Вчера старший внук из Крыма спросил меня
А в каком году Омер репрессирован был и как куда?
Я ответил прямо после моего рождения, в 1950 из Острогожска, в Челябинск, на строительство Атомной станции. Я его увидел в Угличе только в 1954 году, в начале года.
Около двух лет мы жили в там. Отец был очень плох. Жили в доме деда с бабушкой.
Мама и бабушка, восстановили его здоровье, и он смог восстановить после пожара дом. Потом работал на часовом заводе там же где и мама. Строил дом в центре города.
А Соболев. Н. Разыскал его зимой 1955.
Отец уехал на Дон.
А через месяц и мы к нему приехали. Встречал он нас в Шахтной. Дед Василий Николаевич, вырастил немного помидор. Углич, все - таки север. И конечно загрузил нам с мамой. Ехали долго , больше четырех суток, вначале из Углича до Москвы, пол дня на вокзале просидели. Дед был с нами. Посадил в поезд который шел на море, а вышли мы не в Ростове, а в Шахтной. Оттуда до станицы ближе. Директор совхоза Красюков. Выделил отцу на день свою машину «Победу» с водителем д.Лешей.
Красюков - это легендарная личность, друг М.А. Шолохова.
В станице Мелиховской отец получил винцех. Предприятие было мизерное, урожаи винограда еще меньше.
При Винцехе - был большой курень. (Это казачий дом.) Жили на втором этаже. В центре была печка, а по кругу четыре комнаты. Двор был огромный, там была котельная, при использования деревянных бочек, нужен был пар, горячим паром стерилизовали внутреннюю часть бочки. Мыли корзины прессов и чаны. Чан- это огромная в три человеческих роста бочка, в которой бродил виноградный сок или мюзга. Мюзга- это давленные ягоды винограда.
А во дворе, было производство. Суть того производства заключалась в большом количестве деревянных бочек. В этих бочках виноматериал летом нагревался на солнце, зимой охлаждался до определннной температуры . но не замерзал. В этих условиях виноматериал дображивал или приостанавливал накопление спирта Если крепость вина была
Несколько раз рабочие приносили отца в дом. У него после Новороссийского ранения были припадки. Шла пена изо рта. Но тогда такое было у многих. Война закончилась. Работали в основном женщины. Потому , что мужчины погибли на войне. Мы школьники то же не сидели на печи, занимались прополкой, осенью каждый должен был сдать нарезанные чубуки в школу,10 пучков по 100 чубуков. По весне 1957 года на Дон привезли в наш район голодных и оборванных Болгар. Мужчин и женщин. Они работали на полях, виноградниках и на строительстве завода. Завод был сдан в 1960 году, работает по сей день.
Второй завод на Дону
В совхозе ВДВС 1 директором был Ждамиров, Павел Васильевич. То же прошедший репрессии.
Главным инженером был фронтовик, сибиряк Иванов Константин Михайлович. Зав мастерскими Кирсанов Александр , в войну десантник из развед роты полка.
До 1958 построили корпуса завода - сделали систему каналов, для орошения. Отец привёз Чубуки винограда и розы. Посёлок к лету стал похож на жилой. Открыли столовую. Магазин. Клуб с печью. Кино показывали каждое воскресенье.
Дорог не было вообще до 1961,по весне, грязь жуткая. Отец и руководство совхоза отстроили несколько домов на двух хозяев. Это поближе к заводу.
Сделали серию прудов. Полив работал все лето. А зимой запас воды был достаточный. Для потребления и готовки, отец в Цимлянске достал насос глубинный. Пробурили почти 300 м. Скважину. Сделали разводку с колонками. Вода была солоноватая. Во дворах стали появляться фруктовые деревья и грядки с овощами. В каждом доме были куры , естественно пух шел в подушки. Мясо в готовку, яйца в выпечку. Ели сырые яйца, ни каких болезней не было. Разводили кроликов-на мясо и шкурки. Первое время голубей. Потому что мяса просто не было.
Жили, там спокойно. Это далеко от цивилизованного мира. Телевидения не было. Народу мало. Нужны были рабочие, привезли с западной Украины и Белорусии несколько десятоков семей. В основном женщины и дети, запустили новый завод в 1964. Жить стало легче. В прудах были свои карпы. Коров, свиней лошадей было много. Но во дворах совхоза коров не держали. Закупили около десятка грузовых газиков. Отец и мама в Ростов на Дону в Донвино уже на машине ездили. Потом в Орловке организовали взлётную полосу, и на кукурузниках летали в Ростов. Трасса ожила, её проложили до Волгодонска. ЖД была далеко от нас. Все материалы и оборудование везли из Волгодонска. Там ЖД и речной порт. К врачам то же в Волгодонск. Сестра отца - Аня жила с нами. Ей выделили дом амбулаторию. Дом через дорогу от нас. Теперь мы жили в приличном доме в самом центре. Виноград убирали все. Нас школьников снимали на неделю с занятий. Всех без исключения. По осени, когда прекращалась подача поливной воды. Каждый из нас школьников, чистил арык перед своим домом .
После войны виноградники на Дону почти исчезли или одичали. Омер рассчитал нормативы внесения удобрений.
Была разработана система внесения удобрений. Так, фосфорные и калийные удобрения вносились под осенне-зимнюю перекопку или вспашку, азотные—под первое весеннее рыхление почвы.
Нормы удобрений в среднем по совхозу были следующие:
• азот —160 кг (действующего вещества);
• фосфор—90 кг;
• калий —60 кг.
В органических удобрениях и до войны ощущался острый недостаток; поэтому они вносились без строгой системы.
При наличии навоза внесение его производилось из расчета 25 тонн на один гектар через год под осенне-зимнюю вспашку, вместе с фосфорными и калийными удобрениями.
Важнейшим агротехническим мероприятием является борьба с вредителями и болезнями виноградной лозы и ягод. Особенно опасны такие вредители, как скосарь и гроздевая листовёртка, из болезней—мильдью и оидиум Многолетний опыт показал, что если не вести с ними ежегодной борьбы, то они могут уничтожить почти весь урожай
винограда и сократить жизнь виноградного куста.
Вот почему в совхозе ВДВС 1 с такой исключительной тщательностью проводилась борьба с вредителями и болезнями. В результате в течение 1959 -65 годов потерь урожая практически не было. Борьба с вредителями велась предупредительная, а при обнаружении—истребительная.
Государство отпускало достаточное количество ядохимикатов на борьбу с вредителями и болезнями. Только году 1963 году для этой цели совхозу были отгружены
23 тонны медного купороса и 33 тонн серы. К тому времени виноградников уже было достаточно много. По весне чубуки сажали в основном мы школьники. Это была не тяжелая работа, более тяжелую выполняли взрослые.
За годы становления наши инженеры – конструкторы разработали новые типы машин, в частности Липецкий завод уже выпускал узкогабаритные тракторы средней мощности, которые совхозы начали получать. Началось производство специального инвентаря на Одесском заводе. Механические мастерские совхоза освоили производство специальных плугов и культиваторов. Все это облегчило обработку виноградников в степи , а вместе с этим и развитие виноградарства.
Во всех совхозах ВДВС 1; 2;3 производственные участки были закреплены за бригадами, которые состояли из 15—20 человек. Во главе бригады стоял освобождённый бригадир специалист-агроном или опытный практик. За бригадой закреплялись 10—16 гектаров виноградников и весь необходимый для работы мелкий инвентарь. Бригады делились на 3 звена во главе с неосвобождёнными звеньевыми. За звеном закреплялось 3—4 гектара виноградников. На закрепленных территориях строили сараи для хранения инвентаря. Обычно из камыша или тростника.
На основе производственного плана совхоза или отделения каждой бригаде давался конкретный план работы на весь год. Внутри бригады этот план доводился до каждого звена в объёме закреплённого за ним участка.
Производственные планы, как бригады, так и звена, прорабатывались на производственных совещаниях бригад и звеньев. Таким образом, каждый рабочий хорошо знал объём и характер агротехнических мероприятий, урожайность-за которую он должен бороться. В основном эта система организации труда сохранилась и до настоящего времени.
Виноград плодоносит только на двухлетних побегах, и потому обрезка с целью регулирования плодоношения является необходимым агротехническим мероприятием. Но старая форма подрезки, сложившаяся на Дону и в Крыму в течение столетий, уже не могла удовлетворять потребностям крупного хозяйстве, и поэтому
на основе современных достижений науки и практики она была коренным образом изменена.
Основной формой виноградного куста раньше была чашевидная, но она не везде соответствовала условиям местности, уровню агротехники и требованиям механизвции.
На новых виноградниках применяли шпалерную систему формирования, при которой
годовой прирост размешается в одной плоскости. Такие формы легко выполнимы, дают возможность механизированного ухода за виноградниками и позволяют формировать куст в соответствии с особенностями данного сорта. А чаши остались только во дворах мелиховских казаков.
Вопросы нагрузки чашевидной формы до 1937 года еще в Крыму , когда отец работал в Массандре, решались очень просто:
три рожка по три глазка, с учётом угловых почек побега, без всяких поправок на нарезки
и удаления глазков и почек, даюших бесплодные побеги.
Как показали наблюдения бывшего главного виноградаря
комбината «Массандра», в результате такой формировки на кусте получали до 50—60 процентов бесплодных побегов и очень низкие урожаи. Сила куста
затрачивалась на бесполезное выращивание древесины.
Уже в ноябре 1937 года было созвано специальное совещание специалистов и
Массандры по вопросам зимней подрезки, которое вынесло следующее решение:
1. При расчёте нагрузки на куст вносить коррективы на неразвивающиеся побеги и глазки, дающие при развитии бесплодные побеги, т. е. число оставляемых глазков
должно быть больше нормы:
а) на чашевидной форме на 25—35 процентов;
б) на формировках Гюйо—на 20—25 процентов.
2. Угловые почки, как имеющие очень низкий коэффициент плодоносности, в расчёт нагрузки куста при подрезке не принимать.
3. При распределении нагрузки на чашевидной форме
вполне возможно применение, при наличии сучка замещения, полупужек.
По традиции, в виноградарства молодые виноградники после первого и второго года жизни обрезались на два глазка, что вело к сокращению развития подземной части куста в течение третьего года жизни, уменьшало объём корневой системы, вызывало задержку
в общем развитии растения и оттягивало срок вступления в плодоношение. На основании этого зимняя обрезка после второго года жизни куста была»изменена и стала
проводиться с учётом его силы и состояния. На куст и с учетом местных условий Донских степей начали оставлять до двенадцати почек.
В результате всех этих мероприятий виноградники стали давать прекрасный прирост, и урожай увеличился на 30—50 процентов.
В те годы отец каждый месяц рассылал в редакции свои исследования. И их печатали. У нас был огромный чемодан с этими журналами на глянцевой бумаге. В которых были статьи по виноградарству и виноделию написанные моим отцом.
Еще в Массандре до войны он занимался разработкой Хереса.
В России Херес, как вино, производится в различных регионах, включая Крым, Молдавию, Краснодарский край, Дагестан и Ростовскую область. В Крыму, в частности, Херес "Массандра" выпускается с 1944 года, а в Молдавии, в Яловенском районе, делают Херес десертный, ныне переименованный в Шервин.
В России производство Хереса было развернуто после Великой Отечественной войны, в основном в Крыму.
В Крыму, на заводе "Массандра", херес производится из винограда сортов Серсиаль, Вердельо и Альбильо, выращенного в хозяйствах Южного берега Крыма. В Молдавии, в Яловенском районе, Херес десертный (Шервин) делают из сортов Алиготе, Траминер, Пино белый и Ркацители.
Кроме того, Херес производят и в других регионах России: в Краснодарском крае, Дагестане и Ростовской области. Например, Херес Таманский производится на Голубицком винзаводе пленочным способом в бочках.
Таким образом, российский Херес имеет различные места производства, каждое из которых имеет свою историю и особенности. Отец вспомнил разработанный им еще до войны в Массандре метод под пленкой. Изготовил термо – чан. Где с пульта управления задавал параметры нагрева и охлаждения. Тонкости мне не известны, отец над этим работал один. Результат, был освоен его метод и Херес выпускался в маленьких подарочных бутылках. Но кому - то это не понравилось и производство закрыли. А отец ушел на пенсию и унес секрет с собой в мир иной. Это уже было в Ростове в конце 60-х начале 70-х.
В 1965 родители попросились в Ростов на Дону.
Я закончил школу. Завод работал. Здоровье отца стало хуже. Жили в Ростове на Дону, на квартире, пять лет. Нелля и Николай забрали Аню в Шахты. У них был дом. По выходным электричкой к ним ездили, возили продукты. Летом Николай на мотоцикле приезжал. Нелля работала в роддоме до последнего.
Часто зимой приезжала вначале с детьми, потом с внуком к нам.
Так вот и жили.
Свидетельство о публикации №225080700025