Орфей, Рефаимы, сатана и индоарии

Недавно просмотрел два сериала, которые напомнили зрителям миф об Орфее и Евридике: "Каос" и "Песочный человек" (2-й сезон, 5 и 6 серии).
АДАМ РЕФАИМ - ОРФЕЙ - ВАСИШТХА - МИМИР, ЕВА - ЕВРИДИКА - АРУНДХАТИ - СИНМАРА и ЗМЕЙ - ВИШВАМИТРА

Второе название исполинов в «Библии» – «рефаимы» (rephaim; финик. rapha «целитель»), связывающееся с именем бога Raphan/Rapha/Rapiu (с культом в Северном Израиле, в городах Edrei и Athtarat, библейский Ashtaroth, в Башанской области, откуда царь рефаимов Ог). В иудейской традиции сами рефаимы* считаются рожденными от браков «сынов Божьих» («бней Элохим») с «дочерьми человеческими». Последнее очень похоже на иудейское апокрифическое предание о том, что ангелы-стражи / бдящие были первоначально отправлены Богом на землю (на гору Хермон / Ермон) с тем, чтобы они наставляли людей в должном образе поведения, но соблазнились красотой (букв. «товот» – «хорошестью, пользой») земных женщин («дочерей человеческих») и обучили их «тайнам небесным» (Книга Юбилеев 4:15). Сошедшие ангелы вошли в сношение с земными женщинами и научили их волшебству и заклинаниям, и открыли им срезывание корней и деревьев.

Вероятнее всего, от имени бога Raphan/Rapha/Rapiu  «Целитель» происходит имя греческого мифического персонажа – Орфей (Orpheus < Rapha / Rapiu), исцеляющего душу звуками музыки, а также, как шамана, проникающего в мир мертвых, очаровывающего голосом и музыкой людей и птиц, приручающего диких животных, усмиряющего природные стихии, увлекающего за собой деревья и скалы («шаман как водитель хоровода»):

«… Он соединяет в своем лице черты поэта, мага, религиозного учителя и прорицателя. Подобно некоторым легендарным сибирским шаманам, он может своей музыкой заставить птиц и зверей слушать себя. Как и любой шаман, он посещает подземный мир, и причина этого визита тоже типично шаманская – вызволить украденную душу. Наконец, магическое “я” Орфея существует как его поющая голова, которая продолжает прорицать и много лет спустя после его смерти. Этот факт тоже предполагает влияние Севера: подобные же прорицающие головы встречаются в скандинавской мифoлoгии и ирландской традиции» (Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. –  СПб. : Алетейя, 2000. – С. 217-218.).

Только позже Орфея соотнесли с фрако-иллирийским миром, видимо, через забывание подлинной этимологии имени и сопоставление с палеобалканским словом, производными от которого являются албанское rrufeje, rrefeje «молния» и болгарским «рофея», «руфя» – «молния» (Лебедев А. В. Происхождение имени ;;;;;; // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. – М. : ИСБ АН СССР, 1986. – С. 37-40.), что, соответственно, породило представление о гибели Орфея от молнии:

«… Есть, которые говорят, что Орфей нашел себе кончину, пораженный по воле бога молнией. А поражен он был молнией за те речи и откровения, которым, неслыханным прежде людям, он учил в таинствах и обрядах» (Павсаний. Описание Эллады : 2 т. – М. : ООО «Изд-во АСТ», «Ладомир», 2002. – Т. 2. – С. 218).
И уже после, используя его типологический образ шамана в среде греков и эллинизированных народов в VI в. до н. э. возникает европейский инвариант шаманизма – «орфизм», затем постоянно переработывавшийся, дополнявшийся и рационализирующийся.

Интересная параллель певца, играющего на лире, Орфея (он участник плавания на «Арго» и его голова плывет водами морей; поющий о появлении звезд на небе) с ведическим мудрецом (риши) и певцом Васиштхой ("Великолепный"), которого этим даром наделил бог Варуна, поместив в середину плывущего морями корабля и открыв тайны движения звезд (Ригведа, VII, 88 3-4) (Серяков М. Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа. – М. : Вече, 2012. – С. 33). ) . Женой Васиштхи была Арундхати, а их сыном – жрец-мудрец Шактри Махарши.

Однако, что удивительно, Рефаим / Орфей может быть соотнесен с … Адамом еврейского генеалогического предания.

Как Орфей зачаровывает пением животных, так и Адам «дает имена» всем животным. Одной из функций шамана (коим есть и Орфей), как известно, есть также принесение из мира духов «истинных имен» для вещей. Эсхил в трагедии «Агамемнон» (1629-1630) упоминает особый «язык Орфея…:  Тот водил за собой все, вызывая радость своим голосом».

Голова Орфея пророчествует, а в средневековых легендах отождествлялась с пророчествующей «головой Бафомета», которую, якоы нашли тамплиеры в Святой Земле.  На изображениях христианской иконографии «Голова Адама» – это гора Голгофа, под которой погребен Адам и жертвенная кровь Иисуса, распятого на Голофе, омывает голову Адама.

После окончательной потери Эвридики Орфей разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам. Ханаанеяне-рефаимы культивировали гомосексуализм, за что и были наказаны (Содом и Гоморра).

Убившие Орфея вакханки-менады превращены Дионисом в дубы. В дубраве Мемре отправляет культ бога Авраам. В германской мифологии голова вана Мимира пророчествует в дубраве.

Жена Орфея Евридика гибнет от укуса змея, убегая от преследований Аристея («Лучшего»), сына Аполлона и знатока в волшебстве и мудрости. Жена Адама Ева становится «матерью гибели», укусившая плод по наущению змея, самого мудрого из тварей. Жена Мимира – Синмара («Та, у которой повреждены сухожилья») приносит в мир повреждение (в «Речи Фьёльсвинна», Fj;lsvinnsm;l). С женой Васиштхи Арундхати («Омытая лучами солнца»), в индуистской свадебной церемонии связывается поверье о приближающейся кончине, а также наложенное риши Вишвамитрой проклятие на её сто сыновей, которые умирают.

«Плод Забвения» (гранат) – атрибут владыки мертвых Аида («Невидимого»). Плод Дерева Познания Добра и Зла – атрибут Господа Рая, от которого прячутся согрешившие Адам и Ева.

Орфей и Евридика и Адам и Ева, соответственно, нарушают установленный запрет. Васиштха и Арундхати владеют особыми  двумя коровами исполняющей желания и на владение которыми позарился Вишвамитра.

Адам и Ева созданы одним богом. Орфей и Евридика – дети одного бога (Аполлона).
Имя Евридика (;;;;;;;; «Широкая справедливость / распространенный порядок, обычай»)  происходит от семитского имени Ева (hawwah «дающая жизнь») + йоредет / рэтек (y-r-d «спускаться, идти вниз» / «захватывание, увлечение, завораживание; цепь, оковы, фиксация»).

Оба имени, Орфей (;;;;;;, Orpheus) и Адам, народноэтимологически соотносятся с понятием «красный» (Эрифрос, греч. ;;;;;;;, erythros < пра-и.-е. *h;rewd;-, иврит. аdama).

----------------------------------

* Далее целесообразно привести обширную цитату:

«… Слово «рефаимы» (rp’ym), встречающееся в текстах Еврейской Библии (далее – ЕБ) 25 раз, употребляется в них в двух разных значениях. Во-первых, оно означает особую разновидность обитателей загробного мира, во-вторых – один из народов, населявших Ханаан до прихода евреев. В текстах, использующих поэтический параллелизм, слово «рефаимы» может служить синонимом слова «мёртвые»: «… Мёртвые не оживут, рефаимы не встанут» (Ис. 26, 14); «… Разве над мёртвыми ты сотворишь чудо? Разве рефаимы встанут и будут славить тебя?» (Пс. 87, 11). Рефаимы могут также представлять обитателей загробного мира в целом: «… Рефаимы трепещут под водами и живущие (или живущими?) в них. Шеол обнажён пред ним, и нет покрывала Аваддону» (Иов. 26, 5-6); «… Дом её ведёт к смерти, и стези её – к рефаимам» (Притч. 2, 18); «… И он не знает, что рефаимы там, и что в глубинах Шеола зазванные ею» (Притч. 9, 18); «… Человек, сбившийся с пути разума, упокоится в собрании рефаимов» (Притч. 21, 16). Однако в песни пророка Исайи о нисхождении в загробный мир ассирийского царя Саргона II, погибшего в 705 г. во время похода против киммерийцев, рефаимами именуются «вожди земли» и «цари народов»: «… Шеол внизу пришёл в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоём; пробудил для тебя рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей народов с престолов их» (Ис. 14, 9). Как станет ясно в дальнейшем, именно это значение было присуще потусторонним рефаимам изначально. Только позднее как наиболее индивидуализированная группа обитателей в общем-то безличного еврейского Шеола они стали представлять его в целом. Второе значение слова «рефаимы» в ЕБ – древние обитатели Ханаана и окрестных земель, в т.ч. Заиорданья. Так, Яхве сообщает Моисею, что рефаимы некогда жили в землях аммонитян: «… Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что я отдал её во владение сынам Лотовым; и она считалась землею рефаимов; прежде жили на ней рефаимы; аммонитяне же называют их замзумимами; народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и истребил их Яхве пред лицом их, и изгнали они их и поселились на месте их» (Втор. 2, 19-21)... Если девтерономическая традиция помещает рефаимов в Заиорданье, другие тексты ЕБ упоминают связанные с ними топонимы поблизости от Иерусалима, например, при описании жребия колена Иуды: «… предел [колена Иудина] идёт вверх к Долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против Долины Енномовой, которая на краю Долины рефаимов к северу» (Нав. 15, 8; см. тж. Нав. 18, 16; 2 Цар. 5, 18-25; 2 Цар. 23, 13). В последний раз рефаимы упоминаются при описании войны Давида против филистимлян в Гате (библ. Геф): «… Иесвий, один из потомков рефаимов (y;lide ha-rap;ah), у которого копьё было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида… Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков рефаимов… Убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей. Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков рефаимов… Эти четыре были из рода рефаимов в Гефе» (2 Цар. 21, 16-22). В данном случае корень слова, переводимого как «рефаимы», имеет вид rph, а не rp’, однако при описании тех же событий в 1 Пар. 20, 4-8 используется корень rp’. На этом основании можно предположить, что первоначально он присутствовал и в 2 Цар. 21, 16-22, но позднее был полемически заменён на корень rph со значением «быть слабым». Таким образом, тексты ЕБ говорят о рефаимах как о легендарном народе воинов-исполинов, населявшем Ханаан в древности, последние представители которого дожили до прихода евреев; ныне они обитают среди духов умерших в Шеоле. Теперь рассмотрим сведения о рефаимах, содержащиеся в угаритских источниках, которые более ценны уже тем, что древнее еврейских по меньшей мере на полтысячелетия. Угаритское слово rp’um (рефаимы) обычно вокализация как причастие r;pi’;ma и истолковывается как «целители». Проблема этой интерпретации заключается в том, что ни в одном угаритском (как и еврейском) тексте рефаимы никак не связываются с целительством. По этой причине, если данное слово действительно происходит от корня rp’ со значением «здоровье», угаритское rp’um правильнее вокализовать как статив rapi’;ma и понимать как «здоровые, крепкие, сильные». В качестве альтернативной этимологии можно предположить родственную связь с корнем аккадского слова rab;’um («быть большим, великим») и производных от него rabi’um («вождь, глава») и ruba’um («князь»). В таком случае изначальный смысл слова «рефаимы» – «вожди» или «князья», что вполне соответствует их образу в угаритских источниках. Рефаимы упоминаются в нескольких текстах из Угарита. Перечислим наиболее примечательные из них. Так называемые «Тексты рефаимов» (KTU 1.20, KTU 1.21, KTU 1.22) представляют собой обломки написанных в XIII в. (до н.э., – О.Г.) трёх табличек, содержащие отрывки, по-видимому, одного и того же повествования. Верховный ханаанейский бог Эл приглашает рефаимов к себе на пир. Они запрягают коней (’asr sswm ;smd), поднимаются на свои колесницы (t‘ln lmrkbthm) и отправляются в путь. Прибыв на гумно Эла (grnt ’ilm), рефаимы едят и пьют (tl;mn rp’um t;tyn) там семь дней вместе с богами, после чего текст обрывается..." (Aquilaaquilonis. Воскрешение рефаимов, или Замолченная арийская история доеврейского Ханаана)

--------------

В предыдущем посте указали на параллель между мифологическими образами Орфей // Адам Рефаим // Васиштха и их женами (Евридика // Ева Йаредет // Арундхати). Теперь можем указать и на параллель с противником Васиштхи // Адама (в будущем, наверно, лучше будет это представить в форме таблицы):

Риши Вишвамитра (Vi;v;mitra «Друг всех»; начальное его имя – Вишваратха «Всеколесница»), сын Гаадхи (G;dhi, G;thin «Сильный-и-вечный»), в которого воплотился сам Индра, и внук Каушики (Kaushika, Kushanabha), авторов гимнов «Ригведы» (3 мандала),  выступает соперником риши Васиштхи («Всебогатый»). Могущественный царь Вишвамитра, потерпев поражение в противостоянии с Васиштхой, сам изгоняет себя из царства (Махадайяпурама, Mahodayapuram «Великая крепость рассвета / востока», со столицей Каньякубджа «Кривая девушка») с целью превозмочь Васиштху и его потомство (сын Васиштхи – мудрец Шактри Махарши, внук – Парашара «Разрушитель», а правнук – Вьяса «Дробность», упорядочивший «Веды» и автор «Махабхараты», спасенный, как и Мойсей, из реки и ставший родоначальником Пандавов и Кауравов). Вишвамитра участвовал в споре небожителей о честности и преданности царя Харишчандры, которого в целях проверки Вишвамитра лишил царства, богатств и семьи. От посланной Индрой апсары Менаки («Неземная») рождает Шакунталу («Птичья»), мать Бхараты («Тот, кто несет»), родоначальника ариев-бхаратов, императора земли, водрузившего свое знамя на полюсе мира – горе Меру, но, увидев там знамена предыдуших героев, в разочаровании ниспал вниз. Выступает наставником героев Рамы и Лакшмана, дарует им свой лук, а после их победы уходит в Гималаи

//

Соперником-«сатаной» Адама становится «помазанный» херувим Носэ Ор (Зохэр, Люцифер «Несущий свет») в драгоценной одежде (Иез. 28:13-15), воплотившийся в мудрого Змия (Гада) Древнего (в исламе – мудрейший джинн (дух огня) Иблис вознесен до чина ангелов (Коран 2:34)). Изгнан из «Райского Сада на Востоке». Завидует Адаму и его потомству. Сатана-Змий участвует в испытании-«искушении» праведного Иова и лишает его здоровья, богатства и родных  (Иов 2:7). Муж Лилит, родившей огненную блудницу Нахему с крыльями летучей мыши (Зоар Брейшит, 101-102), родившей от Асмодея птичьелапых шедим-«хранителей». «Денница (Хейлель), сын Зари», водружает свой престол на полюсе мира (Исайя, 14:13-14). «Дьявол» – «Разделитель» (Иоанн, 8:44). Самаэль «Отравитель (веры в) Бога». «Князь мира сего» (Иоан. 12:31; 14:30; 16:11), «Ниспал с неба, как молния» (Лук. 10:18). «… Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости» (Откр. 12:12). Лживый и лукавый наставник царей (3 Цар. 22:22; Матф. 13:19; Иоан. 8:44), «ангел-покровитель Исава» (Мидраш, Ялкут Шимони, I, 110), «ангел-хранитель Эдома» (Мишна, Сота 10б). Принимает вид «Ангела Света» (2 Кор. 11:14). Уходит в пространство между землей и небом – «Поднебесье» («Пятое Небо») и владеет «духами злобы» и «злыми ангелами» (Пс. 17:11; 77:49; Мф. 12:24). Противоборствует с архангелом Михаэлем.


Рецензии