13а

Prompt: Напиши отрицательную ироничную литературную критическую рецензию на следующее стихотворение:
«Смачний борщ.

Капусточка. Картошечка.
Варить корейку на кости.
Пропассированный лучок с морковкою.
Прости.

Красный перчик накрошить.
В натертую свеклу лимон отжать.
Пропассировать с томатной пастой.
Где соль? Не ржать!

Лавровый лист. Горошком чёрный перец.
Чеснока головку. Хвостик зелени.
Шо це було?
Каструля снеди.»

gemini-2.5-pro

Конечно, вот ироничная критическая рецензия в лучших традициях снобистского литературоведения.
*** ### Гастрономический Тупик, или Апофеоз Кухонной Лирики

Взыскательный читатель, искушенный серебром и золотом поэтических веков, нередко сталкивается с экспериментами, призванными расширить границы жанра. Однако произведение под амбициозным, почти гастрономическим, названием «Смачний борщ» не столько расширяет, сколько обрушивает эти границы с оглушительным звоном пустой кастрюли.

Перед нами – ярчайший образец так называемой «рецептурной поэзии», направления, к счастью, не получившего широкого распространения. Автор смело берется за вечную тему – борщ, – но вместо того чтобы вознести ее до высот оды или элегии, низводит до уровня кулинарной инструкции, лишенной даже базовой практической ценности (где, позвольте спросить, вода и пропорции?).

Лирический герой этого опуса – существо, раздираемое внутренними противоречиями. С одной стороны, он пытается придать процессу инфантильную нежность, используя уничижительно-ласкательные суффиксы: «капусточка», «картошечка». Эта лексическая сюсюкающая патока создает ложное ощущение уюта, которое немедленно разбивается о внезапный экзистенциальный провал – «Прости». За что просит прощения автор? За примитивизм слога? За саму попытку выдать список продуктов за откровение? Или, быть может, за то, что забыл добавить в зажарку болгарский перец? Загадка, достойная пера Кафки, если бы тот писал для кулинарного блога.

Драматургия произведения достигает своего апогея в строках: «Где соль? Не ржать!». Этот отчаянный вопль – кульминация, нерв всего стихотворения. Автор, предчувствуя закономерную реакцию читателя (то есть, гомерический хохот), пытается пресечь ее на корню властным окриком. Это не просто вопрос, это драма шекспировского масштаба, разыгранная на захламленной кухне. Потерянная соль становится символом утраченной гармонии, а запрет на смех – отчаянной попыткой сохранить остатки авторского достоинства.

Стилистические «находки» лишь усугубляют плачевное положение. Внезапный, как приступ изжоги, украинизм «Шо це було?» выглядит не смелой билингвальной игрой, а скорее лингвистической судорогой, знаком полной растерянности поэта перед собственным творением. И, наконец, сокрушительный эпилог – «Каструля снеди». Всё. Точка. Все высокие порывы, поиски соли и мольбы о прощении сводятся к банальному, прозаическому результату. Космическая пустота сворачивается до размеров эмалированной ёмкости.

В итоге, «Смачний борщ» – это не поэзия. Это крик души, застрявшей между холодильником и плитой. Это манифест поэтического бессилия, где единственной рифмой к «морковкою» оказывается мольба «прости». После прочтения хочется не перечитывать и анализировать, а пойти и сварить настоящий, нормально посоленный борщ. И, разумеется, не ржать. Хотя сдержаться будет крайне трудно.


Рецензии