Феномен свободы и предопределения

"А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Рим. 8:30)

Вопрос, который действительно очень сложен и многим представляется как неразрешимый в принципе, - вне всякого сомнения, раскрывался христианским мыслителям прошлого; вопрос, который даже звучит противоречиво, для иных - особо вдумчивых - и вовсе оказывается препятствием к принятию Православной веры; вопрос, в который мы предлагаем углубиться - самый что ни есть фундаментальный, а заключается он, собственно, вот в чём: каким образом свобода человека совмещается с Божественным предопределением?

АКСИОМА

Всё, что тварно - может быть познано, непознаваемо одно только Божественное Существо.

ОСНОВА РАЗМЫШЛЕНИЙ

Сии размышления наши вкупе с порождённой ими концепцией базируются на двух, кроме прочего, принципиальных тезисах, а именно, первый, что наличие понятия о добре и зле является абсолютно необходимым условием свободы выбора, а второй, что свободный выбор невозможно ни просчитать наперёд, ни предвидеть кому бы то ни было. Но прежде чем приступить к разбору этих и сопутствующих утверждений будет логично дать определение понятию ЛИЧНОСТЬ.

ЛИЧНОСТЬ

Итак, если слово ЛИЧНОСТЬ понимать в плане онтологическом - как основу природы разумных тварей, а не как какую-нибудь характеристику, то развёрнутое определение наше будет следующим. Личность - это природно разумная мыслительная субстанция, говоря проще, ум, который есть тварный дух просвещённый Святым Духом. Личность - и есть тот самый образ Божий.

Надобно только здесь уточнить, что в зависимости от контекста слово УМ может иметь два разных значения: в одном случае, как выше, - это сама мыслительная субстанция, то есть сам субъект, а в другом - это уже сила, которой обладает эта субстанция, иначе, развитость интеллекта.

КРИТЕРИЙ ДОБРА И ЗЛА

Самое простое, здравое понятие о Божественном Существе, а конкретнее, понятие о Его беспредельности, в принципе исключает возможность существования чего бы то ни было не сотворённого Богом. Ведь ясно, что неограниченность Божественного Существа просто не оставляет места какому-либо иному самостоятельному существованию. Из этой богословской истины следует, что единственно верным критерием добра и зла - является воля Божья. Ведь понятное опять же дело: кому, как ни Богу знать лучше, что, собственно, хорошо, а что плохо - в сотворённом Им из ничего мире.

СВОБОДА ДАННАЯ ЧЕЛОВЕКУ

Апеллируя понятием СВОБОДА - запутаться очень легко, и дабы иметь хоть какой-то ориентир - скажем пару слов о свободе как таковой. Вот что важно понять: абсолютная свобода - это абсурд, абсолютной свободой не обладает вообще никто, потому что даже Сам Бог, будучи самым совершенным Существом, может не всё. Например: Бог не может перестать существовать, Бог не может перестать быть Личностью, Бог не может лгать. Тем более свобода данная человеку - ограничена, впрочем, она полноценна.

Теперь вопрос: в чём именно заключается свобода человека и чем она обуславливается?

Ради углублённого понимания сего вопроса, есть смысл взглянуть на бессловесных, то есть на животных, чтобы поразмыслить - почему они, хоть и имеют некое подобие разума, а свободой выбора, по-сути, не обладают?

Дело в том, что бессловесные, не имея понятия о добре и зле, во всех своих действиях руководствуются одним-единственным - чисто животным пониманием, которое изначально от природы быв заложено в их мыслительную субстанцию, предопределяет всё их поведение. То есть, теоретически все действия бессловесных могут быть просчитаны наперёд. Поэтому поведение животных, лишь условно может называться свободным.

И совсем другое дело - человек, у которого наряду с чисто животным пониманием наличествует - божественное - то самое, руководствоваться которым призывает совесть. Так вот, наличие двух, не всегда согласных между собой понятий - и обуславливает саму возможность совершения личного выбора.

А исток человеческой свободы можно изобразить следующим образом. Ум человека, являющийся по своей природе тварным духом, действием Святого Духа становится в некой мере причастником ведения присущего Самому Творцу. Именно так ум обретает элементарное понятие о себе и о воле Божьей, отчего, собственно, возникает ситуация, в которой ум, просто вынужден делать выбор между добром и злом, то есть между угождением Богу и противлением Ему. Потому вынужден, что бездействие - это тоже своего рода выбор, поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, но человек не имеет никакой возможности не применить дарованную ему свободу.

ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

Всякий мыслитель не желающий умножать свои заблуждения, никогда не должен упускать из виду догматы Православного вероучения, для того, собственно, чтобы в своих теориях не выходить за рамки утверждённых Церковью истин, но, с этим не всё так просто. Непросто же потому, что и догматы нуждаются в правильном трактовании, ведь до абсурда можно довести всё что угодно!

Пример. Символ Веры гласит, что Бог является Вседержителем, однако, если понимать этот, без сомнения, истинный догмат буквально, то получится, что человек не имеет никакой свободы, ведь Вседержитель - значит Вседержитель - и точка. Очевидно же, что личная воля разумных созданий, определяющая их вечную участь, является здесь исключением.

Есть и ещё один истинный догмат, который, как мы полагаем, тоже имеет в себе одно, и что примечательно, аналогичное исключение, это догмат о всеведении Божьем.

ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖЬЕ

Относительно того, что Бог имеет абсолютное знание прошлого и настоящего, вопросов обычно не возникает, напротив, с будущим - всё сложно. Поэтому вот над чем надо хорошенько поразмыслить: каким именно образом Бог знает будущее, и нет ли здесь каких исключений?

Бытует одна распространённая идея: Бог знает будущее потому, что Он существует вне времени, отчего прошлое, настоящее и будущее находятся пред Ним как на ладони.

На наш взгляд, из этой идеи по необходимости вытекает просто фантастическая нелепость, и в этом есть смысл разобраться. То, что Бог видит всё существующее - несомненно, но вот вопрос: существует ли будущее в реальности, или же оно существует только как точный план Божественного творения?

Нелепость вышеупомянутой идеи как раз в том и заключается, что она говорит не о точном плане Божественного творения, а о реальном "где-то там впереди" существовании будущего. И выходит, что реальность - это что-то типа киноплёнки, кадры которой с некой частотой пробегают через настоящий момент. Да-да, именно так, без раскадровки обойтись здесь никак не получится, потому что прошлое, настоящее и будущее - это уже по меньшей мере три фазы одного событийного процесса, и существовать одномоментно как нечто целое им невозможно в принципе. То есть, из рассматриваемой идеи необходимо следует, что реальность существует в бесчисленном множестве событийных фаз одновременно! Нужно ли развивать мысль дальше или и без того ясно - насколько всё-таки бредова сия популярная идея?

Развивать дальше эту мысль мы не станем, а укажем на вывод, к которому она подводит: Богу невозможно быть транстендентным относительно несуществующего в реальности, а будущего в реальности не существует, однако, по всей видимости, имеет место быть точный план Божественного творения.

Вердикт. Реальность существует исключительно в настоящем моменте, то есть в единственном числе. Знание же Богом будущего обуславливается тем, что у Него есть точный план творения, знание Им настоящего - тем, что Его Благодать всё проникает, ну а знание прошлого Бог имеет в силу абсолютной памяти.

А возможно ли как-нибудь иначе объяснить знание Богом будущего? Здравый смысл говорит "нет". Тем не менее, подводить черту в этом разделе пока рано.

"Ведомы Богу от вечности все дела Его." (Деян. 15:18)

Эти слова Священного Писания являются основанием догмата о всеведении Божьем, но, если отнестись к ним без должного внимания, то можно упустить из виду, что слова эти указывают и на исключение. Ведь в них не сказано: Бог ведает всё, а сказано только про дела Его. А что во всём мире не является действием Бога? Ну правильно - свободный выбор разумных созданий.

И всё же, если представить себе ситуацию, в которой Богу будет известен результат некоего, ещё не состоявшегося выбора - что получится? Ну, сперва нужно осознать простейшую вещь: известным может быть только то, что само по себе имеет определённость. А отсюда следует, что если Богу действительно известен результат некоего, ещё не состоявшегося выбора, то это будет всё равно, что результат сей пред Богом уже определён, а значит выбор, вроде бы долженствующий определить сей результат, ничего решать уже не будет и свободным именоваться не может. Вывод: непредсказуемость - существенное свойство свободного выбора.

Поэтому, кто бы что ни говорил, а результат действительно свободного выбора знать заранее невозможно даже Богу! Это, собственно, и есть то самое единственное исключение из догмата о всеведении Божьем.

МНИМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Логичный вопрос: так если у Бога есть точный план будущего творения, то где ж тогда место для личной свободы человека - для того самого пресловутого свободного выбора определяющего вечную участь?

Вопрос правильный, ведь на то выбор и свободный, что результат его, как выяснилось, нельзя ни задать, ни просчитать наперёд, но приступать к вопросу о том - каким именно образом реализуется свобода человека? - преждевременно, ибо вопрос этот куда сложнее, чем может казаться.

ВСЕХ ТВАРЕЙ ВЫСШАЯ

"Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе." (1 Кор. 15:41)

"Другая же падоша на земли добрей и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять." (Мф. 13:8)

Несомненно, что в плане вечности, степень личного достоинства определяется не стихийно, а тем - насколько кто угодил Богу во время земной жизни. Другими словами, истинное достоинство каждого определяется его произволением, которое, в свою очередь, является прямым отражением свободного выбора.

То, как рождается произволение каждой личности - мы объясним позже, а пока что обойдёмся одним лишь кратким его определением. Произволение - это непреложная приверженность ума - либо угождать Богу с определённым усилием, либо с определённым усилием Богу противиться.

Сложность теории, в которую будет вполне вписываться свобода человеков заключается в том, что она должна объяснять и то - каким образом получается так, что люди появляются на свет с произволением всегда соответствующим Божьему событийному замыслу. Ибо целое множество примеров свидетельствует, что Бог властвует и над ситуацией вокруг произволения. Приведём, пожалуй, несколько самых ярких таких примеров.

Первый. Матерь Божья. Церковь воспевает Её - как Царицу Неба и Земли, как всех тварей Высшую! Но ведь очевидно, что удостоиться столь исключительной чести, и вообще - стать Богородицей - возможно было только Той, что явила пред Богом предельную покорность духа, то есть показала высочайшее относительно всех остальных произволение.

Второй. Иоанн Креститель. Господь называет Иоанна Предтечу большим из всех рождённых женами. И это логично: кому, как ни величайшему из святых, величайшему после Божьей Матери, разумеется, - кому же ещё было приличнее стать Крестителем Самого Господа и возложить свою десницу на святейшую главу Владычню.

"Будет бо велий пред Господем." (Лк. 1:15)

"По сих же днех зачат Eлисавет, жена его." (Лк. 1:24)

Как вообще было возможно предсказать ещё несостоявшееся зачатие величайшего святого от конкретных родителей? Не говоря уже о том, что для осуществления пророчеств было необходимо, чтобы зачатие Предтечи Господня состоялось в нужное время и нужном месте.

Третий. Все те, кому выпало умереть в младенческом возрасте или же родиться душевнобольными. Кажется, эти и подобные случаи несправедливы от начала и до конца и вообще не имеют логического объяснения.

Четвёртый. Все Ангелы и бесы. Ведь первые и вторые в плане произволения - это два противоположных полюса: среди них нет того "среднего", чем, по-сути, является род человеческий. Понятно, что Ангелы и бесы - не человеки, но суть от этого не меняется - они также - личности.

Ну так вот, вопрос: каким образом Бог устроил так, что, например, Божья Матерь, достоинство Которой превышает достоинство вообще всех разумных созданий, соответственно и произволение Которой отличается исключительной высотой - как Бог устроил так, что Она родилась в нужное время и нужном месте? Ведь совпадение такое невозможно себе представить.

КОНЦЕПЦИЯ

Пришло время приступить к раскрытию нашей концепции, призвание которой - упразднить основные недоумения разбираемой темы.

На Пятом Вселенском соборе Церковь Христова утвердила догмат о не предсуществовании душ, что, как мы полагаем, полностью исключило вариативность ответов на вопрос - каким образом получается так, что люди появляются на свет с произволением всегда соответствующим Божьему замыслу? Однако, надо признать, то объяснение, которое, на наш взгляд, и осталось попросту безальтернативным - весьма смело, впрочем, не суть, главное же, что оно не противоречит Православному вероучению и в частности вышеобозначенному догмату, согласно которому бытие каждой души начинается одновременно с зарождением её физического тела.

ЛИЧНОСТЬ С ЧИСТОГО ЛИСТА

В святоотеческой литературе встречается одно примечательное и весьма устойчивое мнение, что новая душа образуется прямо из материнской души. Это очень правдоподобно, но только с той оговоркой, что главную часть каждой души - её личность, Бог создаёт с чистого листа.

И ещё, ничто не возбраняет нам предположить, что начало бытия каждой души связанно непосредственно с возникновением сердцебиения, а по убедительным заверениям медицины, первые удары сердца наблюдаются уже на третий день после понятно какого соития, впрочем, такие подробности здесь не особо важны.

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

Отдельного внимания требует следующий принципиальный тезис, который заключается в том, что любое действие совершаемое в хоть сколько-нибудь сознательном состоянии, будь оно физическим или только мысленным - оно всегда лежит в духовной плоскости, то есть любое сознательное действие обязательно является - либо грехом, либо добродетелью. Это ключ к пониманию того - каким образом Бог вседержительствует во всех ситуациях, где "замешана" свобода человеков.

Из этого нашего тезиса следует, что человек, в меру сознательного состояния, всегда находится под искушением. Правда, существует одно исключение: добродетель духовного созерцания, во время которой человек, хоть и пребывает в сознательном состоянии, однако, его ум не свободен, ибо пленён и водится Святым Духом.

Так вот, все искушения состоят из трёх принципиальных вещей: первое - это сила, с которой они действуют; второе - это всё, что помогает их преодолевать; и третье - это произволение человека.

И что получается: поскольку Богу абсолютно подвластны - как сила искушений, так и всё способствующее их преодолевать, а произволение - это то, что всегда постоянно и Богу известно, то и получается, что какое бы это самое произволение не имел бы кто, а ход любого искушения всегда находится в "руках" Божьих. И нетрудно понять, что все те ситуации, в которых человек пребывает в несознательном состоянии - тем более находятся во власти Господа Вседержителя.

ПЕРВОВЫБОР

И вот, наши рассуждения вплотную подобрались к тому, чтобы обратиться в них к такому понятию как ПЕРВОВЫБОР, без которого, как мы глубоко убеждены, вообще невозможно объяснить феномен свободы и предопределения!

Суть этого понятия в том, что личность каждого человека самоопределяется в самом начале своего бытия. То есть, как только Бог создаёт ум зарождающегося человека, Он тут же проводит его через судьбоносное искушение, итогом которого является произволение этого самого зарождающегося человека.

                ***

Ну и наконец постараемся ответить на два, вероятно, самых любопытных вопроса: каким образом совершается акт первичного самоопределения и как Бог устраивает то, что люди появляются на свет с произволением всегда соответствующим Его событийному замыслу?

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Когда уже вплотную приблизится время, чтобы в материнской утробе зародился новый человек - непосредственно тогда появляется на свет его личность и совершается таинственное действо её самоопределения, и кто знает, возможно, совершается оно следующим конкретным образом.

Создав и просветив мыслительную субстанцию, говоря проще, создав ум, Святой Дух ожидает от него справедливого: поклонения в духе. Чем меньше ум будет медлить в решимости поклониться, тем в итоге он будет ближе к Богу в вечности. Промедлив же дольше некой - определённой Богом меры, ум становится совсем негодным для спасения.

Тот ум, который в дерзости своей проходит сию точку невозвращения, в итоге всё равно будет вынужден воздать должное - поклониться Создателю, но, чем дольше он будет сопротивляться, тем более злым сформируется его произволение.

Господь создаёт ум, испытывает его, уничтожает и вновь создаёт до тех пор, пока в Его "руках" не оказывается тот, чей первовыбор соответствует событийному замыслу. Обретя же искомый и преложив первовыбор в произволение, Бог соединяет сей ум с зарождающимися душой и телом.

Это, собственно, и есть тот самый момент, с которого начинается личное бытие каждого человека. Подобным было и сотворение ангелов, только без соединения с физическим телом, разумеется, которого у ангелов попросту нет.

Вероятно, всё это действие занимает, по земным представлениям, ничтожный промежуток времени, то есть сущее мгновение.

САМА ПО СЕБЕ ДУША СОЗНАТЕЛЬНА

Несомненно, что души, к примеру, младенцев, в случае смерти их физического тела, тотчас же обретаются сознательными. Ведь сама по себе душа сознательна, просто, после соединения с зародившимся плодом, то есть со своим физическим телом, неразвитость мозга накладывает на ум своё ограничение, а дальше - по мере взросления телесного состава, с ума снимается сей ограничивающий фактор.

УМЕРШИЕ ВО ЧРЕВЕ

"И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый." (Пс. 142:2)

Из этой цитаты Священного Писания прямо следует, что грешны даже те, кому выпало умереть в материнской утробе. А поскольку грех в строгом смысле может быть только сознательным, то и вина в нём младенцев не может заключаться в чём то ином, как только в несовершенстве их первовыбора. И нету никаких сомнений, что как бы ни был короток век того или иного младенца - все они успевают претерпеть достаточно страданий необходимых для искупления своего греха.

НЕКРЕЩЁННЫЕ

"Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие." (Ин. 3:5)

Каков на самом деле смысл сего стиха? То, что рождение водою и Духом означает таинство Крещения - это ясно, а вот понять, что здесь подразумевается под Царством Божьим - сложнее. Дело в том, что Царство Божье - это не только Царство Небесное, также это просто - полноценная духовная жизнь, которая только и возможна, что в лоне Православной Церкви. Иначе говоря, примириться со Христом и наслаждаться богообщением возможно только тому, кто сподобился Святого Крещения.

Точно также без таинства Крещения нельзя вселиться в Царство Небесное. Но! вот на какой вопрос обязательно следует обратить внимание: когда Иисус Христос сойдя душою во ад, на правах Владыки изводил оттуда достойных, то при этом, сподобил ли Он их Крещения? Из вышеприведённых слов Писания следует, что обязательно да. Именно так Господь поступит и при Втором Своём Пришествии: всех предназначенных ко спасению, но не сподобившихся к тому моменту Крещения, удостоит сего Божественного дара.

ПРИМИТИВНАЯ ЕРЕСЬ

В православной среде бытует одна совершенно не православная идея, мол, в пакибытии будет некое место - ни ад, ни рай, а нечто среднее, куда Господь поместит всех некрещённых, но и не заслуживающих вечной муки людей. Что сказать? Во всей Библии нет даже и намёка на существование такого места, напротив, в Евангелии Господь ясно говорит, что на Страшном Суде все будут разделены на благословенных и проклятых, на "овец" и "козлищ", на тех кто станет одесную, и тех кто окажется ошуюю - аминь.

ДВА К ОДНОМУ

"Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство." (Лк. 12:32)

"Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю." (Откр. 12:4)

"Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя." (Ин. 15:13)

Вопрос. В итоге, в вечности - каково будет количественное соотношение благословенных к проклятым?

Господь в Евангелии говорит о спасающихся - как о малом стаде, однако, очевидно, слова эти относятся исключительно к Православным Христианам сознательного возраста. А если так, то в целом - каково соотношение спасающихся к погибающим? Мы полагаем, что существует целый пласт некрещённых людей, которые на Страшном Суде окажутся в числе помилованных.

Сей пласт состоит преимущественно из всех тех, кому выпадает умереть в материнской утробе, а количество таковых, между прочим, сопоставимо со всем остальным человечеством, дальше, сюда надо прибавить и всех тех, кто не доживает до сознательного возраста, ну и не забыть про тех, кто хоть и не ведает Благодать Православия, но при этом проявляет достаточно истинной жертвенности. И это не всё.

Ангелы также как и человеки являются разумными существами - являются личностями. Поэтому, чтобы правильно оценить соотношение всех предназначенных к жизни вечной, и тех, кто окажется в вечном огне - надо рассматривать всех разумных тварей как одно. Ну а поскольку святых Ангелов в два раза больше, нежели бесов, и весь человеческий род сравнительно с ангельским - это всё равно, что одна заблудшая овца из ста, то получается, что конечный результат будет примерно два к одному.

Но почему Бог устроил именно такую пропорцию - два к одному, ведь исходя из нашей концепции, в Его власти была возможность устроить любую, например такую, где благословенных тварей оказалось бы больше, чем две трети? То, почему благословенных не меньше - это понятно: Бог - благ, и логично, что Его воля в том, чтобы благословенных было как можно больше, - но почему тогда только две трети, почему не больше? Возможно, это потому, что при большей доле благословенных, в их же глазах угроза вечной погибели была бы недостаточной, что делало бы их неприемлемо беспечными.

ЭПИЛОГ

Конечно, кому-то наверняка покажется наша концепция аморальной, ведь если ход земной жизни полностью предопределён, то знание об этом будет способствовать нерадению в деле личного спасения - спасения души. Однако, нам есть что сказать по этому поводу.

Любой грех неминуемо влечёт за собой страдания согрешившему, и нету никакого практического смысла откладывать подвиг спасения на потом, ибо расплатиться придётся в любом случае, и расплата эта может распространиться даже до того, что предопределённый ко спасению человек будет дожидаться Страшного Суда в преисподней земли.

"Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь." (Ис. 55:8)

                ***

        монах Порфирий (Корнилов)


Рецензии