Джума-мечеть Гази-Кумуха
военно-политических и торгово-экономических центров Кавказа, однако недостаточно еще освещена его роль как религиозного центра, оказавшего огромное влияние
на формирование идеологических представлений населения средневекового Дагестана и всего Восточного Кавказа. Средневековый Кумух являлся не только важным идеологическим центром Восточного Кавказа, но и одним из самых ранних и значительных очагов распространения ислама в Дагестане. К периоду распространения исламской идеологии относится известный памятник монументальной культовой
архитектуры средневекового Кумуха — Джума-мечеть. Относительно времени ее
сооружения среди исследователей имеются значительные расхождения. В первую очередь следует отметить, что в мечети ясно видны различные по времени части. Наиболее древними можно считать восточную и подкупольную части мечети, где применены стрельчатые арки. При капитальной перестройке мечети были, по-видимому, сохранены ее основные габариты. Однако большая часть нарушенных стен была возведена заново, а южная стена была даже отодвинута на метр. Заново были сооружены и 12 из 14 внутренних столбов, полуциркульные арки и т. д. Конечно, не исключена возможность того, что кумухская мечеть строилась по типу дербентской в более позднее время (например, в XV или в XVIII веках) и что и сам тип дербентской мечети сформировался постепенно в ходе ее перестроек. Мечеть в Кумухе как бы содержит в себе несколько этапов развития лакской архитектуры, но именно той ее части, где отсутствуют опорные деревянные столбы и фигурные деревянные детали. Здесь есть и настоящие клинчатые арки, и своды, как стрельчатые, так и полуциркульные. Здесь есть и стрельчатые (даже келевидные) по форме оконные и дверные проемы, обрамленные фигурными камнями, здесь есть фигурные каменные консоли карниза и кольца из одного камня, здесь есть и петроглифы с орнаментальной резьбой. Ну, и один из шедевров лакской архитектуры — входной портал, покрытый каменной резьбой с растительным орнаментом. Такого роскошного по форме каменного орнаментального портала нет больше ни в Лакии, ни в сопредельных
с ней районах». В настоящее время известны три надписи, скопированные в различное время со стен данной мечети. Мы даем их перевод в варианте Л. И. Лаврова. Две надписи сохранились и поныне, а третья дошла до нас в изложении А. М. Алиханова-Аварского. Она гласит: «Мечеть построена по велению шейха Абу-Муслима лакам, принявшим ислам в 161 г. х.». Год 161 хиджры соответствует 777–78 г.
Вторая надпись сообщает: «Построил эту мечеть Сулейман, Муххамад и Умар
в 1153 г. х.». Год 1153 хиджры соответствует 1740–41 г. Третья надпись, нанесенная черной краской на внутренней стороне западной стены Джума-мечети, гласит: «В 162 году священную мечеть построили они ради благочестия ко Всевышнему Аллаху, под руководством преданного Аллаху Абу-Муслима. Да будет над ним милость
Всевышнего Аллаха! И в 825 году на ней были сделаны некоторые исправления,
а в 1203 году ее обновил эмир Мухаммадхан, и раньше была лестница там, где теперь восточная дверь. В 1323 году ее с усердием обновила община, да продлит Аллах
жизнь общины в покорности! Писал Абдал-Халик Каджлайуф». В настоящее время в историографии утвердилась версия, что «ислам был занесен сюда вскоре после появления арабов в Дагестане, а окончательное его утверждение произошло в XI–XII вв. Именно к этому времени относится и старейшая в Лакии надпись. Показательно, что она найдена на периферии лакской территории, а не в Кумухе, который, очевидно, раньше принял новую религию».
Источник: № 4/2011 Современные проблемы сервиса и туризма.
Свидетельство о публикации №225080901541