Велосипедные войска и упущенные победы
военный парад в Москве 1 мая 1938 года. На что обращаем внима-
ние: у велосипедов почему-то нет багажников. Хоть каких-нибудь.
И это - армейские велосипеды?!)
Армии разных стран стали широко использовать велосипеды ("само-
каты") в конце XIX века. Россия не была исключением.
В Первую Мировую войну войска разных стран частично использова-
ли не просто велосипеды, а велосипеды СКЛАДНЫЕ.
Наиболее велосипеднутыми были вооружённые силы Швейцарии: вело-
сипедные полки там были расформированы только в 2012 году (!!!),
а велосипедные роты остались и после этого.
Преимущества велосипеда перед лошадью: не надо кормить, поить,
ухаживать. В отсутствие потребности можно убрать на хранение и
забыть.
Преимущества велосипеда перед мотоциклом: не требуется бензин,
нет шума, много проще конструкция, можно перетаскивать транспорт-
ное средство на себе, можно складывать транспортное средство.
Преимущества велосипедного передвижения перед пешим: выше ско-
рость, можно везти с собой большой груз (даже и 100 кг; это по-
зволяет транспортировать тяжёлое пехотное вооружение и боеприпасы
к нему).
Недостатки велосипедного передвижения перед пешим: требуются не
лишь бы какие дороги (по лугу или полю не поедешь, по грязи --
тоже, по снегу -- тем более).
Разумеется, для войск требуются ВОЕННЫЕ велосипеды: [защитной
расцветки] с повышенной проходимостью, приспособленные к перевоз-
ке больших грузов (в том числе пассажиров), складные.
В РККА к лету 1941 года велосипедизированные подразделения име-
лись, только ничем в истории не наследили. Качественному примене-
нию велосипедов в войсках препятствовала ориентация на "войну мо-
торов" [поцелуйте Тухачевского по этому поводу ещё раз в ваше лю-
бимое место; но можно и Шапошникова: он в РККА тоже был много лет
далеко не последняя спица в колесе, а за Тухачевским не подчис-
тил; некогда было, понятное дело: он же "Мозг армии" строчил].
Велосипедизация позволяла иметь не только более мобильные под-
разделения, но -- главное -- много более оснащённые тяжёлым воо-
ружением, много лучше обеспеченные возимым запасом еды, медика-
ментов и пр.
В дополнение к велосипедным "багажникам" можно было использо-
вать прицепляемые к велосипедам тележки -- для грузов, для ране-
ных.
Создавать велисипедные полки вряд ли следовало бы, а вот иметь
по ударной роте велосипедистов в каждом пехотном полку -- наобо-
рот, было надо.
Применения у велосипедных подразделений -- такие же, как у мо-
тоциклетных:
- разведка;
- срочная доставка;
- мобильный резерв;
- арьергардно-засадные действия.
Велосипеднутые партизаны, велосипеднутые диверсанты -- тоже
почему бы нет? Тем более если велосипеды складные: в отсутствие
потребности в них они убираются и маскируются, только и всего.
Надо полагать, простому надёжному велосипеду переключение ско-
ростей не требовалось.
Военные (или хотя бы диверсантские) велосипеды можно было де-
лать из алюминия: не всё же на самолёты его тратить; на велоси-
педы для отборных солдат, наверное, даже было бы эффективнее.
Если раскрепостить техническое воображение, можно представить
себе разборные велосипеды, реконфигурируемые в лодки, палатки,
кровати, лестницы, носилки.
Что имели бы мы в 1941-м, если бы в РККА было больше "ретро-
градов", готовившихся к "предыдущей войне"? Имели бы в каждом
стрелковом полку по мобильной, вооружённой до зубов отборной
велосипедной роте, не боящейся окружения, отрыва от основных
войск. Еды у неё было бы с собой на полмесяца, боеприпасов -- при
диверсантско-снайперском режиме использования -- может, дней на
пять. Немцев такие велосипедисты за первые недели войны, навер-
ное, всё же не победили бы, но по крайней мере сами бы уцелели,
отошли (точнее, отъехали, конечно) -- с почти всем тяжёлым воору-
жением (это важно!) -- на новые, подготовленные рубежи обороны.
И очень скоро крутили бы педали на Берлин.
Свидетельство о публикации №225080901453
Но где же их столько взять, и кто тогда останется в обычной пехоте?
Иван Жемакин 10.08.2025 11:17 Заявить о нарушении
Александр Бурьяк 10.08.2025 12:42 Заявить о нарушении