Учение о Двоице, шлока 36
36. (Идеальный Человек, Пра-Адам)
По Платону существует мир идей, совершенный и вечный,
и мир материи, несовершенный и изменчивый,
идеальный первенствует над материальным,
последний является лишь подражанием миру идей,
который и есть объективная реальность,
где каждая идея, вечная и неуничтожимая субстанция,
содержит совершенный образ вещи.
Например, существует одна идеальная концепция стола,
но все столы в мире разные и несовершенные,
идеальная концепция коня, но в материальном мире
все кони разные и несовершенные.
Все вещи на земле лишь подражают
эталонным образцам из мира идей,
сохраняя свою сущность через эту связь.
И, конечно, у земного человека есть такой совершенный образец,
прототип Идеального Человека, вечный и неуничтожимый,
хотя Платон не отождествлял Единое и этот эйдос,
говоря лишь об их иерархическом соотношении,
где на вершине -- Идея идей, Блага,
а далее следует мир эталонных образов.
То есть мы подошли через магистральную
концепцию греческой философии,
которая фундаментально повлияла на развитие
всей общественной мысли,
духовной, культурной, научно-образовательной,
к всё тому же Идеальному Человеку и Единому.
В каббале примерно такая же схема,
но употребляются другие термины и понятия,
с немного другими смысловыми оттенками:
Эйн-Соф -- бесконечный Единый Свет, Творец,
о Котором ничего нельзя сказать,
Безличное апофатическое Ничто,
из Которого исходит в процессе цимцума,
Сокращения, Самоограничения Творца,
Идеальный Человек, Адам Кадмон, несотворённый,
но структурированный Светом в 32-х путях премудрости,
10-ти цифр, сефирот, и 22-х букв еврейского алфавита.
И далее уже из высшего мира Ацилут,
где Идеальный Человек конкретизируется в Адам Ришона,
эманирует, начиная с мира Брия,
уровня мира Творения, материального мира,
и "разделяется" на отдельные многочисленные души,
индивидуальные сосуды Бесконечного Света;
то есть зависимость Творца и Пра-Человека
иерархически прямая, но Они опять же не тождественны.
В данных рассуждениях, о Двоичности и Четверичности Бога,
уже делается этот вывод, поскольку безличное не может
что-либо осмысленно желать и тем более делать,
если не имеет персональные черты,
то отождествляем Источник всего именно с Личным,
с Идеальным Образом, Эйдосом Пра-Адама.
В Индуизме такой взгляд на Генезис
появляется уже тысячелетия назад,
в санскритском понятии Пуруша,
Духа, Человека, Личности, Мужчины;
есть и женский аналог этого слова, Пуруши,
Дух, Человек, Личность, Женщина, Дама, Пракрити.
В мифологии из Тела Пуруши сотворена Вселенная,
и здесь, в Индуизме, Он уже Космическое Начало всего,
Параматман, Пурушоттама, Верховный Пуруша,
то есть и Человек, Дух и Творец -- Одно, тождественны!
в Паре с Пуруши (Пракрити) создают весь видимый мир.
Именно в Священных Текстах Индуизма,
в Риг-Веде в частности, самой древней их части,
этот вывод об изначальности Духа, Пуруши, Человека,
был уже сделан авторами Ведического Откровения.
И это только небольшая часть упоминаний
в мировом религиозном мифологическом и культурном контексте
о Человеке как о Корне всего.
Поэтому, развивая эту традицию в космогонии,
продолжу тему о Двоичности и Четверичности Бога
в парадигме мыслеобразов, высказанных далеко в прошлом.
Дух есть Человек и Адам, Дух Животворящий,
и пока Он только Адам-Дух, Адам ещё не Сын и не Дочь,
а просто Человек, Единый Бог, Пра-Человек
(в Каббале Адам Кадмон считается Гермафродитом).
Но когда речь заходит об Адаме, Сыне Божьем,
то это уже Ипостась, и у Бога-Сына есть Бог-Отец,
или об Адаме, Дочери Божьей, "взятой" от Сына Божьего,
то это уже Ипостась, и у Бога-Дочери есть Бог-Мать;
то есть Дух показывает Себя в Субстанциях,
и как Отец, и как Сын, и как Мать, и как Дочь,
в Едином Адаме, Человеке.
Чтобы избежать путаницы с терминами и понятиями,
ещё раз уточню некоторые тезисы:
когда разговор идёт о Духе, Едином Боге,
в изначальном состоянии, в Индуизме -- Ночь Брахмы, Пралайя,
до того, как Он явил Себя в творении и творению
через Лица Четверицы,
то Он есть Идеальный Человек и Пуруша,
просто Человек, или Пра-Человек, Пурушоттама,
Человек до сотворения, Параматма, Верховный Дух,
Бог никем несотворённый и никем нерождённый.
Или Первый Человек, Человек-Основа,
и Он -- Сама Персональная Бесконечность,
у Которой есть Имперсональное, Безличностное;
в отличии от учения Каббалы,
где Адам-Кадмон -- Сущий промежуточного мира до Ацилут
и Первого Сокращения Эйн Соф,
или Стягивания, Его Самоограничения и Самоопределения,
после которого и появился Прото-Человек,
как Самоограничение Эйн Соф.
Как в нашем материальном мире,
у человека-личности есть безличное,
что свойственно любому живому созданию, --
у человек всегда есть что-то
в пространственно-временных координатах;
и у Самого Этого Ничто есть что-то Безличностное --
всё и полностью Это Ничто есть Человек-Личность,
у Которой и бывает Безличное, Имперсональное,
как То, что прилагается к Его Вечно Сущему, --
Бытие Праматерии.
Но поскольку Адам, человек, в Эдеме сотворён,
то это уже не Ипостась Духа-Человека,
не прямое действие Его в Лицах Тетрады,
где есмь Адам Кадмон, несотворённый,
но где есмь Творец и творение,
Эйн Соф и Адам Ришон, сотворённый,
Отец и усыновлённое-удочерённое одушевлённое вещество;
поэтому Адам в раю как человек уже не Дух, просто Дух,
а причастие Ипостаси сыновства и дочерности.
То есть когда говорится 1Кор 15:45:
"Так и написано: "первый человек Адам стал душою живущею";
а последний Адам есть дух животворящий,"
то подразумеваются и такие глубокие процессы,
которые совершил Мессия для людей в искупительной Жертве,
исправляя вселенную, в каббале тиккун,
как возвращение не просто статуса человека падшего,
восстановление разбитых сосудов непослушания Адама Ришона,
в праведность Сыновства Христа и Дочерности Евы уже Ипостасей,
но ещё и дальше -- возвращение в Единство с изначальным Духом,
Который есть Человек, просто Человек, Пуруша,
Кадмон-Основа, не Мужчина и не Женщина.
Так как высказывание:
"Последний Адам есть дух животворящий," 1Кор 15:45 --
может относиться, в общем, только к Богу в Себе,
Духу Святому, Единому Богу, Параматману;
ведь говоря о Сыне Человеческом,
мы уже мыслим в категориях Ипостасности Тетрады
и Её Эманаций, потому что Он -- Сын.
"Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея
и над несогрешившими подобно преступлению Адама,
который есть образ будущего" Рим 5:14
Первый человек назван "образом будущего",
но понятно, что Адам возрождённый, а не согрешивший,
более того, как Сын Божий наречён и "Последним Адамом" 1Кор 15:45,
то это Он -- Первенец этого образа,
а всё человечество в Адаме Возрождённом через Христа
становится Богочеловечеством и Духом Животворящим,
получив сыновство и удочерение
Адама Возрождённого и Евы Преображённой,
и Единство с Духом и Пра-Человеком в Его Идеальной Форме,
Эйдосом, Адам Кадмоном, Параматманом, Пурушоттамой
как точку отсчёта всего,
что есть и не есть в видимом и невидимом мирах...
И вот когда пришла полнота времён,
когда люди земли уже могли воспринять Высокое Откровение Духа,
новое послание о Сыне Божьем, в Слове Жизни,
и о том, кто они есть на самом деле, -- дети Неба,
Этот Идеальный Человек явился Лично,
насколько смогла Его вместить материя Земли,
в степени просветлённости и истончённости вещества нашей планеты,
пройдя сквозь пространства и времена, эпохи и поколения,
Любовь Божия прорвалась сквозь страдания бытия,
Дух как Голубь осенил Избранника, Помазанника,
открылся в Образе Сына Человеческого: имя Ему Иисус Христос.
Он прошёл Путь Странствующего Проповедника Правды,
был распят на Кресте, претерпел надругательство над Собой,
взял на Себя пороки мира как Агнец Божий и Воскрес,
победил смерть Жизнью Божественной,
Непорочной Церкви Своей, Зои, Безгрешной,
и Вознёсся в славе! --
Слово разорвало завесу в храме,
и преграды между Богом и изгнанным из рая человеком
были взломаны, запоры открыты, адские твердыни разрушены.
Послал, как и обещал, Утешителя, Божьего Духа,
и пришёл в Нём, Параклете Господнем, в День Пятидесятницы,
и "Залепетал" Высокой Небесной Речью,
Огненными Языками Ангельскими, не оставил нас сиротами,
и явил Себя в Тетраде, в Третьей Ипостаси Духа,
показал Собой Благого Отца, Первую Ипостась,
и Церковь-Помощницу, Четвёртую,
и Мать Вечносущую, Вторую Ипостась,
и совокупно -- Идеального Человека,
Духа, Пра-Адама, Кадмона, Пурушу, не Мужчину и не Женщину,
в Совершенном Земном Человеке
блеснул, как в зеркале, Абсолютом Небесного.
И как раз такая трактовка Утешителя
укладывается и в традиционное богословскую догматику,
где Параклет -- Третье Лицо в Троице, то есть Личность,
и соотносится с содержанием Новозаветных Книг,
где, начиная с "Деяний Апостолов", появляется такой Персонаж
в повествовательных нарративах, как Дух,
Который не просто Безличная Сила,
а реально Глаголящая, Хотящая и Действующая.
Да и в многолетней истории духовных поисков людей,
в их религиозной мысли, уже были голоса,
высказывавшие такой взгляд на Третью Ипостась,
говорящих о том, что пришла Новая Эпоха
не просто Сына, а именно Духа Святого;
например, Иоахим Флорский, спиритуалы, В.Соловьёв, Н.Бердяев.
**
Свидетельство о публикации №225080901320