны быть всегда крепкими и здоровыми, с больными ногами воевать нельзя».

Описание предвоенных лет, служба на Дальнем Востоке, отправка на фронт эшелонов с техникой захватывает читателя с головой, словно сам окунаешься в бурю тех непростых событий! По новой начинается осмысление Пражской весны, войны в Афганистане. В свете сегодняшних событий с улыбкой читаешь тогдашнее сотрудничество с Польшей (рассказ «У польских друзей»). С чувством гордости воспринимается особое отношение к армии А.Н.Косыгина. От него требовали срочно построить завод грузовиков на западе СССР, для помощи странам Варшавского договора: «А деньги на строительство завода они дадут? Нет!». И тогда он принял решение построить сначала ВАЗ, а на деньги от продажи Жигулей - КамАЗ! Но не на западе! А в центре России! Вот такое дальновидное стратегическое решение!

Глубокое сопереживание испытываешь к действиям Александра Тимофеевича во время операции «Анадырь», когда Леонид Брежнев побоялся сообщить Никите Хрущеву, что производство военной автомобильной техники в тропическом исполнении займет больше года! Невольно задаешься вопросом, а как бы ты сам поступил в такой щекотливой ситуации? Ведь это была очень амбициозная задача с целью показать всему миру, что автомобильная промышленность СССР сможет все! И тогда директоры всех автомобильных заводов взяли на себя ответственность, что им потребуется время от года и выше!  В итоге задачу исполнил лишь ЗиЛ, условно переоборудовав часть машин. Потому что не было времени ждать!

А вот и 1972 год (я только появился на свет), когда Александр Тимофеевич встретился с заместителем Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск маршалом инженерных войск Арчилом Геловани. Нехватка тракторов! Нехватка денег! Нашлись тракторы и тогда нашлись деньги на учебную базу 4-х военных автомобильных училищ: 2-3 учебных корпуса, столовая, клуб, лабораторные корпуса! Строили более 10 лет! Прекрасные объекты! Я этому свидетель!

А вот и проявление заботы командиров о подчинённых. В 1945-1947 годах, во избежание цинги из-за отсутствия овощей на Сахалине, командование приняло решение обязательно употреблять еловый настой перед приёмом пищи! Выпил кружку - приступай к еде! Боже мой, как же этот эпизод схож с заботой отцов-командиров о нас, курсантах СВВАКУ! На полевых выходах, во избежание диареи, наши фляжки всегда были наполнены отваром верблюжьей колючки! Пишу эти строки, а у самого во рту стоит привкус этого удивительного целебного напитка. Хотя и прошло более 30 лет с момента выпуска!

Кстати, военные автомобилисты очень многогранные личности! И это не пустой звук! Слушая на ламповом магнитофоне «Яуза-6» хриплый голос Высоцкого, рвущий и душу, и гитарные струны, я оказывался в пучине Тихого океана на одинокой барже:

Какое-то судно идёт!
К биноклю все сразу приникли:
От судна летел вертолёт.…Окончены все переплёты,
Вновь служат — что, взял, океан?! —
Крючковский, Поплавский, Федотов,
А с ними Зиганшин Асхан.

А когда мне исполнилось 11 лет, родители подарили мне 11 рублей, и я радостно отправился в сувенирный магазин за очередной масштабной 1:43 моделью из Саратова. Новых машинок не было, и я купил себе чёрный морской штурвал с зеркалом и комнатным термометром. Медная цепь и медная табличка с надписью «Николаев» придавало этому сувениру особый шарм!

Судьба ответила взаимностью! Из солнечного Самарканда я поехал в светлый от полярного дня Североморск! Но, почему? - скажете вы, - Почему я вспомнил про Военно-Морской Флот? Потому, что Александр Тимофеевич описал ситуацию, когда на ремонтно-восстановительный батальон помимо задач ремонта автомобильной техники возложили строительство моторных барж. На одной из них унесло в Тихий океан наших четырех солдат. Вот прямая цитата: «Этот пример я привел для того, чтобы читатель знал, что очень даже неплохие катера строили доморощенные военные «автосудостроители»…».

Ещё один пример - плавка и прокат чугуна до состояния кровельного железа!  Понятно, что это недолговечная тема, однако, в отсутствие других материалов, военные автомобилисты проявили смекалку!

В марте 2024 года Зал истории Главного автобронетанкового управления Минобороны России (147 автобаза) получил новый экспонат - парадный китель начальника Главного автомобильного управления Министерства обороны СССР генерал-полковника Александра Смирнова. Мероприятие проходило в торжественной обстановке, форму генерал-полковника передала его дочь Татьяна. В церемонии приняли участие начальник ГАБТУ МО РФ генерал-лейтенант Александр Шестаков, ветераны и военнослужащие.

Проникшись такими светлыми эмоциями, я не мог не написать песню, посвящённую всем нам, военным автомобилистам, в память о 115-летии со дня образования Автомобильных войск России, в память о 111-летии со Дня рождения уникальнейшего человека генерал-полковника Александра Тимофеевича Смирнова:

Куплет 1:
Император Всероссийский
Николай Второй
Автороте он учебной
Путь дал боевой!
АМО Фиат-15 и славный Руссо-Балт
Задачи выполняли, перевозив солдат!
ЗИС-5 на смену встали и с ними ГАЗ АА,
Победу добывали, служив в РККА!
МАЗ, КрАЗ и ГАЗ, трудяга ЗиЛ
Работали что было сил!
КамАЗ-Урал всех пережил:
Тайфун с Торнадо оживил!

Куплет 2:
Есть много всяких АБШ
Российской Армии служа
Они надёжны и крепки
И в управлении легки!
ГАБТУ, ЦАДУ – наш путь тернист,
Военный автомобилист!
Крылат наш символ и лучист,
Военный автомобилист!
Наш путевой расписан лист,
Военный автомобилист!
Маршрут извилист и холмист,
Военный автомобилист!
 
Куплет 3-речитатив:
Он скромен, вовсе не речист,
Всегда подтянут, мускулист,
Военный автомобилист!
Военный автомобилист!
Могуч, кипуч, умён, плечист,
Наш двигатель всегда басист,
Военный автомобилист!
Военный автомобилист!

Припев:
Автомобильные войска
России служат больше века!
Без нас ведь служба нелегка,
Хоть наша не видна опека!
Автомобиль всегда исправен,
Сияет он издалека!
И труд почётен наш и славен,
Мы все готовы для броска!
Автомобильные войска
Всегда готовы для броска!
Ось с автоколёсами,
Крыльями, рулём
Войскам автомобильным
Всё в мире нипочём!
Войскам автомобильным
Всё в мире нипочём!

29.05.2025.


Рецензии