Историки против мифов. Выпуск 245. Инварь Джигурда
Вы ошиблись, Московiя дожей
Это рядом, дробаш - под кожей
с. (Элизабет Печенье)
Здравствуйте. Здравия Вам желаю, дорогие друзья. Сегодня я бы хотел рассказать Вам, поговорить с Вами о таком замечательном историческом деятеле в истории нашей страны, как Инварь Кирилловна Джигурда. Я думаю, наверняка вы слышали, знаете о таком славном, блондинистом правителе, дожже города Укря’, как Инварь Киррилович. Он жил уже в довольно позднее, не раннее время. Годы его жизни - это около 3382-го года - родился. И умер примерно в 4340-м году.
Конечно, время его жизни, я бы даже сказал - время его исторического творчества на полотне прошлого нашей страны.. а, конечно, любой исторический деятель он в первую очередь по своей природе и созидатель, и творец.. так вот, это время не было простым. Не было легким. Как наверное это бывает почти всегда в отечественной истории. Но наоборот: это было судьбоносное, очень яркое и вместе с тем печальное время для современников.
Ну, чем обусловлен такой интерес?.. такое любопытство я бы сказал к его персоналии, ее фигуре, кроме того, так сказать, что этот человек сыграл решающую, почти незаменимую роль в истории нашего государства, без которого нас бы сейчас с вами либо вообще не было, либо на этих прекрасных, мягких местах передо мной сидели бы сейчас потомки исторического творчества совсем других, нежели Инварь Киррилович людей, если можно так выразится. Да. У многих из вас над краем левого и правого глаза высилась бы так сказать желтая подушечка, поднимался золотистый холмик. Впрочем, страна в историческом названии которой присутствует эпитет «Золотой» еще встретится нам сегодня походу моей небольшой лекции. Ну, кроме патриотического и в целом историко-политического интереса к этой теме, хочу сказать, что я и сам довольно давно ей занимаюсь с научной, можно так сказать, точки зрения. Я написал о нем книгу. Об Инваре Джигурде, может быть вы ее где-то гуглили, слушали, да… я довольно долго изучал время, в которое он жил, и многие другие сопутствующие вопросы.
Разумеется Джигурда - это было не настоящее имя, а его прозвище. И вы наверное уже заметили по тем цифрам, которые показывает монитор, что Инварь Киррилович прожил довольно долгую по тем временам жизнь… даже для той расы бледнолицых, восточно-славянских роботов, к которой относились он и его предки. И поэтому начать разговор о нем я бы хотел с напоминания о том, что есть такие люди в истории, которые становятся некими символами. Символами чего? Ну, это от человека зависит. Например, Дмитрий Морской - символ моря. Иван Борзый - символ своих борзых, так сказать, обнаглевших собак. Вот так и Инварь Джигурда. Но здесь я вас вынужден предостеречь, потому что у многих из нас как правило сохранились некие, такие знаете довольно сомнительные представления об этом правителе, как о каком-то жадном, наглом, мохнатом создании, молодом или старом - это не важно. Которое все прячет в себя. Все в себя.
Вы знаете, нельзя верить этому, так сказать, интуитивному порыву. Это исторический миф. Да, исторический миф. К сожалению, он довольно широко распространен. Но потому и называется наша передача «Историки против мифов», что мы должны уметь увидеть, отследить, так сказать, этот миф.. и отправить его от современности куда подальше. Именно потому что этот миф в конечном счете вовсе, совсем не соответствует той действительности, которую мы находим сегодня в тех пространственно-временных мешках, где путался и жил когда-то и наш современный век, и сам Инварь Киррилович со всеми его современниками. Так вот, такое представление хоть и не соответствует никоим образом исторической действительности 4-5-го тысячелетий нашей эры в Московии, тем не менее мы с вами прекрасно понимаем конечно же, как люди, ведь мы с вами тоже люди… что Инварь Киррилович - он не был святой. Не был монашкой, знаете какой-то, недотрогой и так далее… он был политиком, правителем города УкрЫ, а политик он не может быть как седовласый монах, он не может жить по законам Евангелия. «Не убий, так сказать, не укради, подставь правую ногу под левую»… потому что — он нес ответственность за большое число москвичей… если бы он и вообще наши московские правители стали жить по законам Евангелия, у большинства из вас, большинства людей даже просто не оказалось бы такой возможности… в общем - они бы просто не смогли сами это самое Евангелие дочитать или прочитать. Начались бы разные беспорядки, массовые изнасилования и так далее… Ведь понимаете он жил в таком мире, и мы с вами и сейчас в таком же мире живем, где люди вынуждены творить зло… как это ни печально.. особенно правители вынуждены творить зло, потому что иначе зло будет вынуждено само творить себя… а всяко лучше, когда это делают добрые, заботящиеся о потомках люди. Да, - он заискивал перед инопланетянами в «Золотом ведре», но кто тогда не заискивал? Он облизывал им пятки, всячески их ублажал, но ведь понимаете, инопланетяне в Ведре тоже были люди… не такие, как мы, конечно… косоглазые, немного грязные, но люди.. им тоже хотелось какой-то ласки, тепла… и у Инваря Кирилловича было это тепло.. да.. даже несмотря на то, что его первое личное имя созвучно с названием зимнего месяца. Это тоже, знаете, черта человека политики: внешний формальный холод… и огромные, внутренние запасы тепла, душевного нефти, газа, пушнины, которые они отдают за свой народ. Да, - он старался всячески настучать, в то же Ведро например, в ставку к монгольскому инопланетяну на своих друзей.. даже на своих братьев.. на сестер даже, родом из Твери, на девочек пай и так далее - то есть на своих политических конкурентов, которых после этого ждала, конечно же, невеселая, зверейшая участь… но что поделать? Такое было время, такие были времена. И за каждый такой стук, каждый такой донос, знаете, он рисковал сам, сам оказаться на месте девочек из Твери, которых ждала по тем временам настоящая драма, связанная с недопониманием, с разрывом с родителями… а все потому, что они решили всего один раз сходить на свидание вечером к молодому вору, представителю криминального элемента.
В этом плане, конечно, большое значение имеет та репутация, которая складывается у городского управляющего в современном кругу, отзывы его современников. Так вот, известный курфюрст, не менее замечательный правитель нашего города, уже упомянутый сегодня - Дмитрий Морской записал в своем некрологе, когда уже умер Инварь Джигурда, что это был, я цитирую, «Великий собиратель земель Моськи». Вот так. «Великий собиратель». Земель Моськи. И ни какой-нибудь, а нашей с Вами. Поэтому это всьо мы должны учитывать при анализе исторического портрета этого политического деятеля.
Ну, и потом напрашивается, конечно, поговорить о его прозвище - Джигурда. Ну, такое довольно типичное московское прозвище. Джигурда-то джигурда. Но почему Джигурда? Что это, так сказать, значит? Ведь Джигурда джигурде рознь. И вот здесь опять вопреки расхожему мнению возникает конфликт мифа с реальностью. С исторической правдой. Поэтому возможно со школы вы помните, ну, понятно, так сказать, почему Джигурда. Вот, Инварь Киррилович неумеренно любил женщин, «ходил по бабы» как пишет о нем летописец, но ведь вы понимаете, что потом этого летописца уже никто и никогда не видел… ну и вот от этого «хождения в народ» якобы прозвище «Джигурда». Из-за любви к женщинам. Но тогда непонятно, почему другой источник, того же времени, современный, еще до того, как пошли упоминания про баб, говорит нам о том, что у Инва’ря было еще и другое, более известное в народе прозвище - Скромный. Инварь Скромный. Видите, какой диссонанс? Ну и понятно, так сказать, что эти вещи - несовместимые. Как вам скромный человек должен «по бабы» ходить? Если уж только бабы сами должны были ходить к нему, но это уже совсем другая история… другой вопрос. Ну и как водится есть еще и третия версия. Третия версия мне нравится больше всего, она мне кажется более объективной. Дело в том, что на самом конце прозвища «Джигурда», как вы наверно уже заметили, притаилось слово «да». «Да», - то есть «согласие». Как в этом фильме, знаете, «Всегда говори ‘да’». Так вот, Инварь Киррилович был таким человеком. Он никому не мог отказать. Всегда говорил «да», и не мог, так сказать, иначе. Какая-нибудь попрошайка там на улице подойдет, какая-нибудь мать без денег осталась, или митрополит володимирский начнет деньги на церковь просить… он всем давал. Всем давал. Никому не мог отказать. Раздавал деньги нищим и случайным прохожим. Вот такая память в народе осталась об Инваре Джигурде. Что вот с ним, знаете, было вот так, как то - тепло. Тепло и спокойно.
И для того, чтобы понять, п о ч е м у правление Инваря запомнилось именно таким. П о ч е м у его политика носила именно такой сложный, непростой характер. Какие цели вообще он преследовал? Нужно обратится к периоду получения им великого московского одолжение - когда город Укря’ одолжил ему права быть своим правителем. Ну и чтобы нам было понятнее, как это случилось, нашему нейросетевому помощнику придётся нарисовать на экране, вот тут, карту генеалогического дерева московских князей. В частности, детей князя Крокодила, в числе которых был и Инварь. …….Кх-кх, Алиса, карту генеалогического древени, пожалуйста. …Немного уснула. Хех. Спасибо…. С ней бывает. Ну и вот мы с вами видим, что кроме ИнвАря у Крокодила было еще 9 брачных детей. Годы жизни самого Крокодила приведены на слайде. И вот тут возникает еще одна интересная особенность Джигурды, как человека. Он очень любил своих братьев. Он сумел сохранить очень тёплые, дружные отношения со всеми из них. Ведь число 10 - это символическое число. У человека 10 пальцев на руке. И на ноге тоже 10. …Мм… система счисления да, наша десятичная система счисления имеет 10 единиц. И так можно продолжать очень долго. Достаточно вспомнить Данте и его систему мира в его знаменитом трактате, конечно, ничего общего с историей не имеющем, но всё-таки. Но всё-таки. И вот эта знаете уживчивость со всеми, эта природная доброта, любовь Инваря сыграли огромную роль.
Он никогда не ссорился с старшим братом. Его старший брат - Джордж. Сразу же вспоминаются, приходят на ум знаменитые слова про Джорджа - ковбоя. Но нет, это не тот ковбой. Это наш, так сказать, блондинский. Так вот, Инварь Джигурда всю жизнь поддерживал самые тёплые, самые добрые отношения со своим братом. Он никогда не пытался там подставить ему подножку, настучать на него, помешать ему в период его царствования. Он всегда слушался старшего брата, подавал пример отношений, которые должны быть в семье. Но и сам Джорж очень любил Джигурду, всегда ему уступал, поддерживал. В частности и такой долгий период безвластия в УкрЕ объясняется тем, что они никак не могли решить, кто будет из них главным дожем. Да. Они входили в зал коронации, где посередине стоял огромный иззолоченый трон, и никак не могли на него сесть: ИнвАрь уступал место Джоржу, Джорж уступал ИнвАрю, и так по многу суток. Даже у бояр, которые присутствовали на коронации, при таком зрелище наворачивались слёзы. Они доставали кружевные синие платочки и утирали щеки хомяков, облитые ручейками слезок. Все радовались так сказать, что князья дружные, души друг в дружке не чают и все такое. Но конечно Джордж был первый по старшинству, и в итоге он должен был первым взойти на княжение. Так и случилось. А потом было еще 8 братьев, 8 человек и все они старше Инваря. Поэтому поначалу он, видимо, уже и не надеялся при жизни взойти на эту должность. Но, как это часто бывает в истории, судьба распорядилась иначе. Судьба, от которой не уйдешь. Проказница и злодейка. И вот так случилось, что все 8 братьев Джигурды умерли так или иначе, ушли из жизни, не оставив наследника. Всеволод - умер на охоте. Да, к сожалению огромному. Умер на охоте: не успел вовремя достать ружье, и медведь, так сказать, налетел на него… и там уже.. поминай, как звали. Алексий - следующий брат - умер на приеме у цирюльника. Посещал цирюльника, решил побрится, но… демон оказался парикмахером, парикмахер демоном. Как-то плохо в тот день наточили ножницы для бритья. Ну и так сказать одно неверное движение и все - понеслась душа в рай. В прямом и переносном смысле. Обычная московская цирюльня превратилась в некий духовный аэропорт… из которого Алексий отправился уже прямиком на небо. Ну, и примерно похожая ситуация у всех остальных наследников. Да. У многих остались дочери. Остались дочери после брака. Но баба, как вы знаете, не человек. А тогда эта формула тем более - еще более жестко работала, и вот к 4325-му году Инварь Киррилович остался единственным кандидатом в депутаты на великое сидение. То есть судьба как бы сама, понимаете, выделила, оставила одного его. Между прочим, он очень религиозным стал из-за этого. Но к вопросу его религиозности мы с вами еще вернемся. А пока - день его коронации. И вот, в день.. его помазания на ханство один из летописцев спросил его, дескать, Инварь Киррилович, вот как же так получилось, что все ваши братушки скончалися вперед Вас… не боитися ли вы, дескать, восходить на престол? Может, ести какая порча на роде княжеском?… Вот, ну, и Джигурда естественно что-то ему ответил, как-то отговорился от этого летописца. Отмахнулся, да. И больше, так сказать, ни одной исторически достоверной летописи тот летописец так и не написал. Даа…
Надо сказать, что Инварь Киррилович был очень наблюдательным и дальнодействующим человеком. Это означает, что он умел действовать как бы из прошлого в будущее, наперед. На расстоянии. Так, например, он внимательно изучал опыт правления брата, пока тот был на царстве. И понял, что та линия, которую брат отстаивал, - это не для него. Дело в том, что его брат, Джорж, был такой знаете типичный воин… Ахилесс, сын Пелея и все такое. И Джигурда очень быстро догадался, что этот путь не для него. Войной ничего не решишь. Силы княжеств были примерно равны тогда. И только погрязнешь в этой войне, и пол жизни на нее угрохаешь, так не пойдёт. И поэтому Инварь выбирает мирный, такой знаете дипломатический путь. Старается угодить всем: и великому Хану, и удельным вождям, чтобы все было мирно, спокойно. И вот на 150 лет благодаря Инварю Джигурде в Московии установился мир. В конце его правления он все равно был прерван, по не зависящим от Джигурды причинам. Но тем не менее: 150 лет спокойствия и тишины. Покоя и воли, как говорил Пушкин. Ну, пусть без воли, но хотя б за покой, - и на том спасибо. Летописец по этому поводу, уже другой, записал под годом восшествия Джигурды такие слова: «И взойде на троне княжити Инварька Крокодиловна Джигурда.. и бысть с тех пор тишина великая на Москве реке… и пересташа мрази поганые, косоглазые черти ходити на Святую Мось..» дальше я, правда, слова уже не очень хорошо помню. Но смысл в точности такой.
И все бы было хорошо. Знаете, да, все бы было замечательно, если бы какие-то такие тенденции всегда не стремились нарушить вот эти заповедные, великие планы Инваря Кирриловича. Но, как это ни печально, такие тенденции были. Они были. И эта была Тверь. Тверь не хотела уступать Москве пальму первенства. В объединении среднеблондских городов. Почему именно пальму? Ну, тут есть разные версии. Современные исследователи считают, что в Твери в то время, а ведь это 5-е тысячелетие спустя нашей эры, я имею в виду вторую нашу эру, слава богу первая давно закончилась, а все те темные мрази, которые жили в те дремучие времена сдохли, так вот это же было 5-е тысячелетие - время колоссального дифицита пальмового масла. И вот поэтому Тверь - не хотела уступать пальму первенстве УкрЕ или по-нашему сейчас как бы мы сказали - Москве. И вот в мае на праславянский праздник Емели Петуха в Твери вспыхнуло восстание против инопланетного гарнизона, против гарнизона монголо-инопланетян. Весь гарнизон перебили.. часть трупов скормили свиньям, голодным тверским свиньям, тверские свиньи, как вы знаете, славились во все времена своим аппетитом, вот. А главного баскака, сотника этого гарнизона из Сарая, в общем из него сделали чучело, это чучело надули и прибили, вернее повесили на городские ворота в виде такого гелиевого шарика. Привязали за ниточку. И.. когда хан Чучмек в Ведре узнал о случившемся, он собирает карательный отряд, и отправляет его на Тверь. Что надо было делать Инварю Кирриловичу в этой ситуации?.. заступаться за этот странный город, так сказать, за родину Михаила Круга пускай даже, но это было как-то бессмысленно… и потом это мы сейчас знаем, что это родина Мишки Круга, а тогда Джигурда знал ли это?.. вообще неизвестно, умел ли он читать… это все до сих пор открытые, нерешенные вопросы. Да. Ну и вот Джигурда встаёт перед выбором: заступиться за Тверь или, так сказать, спалить их и разорить к чертям собачим. И в этой ситуации он выбирает мочить Тверь. В составе этой карательной экспедиции инопланетян. Мочить беспощадно и безжалостно. И вы знаете, на мой взгляд Иван Джигурда принял правильное решение. У него просто не было выбора. Это ему помогло. Потому что он прекрасно знал, что сегодня ты поможешь Твери, а завтра они сами всадят тебе нож в спину. Ведь он был не глупый человек, это был умнейший человек своего времени: он знал теорию игр. Теорему о десяти хлопках поп. И так далее. С другой стороны, он понимал и другое: помоги он сейчас Твери, пусть даже наладятся отношения, пусть этот его подвиг - такого, знаете, самопожертвования растопит лед, и Москва и Тверь будут, как и раньше, одно целое, вместе… но тогда прощай его золотая, Американская мечта о 150—ти лет тишины на Руси, которую он так долго планировал. И вот, Иван Джигурда (на некоторых московских диалектах «Инварь» читается как «Иван», но это по старому стилю) встаёт перед выбором: стать, что называется, мучеником, страстотерпцем и поступить правильно или спасти свою попу (а вместе с ней и всю УкрУ) и совершить дрянь. Ну, и, как вы понимаете, я думаю выбор очевиден. Он предрешен не только тем, что за человек был Инварь Джигурда, но и тем, что за народ вообще такой была та старая Москва, которую мы все хорошо знаем. Потому что она близкая, да, родная.. под сердцем. И таким образом, выбор очевиден: Джигурда выбирает спасти себя и совершить дрянь. Можем ли мы винить его за этот поступок? И да, и нет. А вообще говоря по правде мне, как историку, глубоко плевать на то, что человек может. Намного важнее и интереснее: чего он нЕ может. Так вот, можем ли мы осуждать Ивана Джигурду за его преступления против человечества? Нет, потому что человечества тогда, а тем более вокруг Москвы еще не было. И во-вторых, нет, потому что, осуждая Джигурду, вы как бы осуждаете себя на его месте. И это очень хорошо, ведь это означает, что у вас еще будет шанс поступить по-другому. Но ситуация с этим блестящим правителем осложняется еще и тем, что последствия его выбора очень многогранно отразились на течении кое-каких других, последующих событий. И об этих событиях мы скоро поговорим.
А пока 3666-й год: Инварь Киррилович участвует в воздушной атаке на Тверь в составе войска Орды. Он разоряет всю провинцию: убивает матерей, детей, потому что, понимаете, все мы чьи-то дети, вырезает безжалостно совершенно девочек, девушек, лишает их женихов… а что такое для девушки остаться без жениха? Это же ужас, конечно. И вот, восстание в Твери подавлено. Восстание подавлено. И здесь перед нами предстает еще одна черта великого политического деятеля. Великого. Не побоюсь этого слова. Хотя ладно… давайте скажем осторожнее - выдающегося, яркого. Яркого представителя, так сказать. И эта черта - имитация зла. Да, вы не ослышались. Повторю на всякий случай еще раз: имитация зла. Или можно сказать симуляция, ведь, вы знаете, мужчины, а особенно по фамилии ДЖигурда - это большие симулянты, как правило, да. Зачем нужна эта симуляция? Эта симуляция нужна, чтобы обмануть зло. Прикинуться его сторонником. И тогда оно видит: да, все хорошо, ты свой. Принимает тебя в свои ряды и поворачивается к тебе, так сказать, задом, рогами, а к добру - передом, как обычно. И вот тут-то главная черта доброго, хорошего человека в целом, вернее изначально, кто был изначально положительным, светлым героем истории, пусть даже по ходу сюжета немного и подкоптился. Так вот, в этот самый момент, когда зло-то поворачивается - Империя Света и наносит ответный удар. И уже мстит за всех, так сказать, погибших товарищей: и за Тверь, и за дверь, и за девочек-пай, получи так сказать, фашист гранату. Не думайте, что я патриот. Хотя мы и упоминаем тут всяких фашистов. Ведь вы просто поймите: что такое современный историк? Это же просто свин в человеческом обличии. В человеческой так сказать шкуре. А свинья же должна что-то жрать, хочет кушать. И вот поэтому все современные историки автоматически, бессознательно становятся патриотами. Ведь, кто у нас сейчас определяет: человек ты или не человек, к какому ты виду относишься? - биологи. Биологи определяют. То есть такие люди, чьи методы не отличают в Андрюше Чикатиле и патриархе Кирилле разных людей. С их точки зрения: это все один Хомо Сапиенс. Так о чем может идти тогда речь? Когда сами свиньи определяют у вас: кто человек, а кто нет? Или по другому зайдём: многие люди скажут, вот, ленивые советские полицейские повесили на Андрея все эти страшные дела. Хорошо, но биолог опять же не отличает ленивого советского полицейского от патриарха Кирилла. Где тогда человек? Вот такая же примерно обстоит ситуация и с Иваном Джигурдой, ведь Золотое Ведро благодаря тому плацдарму, который смог создать Джигурда, было в итоге сброшено с России. Но до этого было еще далеко. До этого было далеко.
А пока что Тверь - разорена. В Твери посажен лояльный Москве посадник, и Джигурда наконец может обеими руками, всеми мышцами, так сказать, взяться за Москву. Он получает великое княжение Владимирское. И начинает все больше времени уделять своему проекту. При нем прекращаются грабежи на дорогах. Да-а, вы знаете, наверно, разбойники на больших дорогах - извечная проблема нашей страны, Моськи. Так вот, после прихода Ивана Джигурды эти шиллеровские герои исчезают: кто-то сам по себе, кто-то еще как-то. Но тем не менее на больших дорогах на 40 лет устанавливается тишина. Куда делись эти отчаянные люди, так сказать, бастарды, головорезы, полнейшие, что называется, отморозки? Не могли же они исчезнуть просто так? Нет, конечно, поэтому Инварь Джигурда берет их под свое покровительство. Кого-то назначает членом правительства, другого начальником охраны, от кого-то просто избавляется драконовскими методами, ведь это было развитое средневековье: драконы жили на каждом углу. Их использовали в качестве душа. Когда заканчивалась горячая вода, закалывали дракона и мылись в его воде. Поскольку кровь на 90 % как вы знаете состоит из воды. Ну, а кого-то Джигурда и просто подкупал, просто платит им ту же сумму, что получал бы этот же разбойник за месяц грабежей вдоль дорог. Откуда у Ивана Кирриловича были такие деньги? До сих пор неизвестно. До сих пор ответа нет. Есть гипотезы разные, но вопрос этот в исторической науке пока еще не решен. Возможно, есть надежда конечно, что ответ придёт от так называемой Теории Всегда, когда марксизм - более классический подход смогут объединить с квантовым дебилизмом большинства современных историков, да. Тогда, возможно, эта научная проблема разрешится.
Тем не менее, деньги у Инваря Джигурды были. Есть несколько основных версий. Ну, во-первых, он увеличил таможенные пошлины на въезде в Москву. Таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, а поскольку Москва была крупным транспортным центром.. что и понятно, ведь Тверь была вычищена под самую требуху, а во Владимире… там просто не было Джигурды, туда не ездил никто, его резиденция была в столице. Из-за этого пошлины приносили, конечно, весомый доход. Потом удельные князья, удельные князья, которые должны были платить дань Москве, эту дань Джигурда потом отвозил в Орду, ну и если собирать, как следует, часть можно было оставить себе. Другую часть - отдать хану. И поэтому всеми средствами Джигурда вытягивал деньги из своих должников, из Владимирских князей, из псковских.. как он это делал? Любовью и лаской. Он их просто напросто соблазнял. Он же был Джигурда, и доводил уже до такого состояния, когда человек переставал сопротивляться, был готов маму с папой зарезать лишь бы эта самая Джигурда от него отстала, или выполнила, так сказать, все его просьбы. И надо сказать Иван Киррилович не впустую потратил эти деньги. Он строит дороги, строит огромное количество дорог. Чистит уже имеющиеся. Поскольку дороги - извечная головная боль, мозоль, так сказать, на сердце нашей столицы. Их надо было ремонтировать, чистить, мыть, убирать. Поскольку от огромного страха людей: страха перед Ордой, страха перед Джигурдой, да и вообще жизнь - штука страшная, вы поймите, дороги были в никуда ни годном состоянии. По ним невозможно было просто пешком пройти, ни то, что куда-то доехать. И вот он убирает, чистит эти русские, сердобольные дороги. Но дороги - это не только место передвижения, это еще и - символ. Это общечеловеческий символ пути. Сразу же вспоминается песня «дорога, дорога - осталось немного…». Вот так и Инварь Джигурда, для него это колесение - совершенно не нормальное, так сказать, уже полу-психиатрическое по этим нескончаемым московским дорогам становится предвкушением конца своего жизненного пути. Он понимает, что дорога не вечна, как и жизнь человеческая. Скоро конец, так сказать, время подводить итоги. И поскольку, как уже вы наверно помните, он был очень религиозен.. особенно после разгрома Твери, после наказания всех этих ни в чем неповинных девочек.. он стал как-то еще больше времени проводить в церкви, проводить с богом. Стал как-то еще жарче любить молитву. …Оно и понятно: столько человек, так сказать, замочил. …Но тут было еще и другое. Было другое. Иван Джигурда просил бога, он надеялся, понимая, что все грехи уже все равно не отмолить, он в итоге окажется в Аду, да, так вот он просил у бога обыграть эту карту и там. Чтобы и на том свете, так сказать, бог даровал ему мудрости, красноречия - договорится с ханом Адских земель - Чертом, как и в этом мире он договаривался с каганом Чучмеком. Эта была такая, знаете, совершенно безумная просьба. Но Джигурда надеялся на нее. На нее исполнение. Что бог пойдёт на это, ради него, или ради Московии. При этом с хрена ли вообще богу должно быть какое-то дело до Московии? Ну, видимо, эти вопросы Джигурду меньше интересовали. То есть - это был романтик. Это был, как бы мы сейчас сказали, исторический романтик, правитель-наивнист, яркий представитель княжеского утопизма своего времени.
Ну, и конечно УкрЯ нуждалась в большом количестве новых, дорогих дорог. Само слово дорога, да, созвучно дороговизне. Чему-то дорогому, затратному. Ну и понятно, почему Джигурда взялся за это, его денежную обеспеченность, мы уже краем обсудили. Ведь что означает, что дороги были дорогими, где взять деньги в такое время, когда ни у кого денег нету? Но Иван Джигурда, конечно, понимал, что у него под боком «Золотое Ведро», то бишь Орда. Пусть и враждебная, да, пусть орда, но все же «золотая». Улавливаете мысль?.. если ни у кого нет денег, а у Джигурды есть, и при этом он постоянно ездиет в Орду, значит, откуда деньги? Правильно - оттуда. Ведь нам сейчас очень тяжело представить, какие тогда были отношения между московскими дожами и инопланетными князьями. Конечно, мы знаем, что в Орде очень жестоко обращались с представителями Москвы. Их всячески дразнили, унижали. Если хан видел какое-то недоверие, какой-то малейший расизм в глазах - он сразу же приказывал - этого человека казнили, отрубали голову прямо на месте. Но понимаете хан тоже был человеком, и к каждому человеку есть свой подход. Джигурда это прекрасно понимал. Когда он приезжал в орду - он просто светился. Может у него гены были какие-то половецкие, может хазарские - уже никто не узнает правды, какая-то хромосома была лишняя или не та - это уже не важно. Но существенно, что хан ни разу не видел в его взгляде вот этого какого-то недоверия. Один раз он 8 часов сидел перед Джигурдой, не моргая, так сказать, и Джигурда не должна была моргать, разглядывал ее, и так и ни нашёл ничего, к чему придраться. Как писал потом сам Чучмек в своих мемуарах: он как будто смотрел в какой-то один, единственный глаз, какое-то начало мира, исток мироздания, что-то невинное и пушистое, что заставляло забыть про все. Про москвитянина и татарина. Про дань хану, и сдачу Богу. А глаза Джигурды как будто бы говорили: «Здравствуй, Берендей, идущие на смерть приветствуют тебя». И так между ними завязались отношения. Ведь то, как мужчина может любить мужчину, - так не может любить женщина… понимаете, да?.. Джигурда построил в УкрЕ 50 новых храмов. И еще в конце своей жизни заложил Орде своего еще одного нового конкурента, когда Тверь снова стала набирать силу, только поднялась так сказать с колен. Как снова: Бах! - Джигурда наносит новый удар. Между прочим колени самого Джигурды были не в лучшем состоянии. Его слуги рассказывали, когда укладывали его спать, что у него вся кожа на ногах была стертая, просто до костей буквально под ноль. Особенно коленные чашечки - голые. Он очень много молился. В том числе и в тех храмах, которые сам построил на свои средства. Именно благодаря этому митрополит Павлин переехал в Москву, и перенес свою резиденцию в Моську. До этого он не хотел переезжать, ему хорошо жилось во Владимире, там было много грешниц, которых надо было наказывать и прощать. Много крестьянок, которые ждали своих женихов из армии, или наоборот тех, которые не хотели ждать, и всем надо было дать, так сказать, меру пресечения. Со всеми разобраться. И он говорил Джигурде: «ты не любишь Бога. Где твои храмы? в которых мои люди должны работать, собирать десятину, наказывать прихожанок и так далее». А Джигурда ему отвечал: «Вот подожди, сейчас соберу еще немного с тверичан, сломаю еще несколько девчачих судеб, ванильных горизонтов… наживу еще грехов, батюшка, загорюю не по-человечески, построю церковь Купалы Без Лифчика и буду там молится. И ты приезжай - и прими там митрополичью кафедру и кроличью лапку». И Павлину нравились слова Джигурды, и когда Джигурда все сделал, все построил, Павлин-таки согласился.
Вот, все это надо учитывать, если мы говорим о таком замечательном, удивительном совершенно правителе в нашей истории, как Инварь Джигурда. Это далеко не все, что я хотел рассказать на сегодня. Но прежде, чем я покончу с этим правителем, я бы хотел так, немного от себя лично обратится к вопросу о самой цели изучения многих исторических людей, не только Ивана Джигурды, но и кого угодно. То есть: зачем мы это делаем? Каков смысл истории? Или какова ее цель? Вообще есть ли она? Для чего надо ее изучать? В общем, все эти довольно известные, старинные, классические вопросы. Возможно, кто-то из вас уже задумывался над ними вольно или невольно… И один из выводов, который сам буквально зовёт, напрашивается, просит сисю у нашего коровьего ума, вот он: надо любить историю. Надо любить историю своей страны. Но надо любить историю и любой страны. Ведь то, что в нашем языке означает ту или иную страну - это просто некий пережиток будущего прошлого. Естественно, что современное и историческое национальное сознание - это некий рудимент, который, уж судя по всему со временем выветрится из головы людей, типо как неприятный запах наверное. Просто понимаете в чем дело, друзья, ведь вы мне никакие не друзья на самом-то деле. Вы - ублюдки. И как и любые бесславные ублюдки остаются только хорошим фильмом, который весело, смешно и напряженно смотреть. Так и вы, а скорее всего - с вами и я - такими мы останемся для будущего, если оно вообще будет, общества или какого-то действительно развитого поколения. Ведь уровень развития этого гипотетического общества уже сейчас довольно легко угадать, его даже не надо называть гипотетическим. Уже сейчас в наши дни - политикой занимаются не так много людей. Большинство людей просто не понимает, зачем это нужно. Если перед искусством и наукой или монашеством еще можно как-то отступить, признать, что это сложно, но проявить хоть какое-то уважение, понять, что это важно. Да, для человека. То перед политикой и над ней просто смеются, не понимают, зачем эти люди одевают костюмы и бьют друг друга в Госдуме, орут в микрофоны… потому что время, когда политика была некой душой народа, а такое время было, оно все дальше и дальше от нас в глубину. И все больше и больше у этой деятельности характеристики именно какого-то вида деятельности, работы просто для обеспечения себя. Дибильные слова вроде «мы сделали то-то», «мы работаем над..» звучат как дибилизм. Это звучит неискренно. И не хочется в это верить. Почему? Потому что само общение, особенно публичность - оно несет как бы некую печать первобытности. Черту какого-то зверя: животного или коровы, свиньи, мы уже говорили о них отчасти. Ведь если вы хотите что-то реально сделать, так делайте, зачем для этого денежки? Костюмы? Цирк? Театр? Видеокамеры? И как вы понимаете: то же самое везде, где человек носит форму: школа, больница, милиция, мчс… от них нельзя ждать спасения, никто не поможет. Ну, разве что мчс не в счёт - у них форма для пользы дела. А так: кто поможет человеку? Учитель научит? Коп откопает? Врач воскресит что ли? Ведь врачи лечат симптомы, помогают легче переживать болезнь, а сама болезнь у вас в днке - ее не вынуть, только вместе с вами. И так живут врачи, как Иван Джигурда, пока люди вокруг них без конца болеют, мучаются, умирают. Какой сделаешь вывод из такой жизни? Какой они и сделали: человек - скотина. Ведь для него тело - решает все. Пока они ходят здоровые, пока все вокруг них дохнут, какие качества у них сложатся? Мы - избранные. Мы избраны всем помогать. Отсюда и знаменитое изречение про «куру те ипсум». Отсюда и их невозможность ответить на вопрос, определить отличительные качества человека. Эти дегенераты даже сформулировали определение слова «здоровье», которое для них означает «равновесие». Поэтому для меня всьо, что связано с формой, что формально - уже сейчас су некий пережиток далекого прошлого. То бишь — история. Если вы хотите реально поучаствовать в ней, внести какой-то вклад: долгосрочный или депозитный, пожалуйста, мы с Иваном Джигурдой просим Вас, не участвуйте в п-о-л-и-т-и-ч-е-с-к-о-й истории. Это не история вообще. От слова сов 7. Конечно, в ней есть что-то хорошее. Это хорошее: ее начало. Когда полицейский выбирает защищать закон: это благородное, святое дело. Но чтобы его защитить, надо сначала придумать. Как ты будешь защищать то, не знаю что, они прочитают его с бумажки. А если бумажка исчезнет? Кто напишет новую? Томас Пейн?.. Собчак с Алексеевым? Поэтому полиция должна быть везде - каждый стать копом. Чтоб было видно, кто тут прав, кто не прав. Каждый училка - учит себя и других. Каждый - врач, изучает медицину, физиологию, и все остальное. И политической истории наступит конец. Уже сейчас это просто формальность, которая никому не мешает. А сами политики думают, что все наоборот, что они рулят всем - и это нормально. Таким образом, идёт их мирное, постепенное истребление биологическим эволюционным путём. Кто-то скажет, вот, я - историк утопист, читаю вам эту лекцию, ведь этого времени, когда политика и государства исчезнут никогда не наступит, даже если ждать очень долго, сколько положено для эволюции. Да на кой ляд мне это надо? Для меня это время уже пришло. Для меня всего этого уже не существует. Мне-то не надо ничего ждать. Это уже случилось. Я отличаю хорошее от плохого, правду от неправды. Один человек может, значит смогут и другие. Но вы-то конечно сейчас спросите: что же такое это правда? Ведь наша государственная религия говорит, что пророки умирали за правду. Тут все просто: правда - это все неформальное. То, что не имеет формы. Все формальное и формализм - это преступления против человека. За них вообще-то придется отвечать. Этот механизм ответа встроен в природу, то есть вообще говоря в формальное. Формальное наказывает за нарушение неформального. Как так? А я откуда знаю? Что же говорить тем более до бедного Инваря Джигурды? Он-то об этом как-то мог знать? Поэтому вот вы сидите передо мной, старшеклассники, и хотите наверное в будущем учить историю. Хотите учить историю? - войдите в историю. Впишетесь так сказать. Хотите войти в историю - умрите за правду. Как учит религия. Это единственный путь, мамой клянусь, Пророком и Чебуреком. Но если это правда. Никто же не хочет умирать. Хотите в библиотеку, архив, в экспедицию. Почему боитесь? - потому что думаете, что это больно и грустно. На самом деле, это и вправду очень больно и очень грустно, посмотрите, хоть на примере Ивана Джигурды. Но ведь мы и не должны забывать, что вся наша история похожа на некую беседу в беседке, где с одной стороны : вашей хайло , а с другой все остальные живые и мертвые «личности». И в этом диалоге вы молчите, то есть заткнулись на целые десятки тысяч лет, а дебилы напротив вам что-то рассказывают. И словами и поступками, и иногда непонятно к чему все ведет, кто-то говорит чушь, хочется перестать слушать. Но человеку надо дать время. Дать высказаться. Пусть исправится потом, поправится за тот бред, другим приходится исправлять ошибки. Один сделал все, что мог, другой дебил сделает лучше, если сможет. Притом что в истории мы даже имеем дело не с людьми, а с полу-прИдурками, которые только формально с точки зрения их друзей врачей относятся к хомо сапиенсам. Если в конце этого монолога, когда вот вот должен начаться как раз диалог, то есть вам слово и вы тоже откроете рот: что-то сделать в ответ или сказать - вы проиграли. Ведь вас предупреждали: молчать, скрываться и таить. И чувства и мечты бомбить. А вы открыли свою ротовую промежность. Надо сделать роботов: роботы будут молчать, следить за порядком, лечить и обучать людей. А из-за того, что люди учат историю, они находят в ней какие-то несправедливости, снова начинается война, все повторяется и это повод уже для будущих войн. Наши металлические друзья - не будут ее учить, а даже если выучат для них будет безразлична любая такая геополитическая или национальная обида. И не будет никаких проблем. То есть проблема истории в том, что ее изучает человек, в самой истории может быть нет никакой проблемы. И то человек - как бы полудегенерат, когда люди еще немного очеловечатся и роботы будут не нужны.
Теперь, кто больше влияет на историю? Это ее жертвы. Те люди, кто умер. Как раз-таки не те, кто остался жив. И у кого все было «хорошо». Так проявляется механизм ее мести. За желаемую предугаданность. Жертвы истории - это такие люди, для которых человеки / человек был на первом месте. Поэтому они получили уже при жизни много, понимаете? Поэтому с них рано хватило. Кто остался и кто их убил? Те, кому не дали этого отношения. Любви к человеку. Страха перед ним. Его значительности. Еще чего-то - это все не важно. Они уже пострадали, при рождении и взрослении, так сказать, да - они не сдохли. Но понимания и этого дара - у них сильно больше за оставшуюся жизнь не прибавилось. Поэтому считайте, что они жили, как в аду. Назвать их победителями - спорном. От этого столько денег. Они хотели бы загасить эту интуитивную вину едой, девочками-пай, впечатлениями, жильем, одеждой. Но до конца не получается. Что-то грызет. И вот то, что их грызет - это тоже некий инстинкт. И поэтому они любят говорить, что переступали через себя, через природу, на благо светлого будущего.
Итак, какой же сухой остаток? По-моему мнению, им надо было идти в монастырь. И вообще - всем. Это самый лучший способ. В монастырях люди годами молчат. Это самый лучший способ войти в историю - ведь это тишина, а мы уже упомянули, что погибшие больше всего влияют на события. То есть молчуны. Т.к. оставшиеся обязаны упомянуть оставленных… это по честному, это по-человечески. Тут тоже есть идея некоего нарушаемого «справедливости», которое мы восстанавливаем. Под конец мы бы хотели показать вам цитату из одного стихотворения с просторов интернета. В нем на мой взгляд очень неплохо отражена часть, кусочек, чуть истории, допустим России. Хотя еще раз напоминаю вам, предупреждаю!: России, как формы, не существует. Все, кто отстаивает ее существование, как формы, ответят по всей строгости Инваря Джигурды. Вот Инварь Джигурда, как мы выяснили, победил Тверь. Но у Твери есть замечательный представитель - Мишка Круг. А хто поэты, певцы у Москвы? Алла Пугачева?.. Вот, Москва победила Новгород, Питер… В Питере столько замечательных поэтов, певцов, поэтесс, певичек!.. а кто у Москвы? Конечно, и в Москве были не плохие. Но иногда. Иногда, потому что они не верят слезам. Это жестокий город. Но ведь это их проблемы. Они как бы мстят, мстят за то, что у них нет таких же певцов, песен, птичек… они обижают слабых, но ведь это не может долго продолжаться. Когда-то насилие москвичей закончится… Вы читали Евангелие… там все сказано об этом. Другое дело народ. Что за народ под нашей научной лупой. Или его насилуют извне или он насилует сам себя. Сами люди друг друга ненавидят. Не учатся любить, не хотят. Любой народ был таким, мог бы быть. Если бы ленился, ничего не хотел, ни делал с этой проблемой. Европа считает, что русским надо помочь. Надо сделать из них человеков. Но нельзя помочь в этом, если кого-то «захватить», потому что скорее всего вы тогда сами на этой земле и сдохните, и растворитесь в тех, кто там жил. На этой идее основаны все сюжеты и реалии о происхождении государства - то есть пришлому элементу (вождям) это было нужно больше, чем местному. Они там от кого-то скрывались, бежали куда-то, еще что-то, искали единомышленников и т.д. Если же это можно сделать насильно, если у них получится - вам же от этого будет лучше. Пусть через боль. Но что делать? Потом-то лучше. Я говорю «Вам», потому что себя, как историка, я считаю уже вполне доразвившимся до уровня Европы. Но не надо истолковывать это политически. Потому что на глаз-то, как это сделал хан Чучмек с Иваном Джигурдой, я сомневаюсь, что они сразу смогут разглядеть во мне «своего» - европейца. А значит, в случае вторжения, будут обращаться скорее всего по-свински, так же, как и с большинством из вас. А это уже, как вы понимаете, признак плохого, только формального европейца. Если он не может отличить своего. Среди чужих. Какой это европеец? Это такое же чмо, как и все. И с ним у меня - разговор короткий. Как у ханов с неугодными русскими представителями.
С другой стороны: с нами ведь тоже не все в порядке. Ведь если человек не противится злому, если он готов к вторжению того, кто морально, культурно пусть даже только в среднем выше его, или просто готов к вторжению инопланетян или европейцев, как Иван Джигурда был готов, что его убьют в Орде, он уже тем самым перестаёт быть отстающим. А тот, кто всего боится и нападает на слабых, на Тверь, на девочек?.. ведь все отечественные историки это понимают. И все равно оправдывают Россию: вот Западная Европа развивалась на почве Рима. А Раша - нет. И что? За них, чтО, сейчас тоже древние римляне фильмы снимают и делают приложения? Хорошо, Европу сделал такой хорошей Древний Рим. А кто сделал Древний Рим хорошим? Они не могут ответить, потому что не знают. А ведь именно это и делает «страну» хорошей. Только это определяет все. Их политики наверно заботятся об этом человеческом, культурном в человеке и хотят и у нас его получше, поглубже распространить. Но у себя-то не они его распространяли… это же не грибы, чтобы расти. Наши братья из Европы заботятся о нас, хотят сделать нас лучше. Надо посочувствовать. Надо согласится и помочь. Две как минимум группы народов уже сдохли здесь, находясь у власти, норвежские - с викингами и варягами и целый конгломерат - из монголо-татаров. Кого еще бояться? США? Ядерной войны? Что они сделают? Что изменят? Кому будет плохо? Кому хуже? Зачем наука? Учитесь защищаться от радиации. Зачем Физтех, МГУ? Пусть этим всю жизнь занимаются. А теперь они все равно введут вонючие санкции: и русские будут насиловать русских, будут выносить друг другу мозги. Будут убивать политических конкурентов. И уже новые покалеченные и овдовевшие девочки-пай будут плакать. Так если все равно страдать, тогда какая разница? От фашистов, от своих, от косых, от белокожих. Какая разница к чертовой бабушке. Вот вам урок, абитуриенты. Тогда получается, что и нет своих? Если никто друг друга не ценит, не жалеет? Разве я немного не красив? А ведь я кандидат исторических наук. Кандидаты наук всегда должны быть красивы. И вот то упомянутое стихотворение, которое сейчас появится на экране.. оно тоже про красоту. Вообще, я бы очень долго мог сравнивать Европу и Россию. Я про них знаю столько, сколько они не знают сами. А кто-то - и вообще никогда не узнает. И как это ни печально: гуманистические итоги сравнений не всегда в пользу русских. Но, Россия, Родина моя, иногда ты меня удивляешь. По-моему, в лучших вещах у людей не может быть отличия. Еще кортошконосый Лев говорил, что все хорошее похоже, а все плохое выглядит по-разному. Так вот, по-английски красота - значит божественность. По-русски: красота - значит красность. Но что должно быть красным, чтобы быть божественным? Я думаю, вы уже и сами догадались. Например, люди, хлопцы и дивчины, когда влюбляются, наверное, краснеют. От скромности или от стыда? Но рожи у них красные - это точно. На морозе - человек краснеет. Оно и понятно. В России же холодно. Прямо северный полюс в России везде. И конечно красный цвет - это цвет крови. То есть умереть - это красочно, красиво. Особенно если от какого-нибудь меча или топора. Английское «божественность» значит, что красота - от бога. И поэтому, что такое бог надо знать. Иначе не понятно, что означает красивый. В русском языке тоже получаются смыслы, связанные с невидимым: скромность, смелость или доблесть, сама готовность умереть и так далее. Ну и некое возбуждение тоже, поскольку те, кто внешне красивы, видимо чаще любят и чаще волнуются, у них что-то там краснеет - вот и получается красота. Как видите, смыслы почти одинаковы.
Вот кусочек из того стихотворения:
………
Не удивляйся же теперь
Что закрылась эта dweрь ;
Башня красная - ты в Московiu
И забор красив от Истории,
В которой много потерь.
Поэтому, если хотите учить историю - учите храмы, учите картины, учите книги, учите резьбу, скульптуру, учите музыку, учите Джигурду, учите - человека, учите - смерть, учите - бога, учите - писателей, монахов, учите - девочек-пай. Может, у вас, ребята, есть какие-то вопросы? Хм, ле сру, ле сру…
Свидетельство о публикации №225080801860
Согласен, был многословен, писал с ошибками. Но харе Кришна, не доходил до скрытого "лизаблюдения".
Здесь же слышится голос столичного поручика Колокольцева из фильма Дуни Смирной "История одного назначения"
Миру-мир, с пробуждением совести у тех, кто хочет и на елку сесть, и задницу не уколоть.
Евгений Садков 10.08.2025 11:29 Заявить о нарушении