НОД выявление иностранных агентов
«И здесь следует напомнить, - говорит депутат Госдумы Е. А. Фёдоров, - что только по так называемой «Программе лидеров», проводимой в свое время США, обучение прошли 84 тысячи человек!»
«Сейчас методика определения иностранных агентов следующая: к ним относят лиц, которые получают зарубежное финансирование, либо—организационно-методическую помощь из других стран, — заметил парламентарий. — И здесь следует напомнить, что только по так называемой «Программе лидеров», проводимой в свое время Йелльским, Гарвардским и другими университетами США, обучение прошли 84 тысячи человек! Более 80 тысяч физических и юридических лиц в течение 20 лет получали финансирование по "Программе сенатора Макфолла". И ладно, если бы дело было только в образовательных программах — нет, эти люди получают пожизненное денежное довольствие от Вашингтона!».
Это, конечно, слишком сильное утверждение. Но всем понятно - что однажды завербованный иноагент числится в штате любой разведки мира, можно сказать, навсегда. Справедливо утверждение: "Бывших иноагентов не бывает!"
По словам собеседника издания, среди таких бывших «американских студентов» есть немало российских чиновников и политиков, демонстрирующих «патриотические взгляды».
В России основные положения фокусируются на предписании в отношении организаций, физических лиц и СМИ, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью.
«И список их есть — он опубликован в материалах Соединенных Штатов Америки! — убежден Федоров. — Но и это еще не все: другие формы иностранной подготовки у нас прошло порядка 300-400 тысяч человек! -
Однако самих иноагентов у нас, согласно материалам Минюста, всего около одной тысячи, так что очевидно, что наш закон относительно данных лиц работает не в полную силу.
На доли одного процента!
Уверен, что когда это все-таки произойдет, нас ждет серьезное кадровое обновление среди чиновников и политиков».
Депутат призвал не бояться выявлять и отстранять от власти «скрытых иноагентов», поскольку иначе Россия «не сможет победить в специальной военной операции и решить проблемы суверенитета и территориальной целостности».
«Есть ли кадры на замену? — задается вопросом парламентарий. — Где-то – да, где-то — нет, однако я считаю, что даже худший специалист в области госуправления принесет стране куда большую пользу, чем потенциальный иноагент».
Юридические основные и предлагаемые мероприятия
### Основные положения законодательства об иностранных агентах:
1. Федеральный закон № 32-ФЗ «Об иностранных агентах» (с изменениями):
- Под иностранными агентами понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории России.
- Иностранные агенты обязаны регистрироваться в специальном реестре, публиковать отчёты о своей деятельности и финансировании, указывать статус «иностранный агент» в своей документации и публикациях.
2. Распознавание статуса по признакам:
- Получение средств из-за границы или от иностранных организаций;
- Проведение политической деятельности, включая воздействие на формирование общественного мнения, участие в выборах, лоббистскую деятельность.
3. Ответственность:
- За непредставление сведений, непредставление отчетности, нарушение требований закона — предусмотрены штрафы, судебные меры и ограничения деятельности.
4. Расширение сферы:
- Закон распространяется не только на НКО, но и на СМИ, представителей бизнеса, физлиц, которые вовлечены в политическую деятельность при получении иностранного финансирования.
---
### Дорожная карта по выявлению иностранных агентов в государственных органах (Администрация президента, Правительство, иные органы):
1. Мониторинг и выявление субъектов
- Анализ финансовых потоков на предмет иностранного финансирования;
- Проверка участия в политической или иной деятельности, подпадающей под законодательство об иностранных агентах.
2. Внутренние аудиты и самоотчёты
- Обязательные отчёты структурных подразделений о получаемых средствах и внешних связях;
- Внедрение системы контроля за соблюдением требований закона.
3. Обучение и информирование работников
- Проведение тренингов и разъяснительной работы по законодательству;
- Формирование ответственных за мониторинг направлений.
4. Взаимодействие с контролирующими органами
- Своевременное предоставление данных в Роскомнадзор, Министерство юстиции и другие уполномоченные ведомства;
- Совместные проверки и аудит.
5. Документальное оформление выявления
- Подготовка актов или заключений о наличии признаков иностранного агента;
- Направление уведомлений и рекомендаций по устранению нарушений.
6. Принятие мер поддержания соответствия
- В случае выявления статуса иностранного агента — выполнение требований регистрации, отчётности и маркировки;
- При несоблюдении — административные меры согласно закону.
---
Такой подход позволяет системно контролировать потенциальные риски и обеспечивает прозрачность деятельности в рамках государственных структур.
Вопрос 1.Какие критерии используются для определения лица или организации как иностранного агента?
Для определения лица или организации как «иностранного агента» в российском законодательстве используются несколько основных критериев, закреплённых в Федеральном законе № 32-ФЗ «Об иностранных агентах» и связанных нормативных актах.
---
### Основные критерии для признания иностранным агентом:
1. Получение иностранного финансирования или иного имущества
- Лицо или организация получает финансирование, имущество или иные материальные ценности из-за границы, от иностранных граждан, организаций, иностранных государств или международных организаций.
- Источником могут быть как прямые денежные средства, так и материальные ресурсы, услуги, права и пр.
2. Ведение политической деятельности на территории России
- Любая деятельность, направленная на влияние на формирование общественного мнения, участие в выборах, продвижение определённых политических позиций, лоббистские действия и пр.
- Для организаций это может включать публикацию политического контента, организацию митингов, подготовку аналитических материалов с политическим уклоном.
3. Совмещение обоих признаков
- Только одновременное наличие иностранного финансирования и ведение политической деятельности делает лицо или организацию «иностранным агентом».
- Например, получение финансирования без политической деятельности или политическая деятельность без иностранного финансирования не подпадают под статус.
4. Расширение критериев для СМИ и физлиц
- Для иностранных СМИ и журналистов также учитывается факт получения финансирования и участие в распространении информации с политической направленностью.
5. Возможность признания самостоятельным решением Минюста или суда
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Министерство юстиции имеют право включать организации и лиц в реестр иностранных агентов по итогам проведённой проверки.
---
### Практические признаки, на которые обращается внимание:
- Источники прибыли и спонсорства;
- Характер деятельности и её влияние на общественные или политические процессы;
- Общественная активность в вопросах государственного устройства.
---
Вопрос 2:Какие обязанности возникают у организации после признания её иностранным агентом?
После признания организации иностранным агентом законом РФ накладываются несколько обязательств и требований, направленных на обеспечение прозрачности её деятельности. Вот основные обязанности, возникающие у организации после признания её иностранным агентом:
---
### Основные обязанности иностранного агента:
1. Регистрация в специальном реестре
- Организация обязана пройти государственную регистрацию в Реестре иностранных агентов, который ведёт Министерство юстиции РФ.
2. Указание статуса «иностранный агент»
- Во всей общественной и информационной деятельности (в том числе на сайте, в публикациях, отчётах, документах) необходимо указывать этот статус.
- Маркировка должна быть видимой и чёткой, чтобы пользователи знали о специальном статусе организации.
3. Подготовка и публикация отчетов
- Необходимо регулярно готовить и размещать отчёты о своей деятельности, финансах, источниках иностранного финансирования.
- Отчеты подаются в Министерство юстиции и публикуются публично (например, на официальном сайте организации).
4. Соблюдение требований к финансовой отчетности
- Ведение учёта средств, полученных из-за рубежа, с демонстрацией честного и прозрачного расходования.
5. Исполнение требований законодательства о контроле и проверках
- Организация подлежит дополнительному контролю и инспекциям со стороны государственных органов.
- Обязана предоставлять документацию и отчёты по запросам уполномоченных органов.
6. Осведомление партнёров и общественности
- Важно информировать контрагентов и аудиторию о своём статусе иностранного агента во всех взаимодействиях.
7. Соблюдение ограничений законодательства
- При несоблюдении требований иностранным агентам грозят штрафы, приостановление деятельности и другие санкции.
---
### Итог
Статус иностранного агента значительно расширяет административные обязанности и требования к прозрачности организации. Невыполнение этих обязанностей может привести к серьёзным правовым последствиям.
Вопрос 3:Какие штрафы предусмотрены за нарушение требований закона об иностранных агентах?
За нарушение требований закона об иностранных агентах в России предусмотрены административные штрафы и иные меры ответственности. Вот основные из них:
---
### Административные штрафы и меры:
1. За непредставление или предоставление недостоверной информации о статусе иностранного агента:
- Для физических лиц — от 10 000 до 50 000 рублей.
- Для должностных лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
- Для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
2. За несвоевременное или неполное предоставление отчетности иностранного агента:
- Штрафы аналогичны предыдущим — для физических лиц до 50 000 рублей, для должностных — до 100 000, для организаций — до 500 000 рублей.
3. За непредставление сведений для внесения в реестр иностранных агентов, либо за отказ в регистрации:
- Штрафы в аналогичном размере, возможны повторные меры.
4. За нарушение порядка маркировки материалов с указанием статуса иностранного агента:
- Для юридических и физических лиц предусматриваются штрафы до 300 000 рублей и административные меры.
5. Прекращение деятельности или приостановление работы:
- В особо серьёзных случаях суд может вынести решение о приостановлении деятельности иностранного агента.
---
### Дополнительные моменты:
- Повторные нарушения могут привести к более жёстким санкциям.
- Нарушения регистрируются и контролируются Министерством юстиции и Роскомнадзором.
Вопрос 4: Как часто иностранный агент должен предоставлять отчёты о своей деятельности?
Иностранный агент обязан предоставлять отчёты о своей деятельности и финансовых операциях регулярно, в соответствии с требованиями российского законодательства.
---
### Частота предоставления отчётов:
1. Годовые отчёты
- Основная отчётность иностранного агента подаётся один раз в год.
- В отчёте отражаются сведения о деятельности организации, источниках и расходах иностранного финансирования, мероприятиях, проведённых в отчетном периоде.
2. Промежуточные (квартальные/полугодовые) отчёты
- В некоторых случаях, особенно для СМИ, предусмотрена обязанность предоставлять и дополнительные промежуточные отчёты (например, ежеквартальные).
- Конкретные сроки и формы могут регулироваться дополнительными нормативами или требованиями Минюста.
3. Сроки подачи отчётов
- Годовой отчёт обычно подаётся не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.
- Полугодовые и квартальные — в течение 30 дней после окончания соответствующего периода.
---
### Важные моменты:
- Отчёты подаются в Министерство юстиции РФ.
- Отчётность должна быть доступна публично, например, размещена на официальном сайте организации с отметкой о статусе иностранного агента.
- Несоблюдение сроков подачи отчётов влечёт административные штрафы.
---
Вопрос 5: Какие механизмы контроля и мониторинга деятельности иностранных агентов предусмотрены в государственных органах?
В государственных органах Российской Федерации предусмотрен комплекс механизмов контроля и мониторинга деятельности иностранных агентов с целью обеспечения соблюдения требований законодательства и прозрачности их деятельности. Вот основные из них:
---
### Основные механизмы контроля и мониторинга:
1. Ведение реестра иностранных агентов
- Министерство юстиции РФ ведёт официальный реестр иностранных агентов, куда вносятся сведения обо всех зарегистрированных лицах и организациях с соответствующим статусом.
- Реестр является публичным и служит основой для последующего контроля.
2. Обязательная отчётность
- Иностранные агенты обязаны регулярно предоставлять подробные отчёты о своей деятельности, источниках финансирования и расходах. Эти отчёты анализируются соответствующими органами.
3. Проверки и инспекции
- Контролирующие органы (Министерство юстиции, Роскомнадзор, прокуратура) проводят плановые и внеплановые проверки деятельности иностранных агентов.
- Проверяется соблюдение требований маркировки, отчётности, а также фактическая деятельность.
4. Анализ финансовых потоков
- Взаимодействие с налоговыми и финансовыми службами для анализа поступлений и расходов на предмет иностранного финансирования.
- Мониторинг операций с использованием банковских услуг и финансовых инструментов.
5. Информационный мониторинг
- Прослеживание публикаций, выступлений, публичной деятельности организаций и лиц на предмет политической активности и соответствия статусу иностранного агента.
6. Взаимодействие между ведомствами
- Обмен информацией между Министерством юстиции, Роскомнадзором, ФСБ, прокуратурой и другими уполномоченными органами для комплексного контроля.
7. Применение санкций и мер воздействия
- В случае выявления нарушений применяются административные штрафы, приостановление деятельности, исключение из реестра и другие меры.
---
Таким образом, контроль основан на сочетании учётных, финансовых, информационных и проверочных процедур, что обеспечивает системный надзор за деятельностью иностранных агентов.
Задавайте вопросы! Для обретения суверенитета РФ необходимо выявить и отстранить от должностей всех иностранных агентов,заместив их ветеранами СВО.
.
--
Свидетельство о публикации №225080801081