Это не забыть

Я вспоминаю, как 21 ноября 2019 года в Публичной библиотеке был литературный концерт силами членов Союза писателей России ростовского отделения.  Я тоже принимала участие. Рассказывала о 661 батарее и читала свое стихотворение посвященное воин.
 И смотрю в зал на зрителей и вижу, как мужчина в пожилом возрасте дрожащей рукой утирает слезы. После концерта мы с ним пообщались. Оказалось он был очевидцем тех военных лет- это житель г Ростова-на-Дону Харламов Борис Иванович
  Будучи мальчиком 9-10 лет ходил с матерью по селам меняли мыло, вещи на продукты.  Он вспоминал: У них в селе Семибалки жили дальние родственники. -Дубоносовы. Дни стояли жаркие, пыльные, а у воды было ветрено и холодно. Ветер бил в лицо песком. Дом Дубоносовыхх был рядом с обрывом. Нас накормили, и дали полную тачку продуктов.  Мы с мамой встали до восхода пошли в сторону города Азова. Проходили мимо батареи. Она располагалась в поле у дороги. Остановились, угостили батарейцев жерделами и пирожками.  Я даже разговаривал сними и спросил почему их так мало. На что они ответили: Немцы пока далеко не целесообразно держать здесь большое количество военных.  Вон посмотри, сказал один из морячков. До Таганрога всего 20 км, наш берег хорошо просматривалась при тихой погоде. Мы даже в бинокле видим, как по набережной ездят немецкие машины со свастикой. Мне разрешили посмотреть в бинокль, потрогать орудие. Оно было такое огромное, на длинных железных станинах. Они нас с мамой угостили пшенной кашей с тушёнкой. Я такой вкусной каши больше никогда не ел.  Мне было все интересно, но мама все торопила. Дорога у нас была дальняя. А мне так не хотелось уходить. Все были молоденькие, в брюках и без маек, а на головах фуражки с лентами, а на них якоря. Мне одну подарили на память.  Сохранить не смог. Когда немцы вошли в город, мама ночью зарыла её в нашем дворе под каким-то кустом. Но на том месте позже была огромная яма от снаряда. Наш дом тоже пострадал, мы жили всю зиму в подвале. И когда я сейчас услышал об этой батарее, у меня сердце кольнуло. Ведь я о них ничего после не знал.  Вот как получается? Видно они немцев остерегались, что прейдут через залива, а они   ироды, через Азов дошли и к ним. Но когда немцы вошли, мама запретила мне даже думать о них. Она боялась, что если кто то узнает и донесут комендатуру.  Заняли мой родной город Ростов –на- Дону, устроили здесь ад.  На улицы Горького было такое страшное здание- тюрьма. Мама меня все им пугала. Там немцы содержали схваченных подпольщиков и подозреваемых.  Мы пацаны иногда туда бегали и слышали крики, наверное их пытали и автоматные очереди за колючей проволокой.  Когда немцев совсем выперли из города. То все оставшиеся в живых жители узнали, что эти ироды расстреляли во дворе всех заключенных.  Скольких людей расстреляли. А батарейцы геройские были ребята, уверенные в своем не простом деле и сила от них исходила железная. Я когда шел все о них думал и гордился, что удалось побыть рядом. А сейчас услыхал твой Надежда рассказ и не смог сдержать слез. Правильно, рассказывай, пусть наши дети и внуки знают о героях защитниках.
21 октября 2019 год


Рецензии