Диалог Философа и Чёрта, о добре и зле
Он был элегантен: тёмный сюртук сидел безупречно, а в глазах, чернее беззвёздной ночи, плясали насмешливые огоньки. От него не веяло серой, лишь тонким ароматом дорогого табака и самодовольства.
— Доброй ночи, философ, — бархатным голосом начал гость, скрестив ноги. — Я не помешал ночному бдению над пыльными фолиантами?
Илларион, спокойно перевернул страницу и ответил.
— Если ты пришёл за моей душой, то опоздал. Я давно посвятил её поиску истины. Если ты пришел за спором — милости прошу. Ночи длинны, а достойных оппонентов мало.
Чёрт усмехнулся.
— О, я как раз об истине. Я пришёл доказать тебе, что все твои поиски — лишь погоня за иллюзией. Вы, люди, так гордитесь своим свободным выбором.
Но это величайший обман! Я утверждаю, что свободы нет. Есть лишь сумма обстоятельств, инстинктов и внешних влияний, которую вы по недомыслию называете «волей или свободой».
— Занятная теория, — промолвил Илларион, наконец подняв глаза. — Но она рассыпается при первом же рассмотрении. Вот яблоко на моём столе. Я могу съесть его, а могу отдать тебе. Могу разрезать, а могу выбросить. Это мой выбор, и он не продиктован ничем, кроме моего сиюминутного решения. Это ли не свобода?
— Поверхностно, философ! — Чёрт подался вперёд, и пламя свечи затрепетало. — Ты съешь его, если голоден — это инстинкт. Отдашь мне, если захочешь проявить великодушие или хитрость — это тщеславие и расчёт, вложенные в тебя обществом. Или выбросишь свое яблоко, если оно испорчено — это логика, основанная на опыте.
Каждое твоё «решение» — лишь звено в цепи причин и следствий. Вы марионетки, просто я дёргаю за одни ниточки, а мой оппонент — за другие. Но вы всегда пляшете под чужую дудку.
— Ты путаешь причину и повод, — возразил Илларион. — Голод — это повод съесть яблоко, но не причина, заставляющая меня это сделать. Я могу быть голоден, но силой воли отказаться от него, если пощусь. Я могу быть сыт, но съесть его из чистого любопытства. Свобода — это не отсутствие причин, а способность действовать вопреки им. Способность сказать «нет» своим инстинктам, своему тщеславию, даже своей логике. В этом и заключается божественная искра в человеке — в его способности преодолевать предначертанное.
Чёрт расхохотался, но смех его был холоден.
— Преодолевать! Какое громкое слово! А что есть ваша любовь, как не химия и желание продолжить род? А ваше геройство, как не страх показаться трусом перед соплеменниками? А ваше милосердие, как не замаскированная гордыня? Я видел миллионы душ. Все они шли по проторенным дорожкам страстей и страхов. Вы предсказуемы, Илларион. И в этом моя главная правота. Я знаю вас лучше, чем вы сами.
— Ты вновь ошибаешься, — голос Иллариона обрёл силу и зазвучал подобно колоколу. — Ты видишь лишь низменное, ибо сам — его воплощение. Твоя «наука» — это препарирование мёртвой плоти, ты видишь лишь механизмы и инстинкты, но не замечаешь души. Ты смотришь на мир через тёмное стекло своей гордыни и потому не видишь света. А свет есть! И он не в книжной мудрости и не в человеческом разуме самом по себе. Свет — в Боге!
Философ поднялся во весь рост, и тень его пала на гостя.
— То, что ты зовёшь слабостью — любовь, милосердие, жертвенность — и есть проявление Божественного в человеке. Это нелогично, нерационально, невыгодно с точки зрения твоей адской науки.
Но именно в этом и заключается истина! Путь к свободе лежит не через горделивый ум, который ты так восхваляешь, а через смиренное сердце. Учение Христово — вот дорога к истине и свету. А твоя наука, твой холодный расчёт и твои «факты», лишённые веры и любви, — это широкая, гладкая дорога, что ведёт прямиком в адовы врата.
Чёрт нахмурился, в его глазах впервые за всю ночь промелькнул не гнев, но страх. Он отступил к окну, за которым уже занималась бледная заря.
— Ты искусный демагог, старик. Но рассвет покажет, кто был прав. Ещё один день, и тысячи людей сделают свой «свободный» выбор в пользу моих аргументов: предадут, обманут, убьют, украдут…
— А один, — перебил его Илларион, и в голосе его звучала несокрушимая вера, — одумается, раскается и обратится к Господу. И эта одна душа перевесит всё твоё тёмное воинство. Теперь уходи. Мой выбор сделан не сегодня, а в тот день, когда я был крещён. И он не в твою пользу.
С первым лучом солнца, коснувшимся креста на стене кельи, фигура гостя зашипела, словно капля воды на раскалённой сковороде, и растаяла, оставив после себя лишь неприятный запах и "след" горького поражения.
Илларион же перекрестился, подошёл к иконе и начал утреннюю молитву, благодаря Бога за дарованную свободу выбирать свет.
Вот так закончился ночной диалог Философа и Черта.
Читателям, особенно из категории русофобов, чья идеология близка к чертовым убеждениям, - стоит задуматься: какие врата распахнутся перед ними в назначенный свыше час.
Одумайтесь все заблудшие, пока есть время!
Ведь время, как известно, летит быстро.
Тихон из России.
Свидетельство о публикации №225080700448
Алеф Нун 24.08.2025 20:50 Заявить о нарушении
«Твой суд нелеп, твой глас не нов»,
Вещает Нун, наморщив лоб.
Но чтоб понять, кто русофоб,
Не нужно слушать русолюбов,
А нужно просто слушать... Нуна,
Чья мысль темна, как ночь безлунна".
Ваше утверждение, что определение, данное одной стороной, не имеет смысла для другой, — это изящный, но пустой софизм. Следуя вашей логике, врач не может ставить диагноз больному, т.к. здоровому не понять хворого.
Судья не может судить преступника, т.к. честному не понять бесчестного. Абсурд, не так ли?
Смысл слова не зависит от того, кто его произносит. Он определяется сутью явления. Русофобия — это неприязнь и ненависть к русскому народу и его культуре.
И эта ненависть видна в делах и словах, вне зависимости от того, кто на неё указывает — «русолюб» или марсианин.
Пытаясь обесценить само слово, вы лишь пытаетесь укрыться от его значения. Это старый приём: когда нечего возразить по сути, нападают на слова. Знаю я вашу тактику... Но как ни называй хворь — она останется болезнью, хворью.
И как ни умаляй значение слова «русофоб», сама русофобия от этого никуда не исчезнет. Особенно когда её так явно демонстрируют.
Тихон Чикамасов 24.08.2025 23:57 Заявить о нарушении
Все логично! Разве не так?
Однако, есть критика, а есть критиканство...
Алеф Нун 25.08.2025 01:30 Заявить о нарушении
Шалом "дружище"!
Алеф Вы так упираетесь, как прямо как овен из китайского гороскопа, даже круче.
Но Вы не на того напали... Бодаться со мной не просто.
"О слепоте и зрячих"
"Любовь слепа, всё в мире тлен",
Твердит философ Алеф Нун.
Он спутал Божий дар и плен,
И звон любви, и меди струн.
Любить — не значит быть слепцом
И язв на теле не видать.
Любить — значит быть тем бойцом,
Кто лечит, а не ждёт страдать.
А тот, кто с лупой ищет сор,
Чтоб бросить Родине в лицо, —
Не критик он, а мелкий вор,
Что прячет подлость за словцо.
Получите и в прозе, здесь написано проще, это как раз для особо одаренных.
"О любви зрячей и критике зряшной"
На столбе мочало - начинай сначала. Пояснительная записка к эпиграмме.
Вы вновь пытаетесь спрятаться за ширмой относительности, приравнивая любовь к Отечеству к слепой страсти юнца. Ваша логика проста и соблазнительна: «влюблённый слеп», следовательно, всякий, кто любит свою Родину, не видит её недостатков.
А тот, кто их видит и громогласно о них заявляет (то есть вы), — тот, стало быть, мудрый и объективный критик. Это не логика, а самооправдание.
Вы путаете два совершенно разных чувства. Есть любовь слепая, инфантильная, которая не видит пороков. А есть любовь зрячая, зрелая, которая видит их, но оттого лишь сильнее желает их исцелить. Похоже что Вы даже не слышали об этом.
Мать любит своё дитя не потому, что оно идеально, а потому, что оно её.
И видя его проступки, она не бежит на площадь кричать о его несовершенстве, а старается воспитать и исправить. Наверно и этого тоже не знаете. Вон ксолько у вас пробелов в сознании...
Как же вы уживаетесь с людьми не зная элементарных вещей.
Видите, как Я пытаюсь восполнить ваш деффект?
Истинный патриот — не тот, кто слепо восхваляет, но и не тот, кто злорадно выискивает недостатки. Он видит и язвы, и величие. Он страдает от первых и гордится вторым. Его критика — это боль и желание помочь, а не холодное препарирование с целью доказать никчёмность предмета.
А вот «критиканство», о котором вы так удачно упомянули, — это как раз ваш метод.
Это наслаждение чужими болячками. Это поиск соринки в глазу, не замечая бревна в собственном. Это критика ради критики, цель которой — не исцелить, а унизить.
Так что, прежде чем рассуждать о слепоте влюблённых, загляните в собственное сердце: не ослеплены ли вы сами своей нелюбовью?
Алеф, мне нравится творчество поэта "Серебряного века" В.Маяковского, особенно его матные стихи. Я Вас предупредил..
Тихон Чикамасов 25.08.2025 06:43 Заявить о нарушении
Это первая буква алфавита
Бодаться чтобы - надо знать...
А не наскакивать на всех подряд...
Алеф Нун 25.08.2025 12:15 Заявить о нарушении
Но передумал и удалил свое поздравление, когда увидел твою лягушку.
Нельзя с вашей шоблой по человечески общаться. Вы только силу, кнут казачий понимаете.
УБОГИЕ, ЖАЛКИЕ ЛЮДИ
Как вас Россия раньше не выплюнула?
Для меня эта эта загадка, почему так долго вас жевала и сюсюкалась
Тихон Чикамасов 25.08.2025 13:36 Заявить о нарушении
ТИПИЧНАЯ ЗМЕЯ ПОДКОЛОДНАЯ ОКАЗАЛАСЬ...
ДЛЯ ВСЕГО БОЛОТА ВРАГ ВНУТРЕННИЙ И ОПАСНЫЙ...
Алеф Нун 25.08.2025 18:24 Заявить о нарушении
"В болоте собственном увязнув,
Кричит пиит, от злобы пьян:
«Кругом враги!», — не видя, ясно,
Что враг тот — он, в себе изъян!"
Тихон Чикамасов 25.08.2025 21:11 Заявить о нарушении
НО И ОБРАТНОЕ ВОЗМОЖНО:
ВОТ ЗЛОБУ Я НЕ ПРОЯВЛЯЛ
И ВИД Я ВОВСЕ НЕ СКРЫВАЛ...
А ВОТ ТИХОНА МОЖНО ВОССТАНОВИТЬ В ПОДЛИННОМ ВИДЕ ПО ЕГО ПАМФЛЕТАМ И КВАКАЮЩЕМУ СТИЛЮ БЕЗ ТРУДА ВОТ ОН В ИЛЛЮСТРАЦИИ http://proza.ru/2025/08/23/1779
Алеф Нун 26.08.2025 11:43 Заявить о нарушении
Ты хоть силы на праздник оставь, чудак болотный.
Вы с гордостью заявляете, что не скрываете вида, и тут же предлагаете мне взглянуть на жабу, полагая это остроумным выпадом. Увы, вы лишь подтвердили то, о чём я давно догадывался: ваша душа — топкое болото, а ваши мысли — не более чем злобное кваканье. И это действительно так, как не крути.
Вы "мил-человек" , пытаетесь судить о других по памфлетам, но ваши собственные вирши кричат о вашей желчи громче любого пасквиля.
Не трудитесь искать чужие образы, ваш собственный портрет давно написан вашими же кривыми строками — злобный, кривоногий бес в ермолке, что вечно недоволен миром, ибо мир не похож на его уютную и зловонную трясину.
Эпиграмма на быковатого Алефа.
Себя в стихах явил нам бес,
Кривя душой и парой ног.
Он из израильских словес
Скроить приличных рифм не смог.
Этой всей вашей шобле за пасквили на россиян и мою Родину.
Тихон Чикамасов 27.08.2025 01:13 Заявить о нарушении
МАЛО ТОГО ЧТО МОИ ИДЕИ ВЫДАЕШЬ ЗА СВОИ, ИАК ЕЩЕ И НАПРАСЛИНУ ВОЗВОДИШЬ И ПРИПИСЫВАЕШЬ ЗЛОБУ И РУСОФОБИЮ
Кыш отселя нечисть болотная - инопланетная!
и своим рептилианцам передай что раскусили тебя...
Алеф Нун 27.08.2025 10:43 Заявить о нарушении
Какой забавный маскарад,
Какой речей бессвязных ряд!
Вы мне приписываете злобу,
Инопланетную утробу,
Зовёте нечистью болот...
Какой фантазии полёт!
Увы, ваш гнев смешон и дик,
И жалок ваш прощальный крик.
Пока вы ищете рептилий,
Я удаляюсь, полный штиля,
Оставив вас в плену химер
Наедине с собой, Гомер.
"Долб...ёбу" быковатому в прозе, от Тихона из России.
Любезный Алеф, с изумлением прочёл ваше послание. Признаться, я и не подозревал, что мои скромные ответы могут вызвать столь бурную реакцию и разбудить в вас такую богатую фантазию.
Рептилианцы, болотные твари, инопланетные заговоры... Браво!
Вам бы не анекдотами обмениваться, а романы писать в духе госпожи Рэдклифф.
Что до обвинений в злобе и русофобии — они столь же нелепы, как и ваши рептилии. Не трудитесь метать в меня громы и молнии.
Я, с вашего разрешения, оставлю вас наедине с вашими красивыми химерами.
ОТДЫХАЙТЕ, ведь у вас завтра праздник и постарайтесь не слишком тревожить ваших инопланетных покровителей.
А я уж завтра поздравлю тебя душевно, не "сумлевайся"...
Тихон Чикамасов 27.08.2025 15:01 Заявить о нарушении