Чистая постель

Парадокс в том, что единого определения «измены» не существует, — каждый человек сам определяет: какое поведение в отношениях недопустимо. Для одних флирт — это уже измена. Для других — секс не измена, а слабость!
А что же тогда верность: обратная сторона измены, выбор или суть личности?!
Но вот что совершенно точно: сама тема ставит под сомнение взаимоотношения между двумя людьми, — всё может раскрыться с неожиданной стороны.
Глупо было бы пытаться вывести формулу измены или верности, поскольку жизнь преподносит примеры, не поддающиеся никакой логике: я знала одного очень хорошего человека, фронтовика, который во время ВОВ дошёл до Дрездена, вернулся домой на велосипеде с пуховым одеялом и швейной машинкой «Зингер». Это добро находилось под обломками вместе с ним и спасло ему жизнь после взрыва. Он вернулся увешанный наградами, верно отслужив своему Отечеству и народу под смертельными пулями, — в мирное время. Его ждала жена и дети. И он всю оставшуюся жизнь изменял своей жене с постоянной любовницей. Все заработанные деньги отдавал жене, по мере необходимости спрашивал, объясняя на какие расходы. Он любил жену, мать своих пятерых детей. И у него не было даже мысли, что он изменяет и это неправильно! А жена верила, что он никогда от неё не уйдёт. Так они все и прожили жизнь — каждый в своих радостях и страданиях. «Не изменял бы, — не было бы страданий», — скажете вы. Были бы, но другие…
Наша конкретная история более современная. На мой взгляд, она проста и прозрачна. Но совершенно очевидно, что каждый воспримет её по-своему: возможно, в меру своей испорченности, возможно, исходя из личного опыта и прозорливости.
Итак: трое молодых людей жили в одной комнате в общежитии. Они приехали по распределению после ВУЗов и ожидали, когда подъедут их жёны, поскольку все были женаты и имели детей.
Наконец, приезжает самая первая жена с ребёнком одного из троих. Вопрос с комнатой в советском общежитии для женщины с ребёнком даже сложней, чем для семьи с ребёнком. Поэтому мужчины решили его по-житейски просто: сами ночевали там, где были свободные койки, а жену с ребёнком поселили в свою комнату, к её мужу. В этом для них был огромный плюс: она готовила на всю ораву и потерпеть несколько дней, пока будут оформлены соответствующие документы, — всех устраивало.
Потом супругам с ребёнком дали отдельную комнату, а через некоторое время — комнаты в коммунальных квартирах получили все трое, и продолжали дружить семьями, поскольку ко всем приехали жёны. Молодость, маленькие дети, начало карьеры, небогатое, но стабильное советское время — всё было в радость! Собираясь на праздники своей постоянной кампанией, они пели песни, которые вполне выражали их внутреннее состояние:
Три месяца лето.
Три месяца осень.
Три месяца зима
И вечная весна!
Чтобы сузить пространство и время, сосредоточимся на той семье, которая одной из первых воссоединилась, потому что женщина оказалась самой смелой: не побоявшись трудностей, отсутствия комфорта, она с ребёнком, которому не было и года, как говорится, приехала «на голую кочку», готовила для троих мужиков, бегая в другой конец общежития, где находилась кухня, туда-сюда по многу раз в день. А по вечерам под неодобрительные взгляды одиночек, купала ребёнка в общей умывальной, поставив детскую ванночку на два табурета.
Всё это было позади: общага, коммуналка… Теперь-то они втроём: она, муж и подросшая дочь жили в однушке, зато в центре города!
Было много работы, карьера продвигалась: каждый достиг чего-то большего. Дочь училась в лицее. Ей было уже 10 лет. Единственное, о чём они немного грустили, — о друзьях, с которыми связь практически прервалась: кто-то поменял место работы, у кого-то родился ребёнок, изменились номера телефонов, которые были в то время только стационарными. Оправдания всегда неуместны, если людей связывают совместно пережитые трудности становления. Но наступает всё же момент, когда кто-то нет-нет, да и проклюнется сквозь время! Так было и в тот самый день, вернее — вечер.
Она сменила постельное бельё и в просторной ванной замочила использованное… Этим вечером из командировки должен был вернуться муж. Стиральной машины у неё ещё не было — приходилось стирать вручную. Уроки с дочкой были выучены, книжка дочитана, и дочка улеглась спать. Она спала в той же единственной комнате, что и родители, у окна. Их кровать была напротив, в трёх метрах от её дивана.
Комната казалась большой за счёт высоченных потолков. Но дочь была уже критически взрослой, чтобы спать с родителями в одной комнате. Поэтому мать сменила место работы: из научного отделения перешла в структуру, где можно было рассчитывать на расширение жилплощади. Они с мужем планировали ещё одного ребёнка, чтобы ускорить процесс улучшения жилищных условий.
В квартире пахло выпечкой — она испекла пирог, чтобы порадовать мужа с дороги. И уже было собиралась заняться стиркой, как в дверь позвонили. «А вот и он», — пронеслось в голове. Она открыла и о, чудо: перед ней стоял один из их троицы по общежитию: в одной руке бутылка с вином, в другой — шахматы!
Муж в общежитии, да и потом, когда они встречались семьями, неизменно сражался с этим приятелем в шахматы, этот интеллектуальный спорт был в моде!
И вот он стоял на пороге. «Входи же, муж как раз сегодня вернётся из командировки». «Я знаю». А у неё в голове пронеслось: откуда?!Но надо же поскорее достирать бельё, чтобы муж мог принять ванну и смыть усталость. Друг одобрительно воспринял её предложение подождать, пока она закончит стирку. Под шум воды из крана он рассказал, что жена преподаёт литературу в школе, а их дети теперь — одноклассницы.
Наконец, она закрыла кран. Заглянула в комнату: дочка спокойно посапывала во сне, обняв любимую игрушку, и тёплая волна захлестнула материнское сердце. И тут раздался стук в дверь. Это было странно. Дверь пошёл открывать друг, поскольку у неё ещё были мокрые руки. На пороге стоял муж с недовольным лицом: «Почему не открываете, я звонил и стучал?!». Она растерянно посмотрела на друга — он был смущён. Если она не слышала звонков и стука из-за шума воды, то эти звуки наверняка бы разбудили дочку! Но ведь и друг не слышал, сидя на кухне! К тому же в квартире был телефон и внизу перед домом был автомат, с которого можно было позвонить!
Возникло замешательство — из троих только ей было не по себе: она не понимала, почему муж не удивлён гостем и его поздним визитом?!
Боже, как это было давно! У них родилось ещё двое детей. Дети стали взрослыми, а сами они, пройдя длинный путь, преодолев много трудностей жизни, стали старше и приблизились к пенсионному возрасту, когда можно, наконец, отдохнуть от работы и посвятить своё время исключительно друг другу!
Но финал у этой истории совсем другой! Седина в бороду — бес в ребро: муж увлёкся другой женщиной: знаете — на работе часто случаются служебные романы! К тому времени он стал известным — значительно продвинулся по служебной лестнице. И вот именно теперь он вспомнил ту историю, объявив о разводе! Она, чувствуя бурное подводное течение, в последние несколько лет пыталась выровнять семейную лодку, и он это понимал и поддавался на её убеждения. Но стоило ему уйти на работу, — он возвращался взвинченный и отчуждённый. Ему звонили домой по ночам и рано утром, и он опрометью бежал к телефону. Он даже ночью, вставая в туалет, брал с собой телефон! Так что жена, выбившись из сил, начала болеть и согласилась на развод.
А чем же закончился тот злополучный вечер, когда третий лишний оказался в квартире, возможно, совсем не случайно, раз он знал о возвращении мужа из командировки?! Вечер закончился тихо, мирно: пока она занималась бельём, бутылка вина была откупорена и выпита мужчинами, пирог съеден и сыграна партия в шахматы. Потом муж проводил друга за порог, с улыбкой пожав ему руку, принял ванну и лег спать в чистую постель. А она поняла, что эти двое… оба предали её.


Рецензии