Два полюса одной Книги

Библию читать вредно или полезно? Средний христианин скажет «ПОЛЕЗНО», а средний нехристь заявит «ВРЕДНО»! И… оба не совсем правы будут. А почему?
Да потому что любому, кто пожил, ведомо: пользу или вред определяет не столько то, ЧТО ты делаешь, сколько — КАК ты делаешь это.

Взять, например, МОЛИТВУ. Благочестивое ли занятие? Разумеется! Но если молишься лишь устами, а не также умом и сердцем — не вменится тебе во спасение занятие твое это (благочестивое как бы), но даже, наоборот, вменится в осуждение!

Так именно (сурово) учат о том святые отцы. То есть: лучше бы совсем не молиться было человеку тому, кто молиться устами своими только, сердце ж и ум к молитве не подключает.

Так вот, подобно сему и чтение Библии. Важно не что ты ее ЧИТАЕШЬ, а важно — КАК ее ты читаешь.

Читая Библию можно душу спасти, а можно и… погубить. Первому примеров несметно. Последнему лишь какие-то доли процента от первого наберутся, но… и такие есть!

Один из наиболее наглядных примеров угрозы последнего запечатлело

Житие Никиты Печерского

Никита был добрым иноком, пока в 1078 году САМОЧИННО не удалился в затвор. И в первые же дни уединения неблагословленного этого — бес явился неопытному затворнику под личиной ангела Божьего. И сказал: а ты бы не молился, Никитушка! такое и другие умеют; а ты читай-ка вот вместо этого непрестанно ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, а я тебе запоминать его книги дословно помогать буду.

И оказалась эта помощь такой бесовская (лукавая, как бы ангельская) — свидетельствует о Никите Киево-Печерский Отечник, — что вот уж и «никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого завета, ибо Никита знал наизусть все книги его: Исход, Левит, Числа, Царств, Судей… знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, данных нам по благодати Божьей для нашего исправления и утверждения в добре, никогда не хотел видеть или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собой из Нового завета. Потому понимали все: прельщен он врагом. Братия говорила: обстоят его бесы. Более же опытные духовно из монахов считали: нет, уже тут не обстояние только, а прямо самое ОДЕРЖАНИЕ бесом через Ветхий завет! (О стадиях порабощения человека врагом рода человеческого есть книга "Противостоять бесам». — примечание Д.Л.) Встревоженные тем, пришли к прельщенному отцы преподобные… Агапит врач, Нестор летописец (перу которого принадлежит «Повесть временных лет» — прим. Д.Л.) и еще многие… Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса.»

Человеколюбивый Господь — сообщает Киево-Печерский Патерик далее — принял покаяние Никиты, поскольку до соблазнения «еврейскими книгами» Никита почитал книги «святые, новозаветные», почему и славился добротою.

В последствии Господь благоволил иноку, стяжавшему дорогой ценой опыт превозможения «ветхозаветного плена», взойти на престол епископа Новгородского.

Зачем попущен соблазн

Житие Никиты Печерского заставляет о чем задуматься? Что ветхозаветный бес пытался прельстить — понятно. Любые бесы взыскуют христианской душе погибели… Но сказано, что и волос без воли Бога не упадет и засим вопрос: к чему попустил Господь испытанье такое пройти Никите — монашку, коему суждено было в будущем стать епископом града Новгорода?

Не для того ли, чтобы на примере одного человека предупредить людей многих о готовящемся соблазне, какой пошлет сатана на Новгород (пусть и даже еще не скоро)?

Какой соблазн? Евионитство. Древнейшая из всех ересей, осужденных еще самими апостолами на Иерусалимском соборе. Мать ересей.

Анафематствованная апостолами, долгие века прозябала она в безвестности (выжидая до времени, когда в 1523 году Мартин Лютер создаст памфлет, в названии которого будет ложь: «О том, что Иисус Христос родился евреем»), но тихо, тихо распространялась евионитов секта по землям Запада…

А по землям Руси? Зараза эта могла сочиться на Русь исключительно через Новгород. Он именно был воротами, курсировали чрез кои купцы стран западных.

И вот оказался Новгород первым из градов русских отравлен евионитством. Но из него же и получило оно потом сокрушительнейший отпор.

Когда такое свершилось? Даты могут указывать на промыслительную связь судеб святителей Геннадия и Никиты. (Хоть скептик скажет, конечно: случайное совпадение цифры 8.)

Никита был соблазнен «еврейскими книгами» в 1078 году. Ровно через 4 века — в 1478 году — еретики от жидовствующих (последователи евионитов, которых осудили на Иерусалимском соборе сами еще апостолы) из Новгорода проникли в окружение аж царя русского и сделались протопопами! И начало тогда нарастать количество соблазняемых проповедями тайных отступников на ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ — исключительно! — тексты…

Однако епископат Новгорода — преемники того самого преподобного Никиты, новгородская богословская школа, — противостали твердо чуме духовной, что предвкушала уже язвить и поглотить Русь. Архиепископ Новгородский Геннадий добился в 1488 году созыва церковного собора, который провозгласил анафему на евионитов или, как определили русские тогда соборяне, анафему на «ересь жидовствующих».

Геннадий переловил жидовствующих и приказал наказать позором: возить по городу в шлемах, на коих писано: «Се есть сатанино воинство». Затем же не умертвил и в темницу не заключил — отпустил (а то бы и сам стал ересью).

Догадывался Геннадий, что ведь продолжат отпущенные жидовствовать, только тайно, реванш подспудно вынашивая? Очень даже догадывался! Поэтому работу поднял великую, имея надеждой сердца предотвратить тот реванш.



Геннадиевская Библия

Имя работы этой: Геннадиевская Библия. Геннадий ДЕСЯТИЛЕТИЕ целое собирал части славянской Библии по монастырям и соборам. Новозаветные уж конечно, но и ветхозаветные книги также. Ветхозаветные собранные им были переводами исключительно с — непосредственно! — древней Септуагинты. (А не переводами переведенного с переводов, на основе каких потом «справил» Никон!) Великое собирание Геннадиево было завершено лишь в конце 1498 года. (А в начале 1499 состоялась, как бы сказали сейчас, «презентация» труда его жизни.)

Победитель ереси жидовствующих предпринял труд этот с целью, как уже говорилось, предотвратить реванш оной. Но чем издание под одною обложкой Нового и Ветхого заветов могло бы послужить профилактикой этакого реванша?

Так ведь жидовствующие лгали, что будто Христос был просто человек и притом еврей (см. книгу Джекоба Коннера «Христос не был евреем» и мою "Конец заблуждения о Христе»), а потому ты якобы должен понимать Новый завет как произрастанье из Ветхого; постигни, говорили, ты для начала Тору, и только из нее и сможешь уразуметь, якобы, о чем воистину говорит Евангелие, да впрочем его тебе тогда и читать уж неинтересно будет! Вот этак лгали жидовствующие! А Тору свою обманываемым казали выборочно: лишь те фрагменты, из коих не очевидно, сколь яро противостоит завет Ветхий — завету истинному: Христову.

А тут Геннадий показал добрым людям ВЕСЬ ПОЛНОСТЬЮ завет Ветхий и стало из того видно, что Яхве иудейский никак не может быть Отцом небесным Христа, поскольку Яхве есть лишь позднейшее имя Ваала, демона (подробнее в моей книге "Благодать и жестокость»). Ваал был известен как «повелитель мух» (господь мух), но, приняв имя Яхве, себя с момента того заявил уже и вообще Господом (сего мира — ср. Ин 12:31). Хоть и не посмел все ж именоваться Богом Всевышним (коему служил Мелхиседек — Быт 14:18).

То есть Геннадий действовал исходя из Библейского же «уста твои обличают тебя» (2Цар 1:16)! И, кстати, приложив к священному Новому завету под обложку одну с ним Ветхий, означил последний не текстом священным же, не книгами каноническими, но только как материал смежный, справочный, приложение.

Ко времени ж издания СИНОДАЛЬНОЙ редакции Библии Геннадиева заповедь о таковом различении Заветов была забыта. Да и позволяет ли синодальный перевод видеть, как собственные же уста чина Ааронова обличают богопротивность оного? Нет! В итоге никонианской «справы» в том именно месте и в подобных ему как вместо «Ваал» так и вместо «Яхве» читаем просто «Господь»! Этим синодальный перевод (1876) и даже Елизаветинская Библия (1751) хуже Острожской Библии (1581), которая, став первой печатной, строго (почти) повторила рукописную Библию Геннадиеву (1498).

Но! «Хуже» не означает «плохой». Синодальный перевод это лучшее, что имеется нынче в широком доступе. Боже сохрани читать «современные» переводы-перевирания Библии, в которых вместо Марии пишется «Мириам» и кишат различные прочие подобные «реставрации»!

СЛОЖНОЕ строение Библии

Вот и возвратимся к вопросу: Библию читать вредно или полезно? История ответила (и далеко не только прецедентом с Никитой): полезно, если не абы как, но — разумение имея о том, как она устроена, эта Библия.

А устроение Библии нашей, между тем, УНИКАЛЬНО. Не потому, что она представляет писание СВЯЩЕННОЕ. Писания, понимаемые священными, наличествуют у большинства религий. Но таковые книги (за исключением нашей) устроены ПРОСТО в смысле: под их обложкой ОДИН завет.

Подобное строенье естественно и представляется даже — с человеческой точки зрения — неизбежным. Однако же священное писание ХРИСТИАНСКОЕ избежало его.

Строение нашей Библии СЛОЖНО. В исконном смысле этого слова: сложены под обложку единую ДВА завета. (Притом еще и во многом противоречащие один другому.)

В таком сложении ни малейшего смысла нет с точки зрения логики человеческой. Но не с точки зрения Логоса божественного. «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор 2:16) и потому не производит особенного смятения в умах у христиан «сложносочиненное» строение Библии.

Но в чем же именно состоит сей Логос? Об этом не сказать в двух словах… почему и написана эта книга.

Новое не подверстать к ветхому

Сложносоставность Библии, на первый взгляд, Логосу-то как раз и противоречит: «Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой» (Лк 5:36). «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лк 5:37,38).

Но противоречие — кажущееся. Потому что Христос тут говорит лишь то самое, о чем позднее — вослед Ему — учил Маркион, а вовсе слова Его не о бумажном сосуществовании под одной обложкой. То есть Христос говорит о несовместимости заветов Нового с Ветхим принципиальной, СМЫСЛОВОЙ, сущностной. Их невозможно как-либо примирить, усреднить. (А горе-богословы сколь многие — западные особенно — занимались и занимаются примирением-усреднением с упорством, достойным лучшего применения.)

Дух Нового завета и дух Ветхого завета не могут (и не хотят!) обрести консенсус. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Исуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Исуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин 4:1—3).

Иные спросят: а как же тогда ветхозаветные предсказания о Христе?

Отвечу: да, таковые можно найти на страницах книг Ветхого завета, но… буква та не содержит ветхозаветный ДУХ.

Дух Ветхого завета это чин Ааронов. Без исключения все ветхозаветные праведники, предсказывавшие пришествие Христа, ПРОТИВИЛИСЬ Ааронову чину. Хранили верность чину Мелхиседекову и платились за это нередко жизнью, как, например, библейский первопредсказатель о Христе Валаам, о подвиге которого у меня есть в книге "Упование народов».

Целые главы… что там, целые некоторые КНИГИ ветхозаветные — НЕ ветхозаветны по духу! Поскольку реально они есть ПРОТО-ветхозаветные. ДО-еврейские.

Новый завет есть новое воплощение того ПРОТО. Но тему эту еще предстоит раскрыть.

Пока же констатируем факт: дух Нового завета не «подшить» к Ветхому. Тем более невозможно дух Нового завета «влить» в завет Ветхий. Духи библейских заветов несогласуемы в принципе, поскольку опираются на диаметрально, ПОЛЯРНО противоположные принципы.

Но как тогда ухитрились они составить единство — Библию?

Единство и борьба

Ответ: А как ухитряются магнитные полюса составить собой… магнит? А электрические — аккумулятор с клеммами «плюс» и «минус»? И как вот планетарная ось представляет не что иное, как лишь отрезок, соединяющий полюс высокий северный — с полюсом нижним южным?

Библия биполярна. Библия представляет собой идеальный пример пресловутого (в старинном, хорошем смысле) ЕДИНСТВА-И-БОРЬБЫ-ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Да, того самого, которое воспел Гегель (а у него потом списал Энгельс). О всераспространенности оного единства, универсального для реальной действенности, человечеству возвестил еще Гераклит (цитатой из которого начинается — уверены многие библеисты — Евангелие от Иоанна).

Сей Гераклит был посвящен в Северную Традицию (в т.ч. в Гиперборейскую философию) в городе Голунь с посвятительным именем Любомудр. Из гиперборейской философии он, правда, недоучил почему-то ПРАВИЛО КЛЮЧЕВОГО ПОЛЮСА. Но это тема отдельная…

А на текущую скажем: уж если Библия существует в своем современном виде столько веков, то значит именно такой вид ее и угоден Богу (скорей всего). Поэтому неблагочестиво было бы отрицать какую-либо часть Библии.

Но неблагочестиво тем более — отрицать наличие непримиримых противоречий между Заветами, какие она содержит. (Напрасно противоречия эти пытаются вуалировать очень и очень многие.)

Почему не благочестиво? Да потому что здесь — ТАЙНА Божия!

Ведь именно НЕПРИМИРИМОСТЬЮ Заветов библейских Бог привлекает внимание наше к ТАКОЙ глубине Писания, которую хотело бы «не заметить» благочестие лишь поверхностное, казенное.

Рутинное благочестие не желает видеть простой тот факт, что духовность бывает… РАЗНОЙ. Одна духовность подобна заряду Плюс, а иная — заряду Минус.

Аллюзия с физикой: заряды Плюс и Минус когда реально работают? Да только когда оказываются под кожухом одной батарейки! Так точно и под обложкою одной Книги духовные Плюс и Минус проделывают работу мощнейшую именно благодаря своей РАЗНОСТИ ПОТЕНЦИАЛОВ (духовных).

Полезную? Работа будет полезной исключительно в случае, когда полюса батареи (Книги) подключены к сознанию читающего ТОЛКОВО. Не утесненно. Пространно… Развитие аллюзии с физикой: короткое замыкание смысловых полюсов способно и погубить!

Как чуть было не погиб Никита.

Да что Никита! История знает массу примеров драматичнейшей корчи горе-читателей Библии. Хлебнувших горя куда как более горького. Да и окружающих заставивших похлебать…

Вспомним хоть ИНКВИЗИЦИЮ… Вспомним АНАБАПТИСТОВ мюнстерских, которых справедливо заклеймил Кирилл Мямлин как «иудеобольшевиков 1534 года»: эти могли стать и ХУДШИМ, чем инквизиция… Вспомним и сожжение Аввакума Праведного в 1682 году…



Невольно приходит на ум из книги «Афоризмы Арконова»:

«Ничего нет более красивого и глубокого, чем РЕЛИГИЯ; но ничего нет и более уродливого и поверхностного, чем религиозный же ЭКСТРЕМИЗМ».



Последним заразиться как раз рискует читающий Библию БЕСТОЛКОВО. Поэтому благо тому пытливому прихожанину, который, прежде чем приступить к исследованию Библии, благословение духовника своего на чтение ее спрашивает.

Священник же, если пастырь добрый, благословит исключительно при условии, что чадо начинает знакомство с Библией с книг, непременно, завета НОВОГО.

Пойми, напутствует пытливого сего батюшка, умом эту Весть Благую и восприми всем сердцем ее допреж иных любых книг библейских! И только уже потом, если хочешь, читай из Ветхого. Ибо ведь упаси Господь новое понимать по ветхому, но дай тебе Бог Всевышний и ветхое прозревать по новому (а не «как-то вот по-еврейски»… есть в народе такая присказка).

Добре говорят батюшки! Жаль только, не поясняют, КАК ИМЕННО ветхое прозревать по новому. Прозрение же простое: да будет открыто ищущему, что весь без исключения текст библейский суть эпопея, запечатлевшая многотысячелетнюю брань духовную.

Эпос о борьбе богоданного чина Мелхиседекова и богопротивного чина Ааронова.

История, говорят, написана ПОБЕДИТЕЛЯМИ. А победитель себя-то любимого уж расхвалит, а побежденного ненавистного изругает. И стоит ли верить тогда анналам истории человеческой?

Закономерный вопрос. Да только не актуален он в отношении СВЯЩЕННОЙ истории.

Во-первых, потому как до победы в той многотысячелетней битве, о коей Библия, пока еще человечеству далеко. Хоть и Священник по чину Мелхиседекову (Евр 7:17) — да, конечно же, ПОБЕЖДАЕТ…

А во-вторых потому что ведь не один из противоборствующих, а ОБА чина — побеждающий и побеждаемый — писали эту Книгу единую (разные разделы ее). Первый — волей Отца. Второй же — попущением Оного.

А для чего попущение? Да затем, как в Книге в этой самой и сказано, что:

«уста твои обличают тебя» (2Цар 1:16)!

Вехи

• Никита Новгородский был соблазнен «еврейскими книгами» в 1078 году. Ровно через 4 века — в 1478 году — еретики от жидовствующих проникли в окружение царя русского. И ровно через 10 лет — в 1488 году — архиепископ Новгородский Геннадий созывал церковный собор, который провозгласил анафему на ересь жидовствующих. И ровно через еще 10 лет — в 1498 году — составлена стала епископом тем Геннадиевская Библия. (Однако после никонианской реформы-ереси 1666 года кое-что из того, чему учили анафематствованные жидовствующие… вошло в обиход церковный! Лже-праздник «обрезания Господня», к примеру. Подробней о надуманности его в моей книге "Выдуманный препуций». Лишь ПОЛНОЕ преодоление раскола подарит верующим отказ от опрометчивых нововведений в обиход веры нашей. Надежду на таковое вселяет новая книга Лады Виольевой "Дар одолеть раскол». )

• Духовный мир христианской Книги священной есть ДВУПОЛЯРЕН и она уникальна этим. Священные писания прочих религий напоминают однополярный мир.

• Дух Нового завета и дух Ветхого завета не могут и не хотят обрести консенсус.

• Постигший непримиримость двух смысловых полюсов библейских прочитывает все книги Библии как ЕДИНЫЙ ЭПОС, который повествует о многотысячелетней брани духовной богоугодного чина Мелхиседекова с богопротивным Аароновым чином.

Библия:

• «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор 2:16). Примечательно толкует святитель Григорий Богослов: «имеющими ум Христов называются очистившие свой ум через подражание тому уму, какой ради нас воспринят Спасителем» (Послание Кледонию против Аполлинария). Сразу же вспоминаются Мейстер Экхарт «Бог не умен: он ИСТОЧНИК всяческого ума» и величайший богослов нашего времени Симеон Афонский, у которого почти все о том, КАК ИМЕННО надлежит очистить свой ум. …и у Феофана Затворника примечательно: «Мы же ум Христов имамы, — то есть духовный, Божественный, не имеющий в себе ничего человеческого». Уравновешивающий момент у Феофилакта Болгарского: «Некоторые [Экумений], впрочем, Умом Христовым называли Отца».

• «Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой» (Лк 5:36). «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лк 5:37,38). А еще Маркиона как еретика осудили! Да у него почти все (кроме приписанного задним числом недоброжелателями) духовный смысл раскрывает этого речения Христа.

• «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они… всякий дух, который исповедует Исуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Исуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин 4:1—3). Прп. Иоанн Кассиан: отрицание боговоплощения «принадлежит к иудейскому суеверию».


Рецензии