Мотоциклетные войска и профук возможностей 1941 г

  Мотоциклы с колясками и с пулемётами на колясках -- обычная
картинка, когда в отечественном кино показываются немцы образца
1941-1942 гг. Мотоциклисты прут, а наши разведчики или партизаны
устраивают эффектные засады на них.
  На самом деле мотоциклетные подразделения имелись и в РККА,
только они в 1941 году [быстро закончились] ярко не профигуриро-
вали. Почему? Наверное, потому что "затачивались" как сила насту-
пательная, а не штопально-затыкательная, -- и соответственно кон-
фигурировались и направлялись.
  Получается, для усиления РККА по части мотоциклов не было нужды
что-то дополнительно производить, добавлять, а следовало лишь
иначе распоряжаться уже имевшимся.
  Кстати, чуть позже даже создавались -- и воевали -- мотоциклет-
ные полки, и два из них даже стали гвардейскими. А в 1957 году в
СССР и вовсе были образованы мотоциклетные войска как отдельный
вид войск: какой-то особовысоконачальственный "новатор" выпендр-
нулся.
  Дороги Родины, конечно, в целом оставляли желать много лучшего,
но сухим летом (как в июне 1941-го) даже по сельским дорогам с их
колдобинами и пылью немножко можно было гонять.
  По поводу мотоциклетных полков я [в растерянности] имею сомне-
ния, а вот мотоциклетные подразделения (по роте на пехотный или
танковый полк) -- почему нет?
  Применения мотоциклетных подразделений:
    - разведка;
    - срочная доставка;
    - мобильный резерв;
    - арьергардно-засадные действия.

  На каждом мотоцикле с коляской -- что-то из вооружения потяже-
лее, с немалым боезапасом к нему: ручной пулемёт, гранатомёт
Дьяконова, противотанковое ружьё, 50-мм миномёт, огнемёт, а то и
просто запас ручных гранат (чтобы метать их, не экономя). Перево-
зить на мотоциклах всего лишь стрелков из винтовок -- дело невы-
годное. Это должны были быть хотя бы автоматчики с обилием запас-
ных магазинов к их пистолетам-пулемётам.
  Ценность мотоцикла -- не столько в быстром перемещении, сколь-
ко в возможности перевозки тяжёлого вооружения и боеприпаса к
нему. В [отступательной] подвижной войне любое вооружение без
боеприпаса -- это лишь обременительные железки, мешающие дви-
гаться (= выживать и в конце концов побеждать).
  Бесколясочные мотоциклы (да и колясочные) могли -- при необхо-
димости -- таскать за собой прицепчики.
  На командирских мотоциклах (или на прицепчиках к ним) следовало
устанавливать радиостанции. Ну, если по здравому смыслу.
  Раз уж мотоциклетчики ездили, а не топали на своих двоих, можно
было добавить в их экипировку стальные нагрудники образца 1935
года.
  Понятное дело, что комплекетовать правильные мотоциклетные под-
разделения следовало отборными людьми -- отличниками боевой и по-
литической подготовки, здоровяками, комсомольцами из рабочекрес-
тьян.
  Я не знаю, насколько эффективным был гранатомёт Дьяконова летом
1941 года против немецких танков при лупении по ним из кустов в
бортовую броню, но сильнейше подозреваю, что при правильном под-
ходе к мотоциклетным подразделениям они могли бы стать тем ещё
козырем в разбитии немцев в первые же недели их жалкой попытки
наступления против непобедимой и легендарной РККА. На фиг были
танки: мотоциклетчики догоняли бы их и [перегоняли] секли из
снайперских противотанковых ружей. Главное -- молодой задор и не-
боязнь окружения (на мотоциклах -- запас консервов, спальные меш-
ки, палатки).
  Альтернатива колясочному мотоциклу -- лёгкий джип: его конст-
рукция эффективнее, он устойчивее (4 колеса вместо 3-х!) у него
привод на все колёса. Вдобавок джип "обитаемее" (а обитаемости
ведь можно было и добавить: чем удобнее бойцам, тем блистательнее
они воюют). Если совсем честно, то я не понимаю, зачем вообще были
нужны в войсках (да и не только в них) колясочные мотоциклы, ког-
да можно было обходиться лёгкими джипами.
  Колясочные мотоциклы на "гражданке" можно было трактовать так:
бедняк, поголодав некоторое время, смог приобрести, наконец, мо-
тоцикл, а через несколько лет, кое-как ещё насобирав денежек,
прикупил к мотоциклу коляску. Но в войсках-то эта колясочность
зачем была нужна? Из-за возможности быстрого отсоединения коля-
сок?
  Luedke пишет (стр. 42), что у немецких немецких тяжёлых мото-
циклов BMW R 75 и ZUENDAPP KS 750 коляска была неотсоединяемой,
а на её колесо имелся привод от двигателя. И у этих мотоциклов
даже включался задний ход. Правда, Luedke же замечает, что BMW R
75 обходились почти в два раза дороже, чем знаменитые немецкие
лёгкие джипы VW-Kuebelwagen, произведенные за годы войны в коли-
честве то ли 50 000 то ли 55 000 штук.
  Про VW-Kuebelwagen. Масса этого джипа составляла 750 кг, грузо-
подъёмность -- 400 кг. Можно было натягивать брезентовый верх (в
мотоцикле поди ещё натяни). Про надёжность "кюбельвагена" нечего
и говорить: она была немецкая и вдобавок фольксвагеновская. Этот
джип был потрясающе эффективным скромным вспомогательным орудием
войны (зачастую вооружавшимся пулемётом MG 34 или MG 42), но у
немцев, к нашему счастью, тоже хватало дурости.


Рецензии
Думаю, всё же, это было дороговато, новое введение.

Зато сейчас мотоциклисты развернулись

Прикажет желтый идол нам,
И мчим навстречу безумным дням,
А грифу кажется, что крысы
Бегут куда-то по камням.

Штурмовики на мотоциклах мчатся по бездорожью, а беспилотник следит с небес.

За нами гриф следит с небес,
Чтоб вновь найти добычу здесь.
И тот его добычей станет,
В чьем сердце пляшет желтый бес!

Вновь, вновь
Золото манит нас!
Вновь, вновь
Золото, как всегда, обманет нас!

Вячеслав Горелов   09.08.2025 21:15     Заявить о нарушении
Какой вид войск эффективнее хороший вопрос. Только сложный. Я никогда не сталкивался с признаками того, что в Генштабе РККА занимались этим вопросом научным образом, а не "на глазок".

Александр Бурьяк   09.08.2025 23:12   Заявить о нарушении