Глава 8 Спор Кокосов и Курсов

Тримаран «Орка» резал лазурную гладь Средиземного моря, оставляя за кормой пенный след, похожий на растянутую жемчужную нить. Легкий бриз наполнял грот, заставляя снасти тихо поскрипывать – музыка, ставшая саундтреком их жизни. Марко стоял у штурвала, загорелый, с солеными брызгами в волосах и вечной ухмылкой на лице. Алексей, прислонившись к лееру, изучал разложенную на палубе навигационную карту, его лицо было сосредоточенным, чуть хмурым. Где-то вдали маячил силуэт Гибралтарской скалы.

**Алексей:** (Ткнул пальцем в карту южнее скалы) Ну, что, капитан-весельчак? Гибралтар на носу. Дальше – простор. Думаю, рулим на юг. Огибаем эту Африку… (Провел пальцем вдоль западного побережья) … мимо всяких сенегалов, гвиней… Дальше – бум! Мыс Доброй Надежды! И – здравствуй, Индийский океан! Шторма там, говорят, знатные, но зато маршрут классический. Как у старых мореходов. Без сюрпризов.

**Марко:** (Фыркнул, перехватывая штурвал) «Без сюрпризов»? [id62545771|*Ma] nemoj!* (Да не может быть!) Алеша, это же скучища смертная! Тысячи миль вдоль пустыни! Песок, жара, однообразные берега… И «Доброй Надежды»? Там не зря его так назвали. Бури там, что чудовища из глубин, выпрыгивают! А «классический» – это для музейных экспонатов. Мы-то на «Орке»! На крылатой стреле!

**Алексей:** (Поднял глаза, брови поползли вверх) Ага, крылатая стрела. И куда она, по-твоему, должна лететь? В скуку я не верю. Африка – она же огромная! Племена, рифы, леопарды на пляжах… ну, может, не на пляжах… Но экзотика!

**Марко:** (Машинально поправил несуществующую кепку) Экзотика? *Pff!* Ха! Вот тебе экзотика! (Он энергично ткнул пальцем в Карибское море на карте). Багамы! Ямайка! Пираты… ну, бывшие, наверное, теперь они, блин, художники или йоги. Пальмы, белый песок, вода – как синька! Ром настоящий! А потом – Панамский канал! Чик-чик – и ты уже в Тихом океане! Вот это маршрут! Солнце, праздник, никаких мрачных мысов!

**Алексей:** (Скептически сморщил нос) Панамский канал? Ты серьезно, Марко? Кто его там чинить будет? Шлюзы, механизмы… Без людей, без электричества? Он, скорее всего, как мертвый осьминог – лежит и воняет ржавчиной. Не пройти нам там. Застрянем посреди джунглей, будем обезьянам кричать: «Откройте шлюз!» А у них свои дела.

Марко задумался, почесал затылок. Вид у него был слегка озадаченный. Аргумент про канал был железобетонным.

**Марко:** (Вздохнул с преувеличенной скорбью) Ох, Алеша, Алеша… [id37700627|*Ti] si mi grobar!* (Ты мне гробовщик!) Моей морской романтики. Канал – да, ладно, признаю, идея так себе. Ржавый осьминог… (Он фыркнул). [club101435075|*Dobro], dobro...* (Ладно, ладно...) Тогда… (Он снова посмотрел на карту, на юг от Гибралтара). Значит, Африка. Но только не вдоль этой бесконечной пустыни! Рулим на юго-запад. Канарские острова – *odli;ne tjestenine!* (отличные макароны!) там делают, и вино! Потом – Кабо-Верде. Оттуда – дуем напрямую к экватору! А потом… (его глаза загорелись) … когда перейдем линию, настоящий Нептун с трезубцем вылезет – [id354987042|*obred] mora biti!* (обряд должен быть!) Весело будет! А потом – вдоль Африки, но не у самого берега, а так… с ветерком!

**Алексей:** (Наконец ухмыльнулся, одобрительно кивнул) Вот это уже ближе к делу. Канары, Кабо-Верде… Экватор… Это да. Это не скучно. Ладно, юго-запад так юго-запад. Договорились. Только смотри, чтобы твой Нептун с трезубцем не уволок тебя за борт. Я спасать не полезу – сам напросился.

**Марко:** (Запрокинул голову и рассмеялся) [club79235461|*Idemo]! Idemo!* (Поехали! Поехали!) Да он меня побоится! Я ему хорватской ракии налью – с ног свалится!
**Алексей:** (Покосился на Марко) Эй, рыбак! Налови что ли рыбки к ужину. Твоя тушенка «Путешественница» в сто пятый раз – это, конечно, шедевр кулинарии… Но я, знаешь ли, мечтаю о чем-то свежем. Морском. Хотя бы кальмарчике. Раз уж ты такой спец.

**Марко:** (Сделал вид, что возмущен) *;ta?!* (Что?!) Ага, щас! Я штурман, навигатор, стратег! А ты – что?! Значит, твоя забота – еда! Ладно, [club133685073|*lovit] ;u* (поймаю), но чистить – *tvoj posao!* (твоя работа!). И смотреть не отвлекай!

**Марко:** (Уже доставал не удочки, а компактный ярус с блестящими приманками – точь-в-точь как у стариков-рыбаков на Вису, материализованный его Рогом по истинному желанию. Подмигнул) Удочки? [id62545771|*Ma] daj!* (Да брось!) Это для [id5017492|*po];etnika* (новичков)! Смотри и учись, [club36101425|*galebe] moj!* (чайка моя!).
Он ловко забросил снасть за борт, лента блесток скользнула в синеву. Ждать пришлось недолго. Море, казалось, почувствовало азарт настоящего рыбака и его ученика. Вскоре ярус вынырнул, сверкая мокрыми приманками, и на палубу выплеснулась серебристая мелюзга, пара увесистых тунцов-скипджеков и несколько крупных кальмаров, переливающихся всеми цветами радуги, их щупальца еще конвульсивно сжимались. *"Bogme!* (Черт возьми!/Ей-богу!) *id20549238 (*Dobar) ulov!"* (Хороший улов!) – довольно воскликнул Марко, ловко прижимая одного из туцонков.

**Алексей:** (Скептически осмотрел улов, особенно кальмаров) Ну, тунцов – ладно. А эти… чернильные гады? Ты уверен, что их есть можно? Не отравимся? Выглядят как пришельцы.

**Марко:** (Уже ловко орудовал ножом, снимая с тунца серебристую чешую) *;uti i gledaj!* (Молчи и смотри!) Алеша! Это же [club218108023|*delikatesa]!* (деликатес!) Настоящий дар моря! Сейчас я тебе такое покажу… А вот чистить твоих «пришельцев» – *tvoj red!* (твоя очередь!) (Он сунул Алексею нож и самого крупного кальмара, тот был холодным и скользким).

Алексей брезгливо поморщился, но взял нож. Чистка кальмаров превратилась в эпичную комедию. Чернила брызгали на палубу, скользкие тушки норовили выскользнуть из рук. Алексей ворчал, сплевывал и ругался сквозь зубы: "Да чтоб вас... Скользкие, как черти! Ужас какой! Марко, ты это специально?!"

Марко тем временем развел небольшой угольный гриль на корме – компактный, удобный.. На решетку легли толстые стейки тунца, политые оливковым маслом с выжатым лимоном и щедро посыпанные средиземноморскими травами, и кольца кальмаров, которые Алексей, наконец, сдал с боем. *"Mirisi kao raj!"* (Пахнет как рай!) – пробормотал Марко, вдыхая божественный аромат, смешивающийся с запахом моря.

Запах был настолько соблазнительным, что даже вечно недовольный Алексей умолк, только сглатывал слюну, наблюдая. Марко управлял процессом с хорватской страстью и точностью: ловко переворачивал стейки вилкой, сбрызгивал их белым вином (бутылка материализовалась рядом в плетеной подставке именно в нужный момент), посыпал крупной морской солью. *"Jo; malo..."* (Еще чуть-чуть...) – приговаривал он, подбрасывая щепотку розмарина на угли. Кальмары шипели и подрумянивались.

**Марко:** (Подавая Алексею переполненную тарелку с дымящимися морепродуктами, ломтем лимона и горстью оливок) *Evo ga, kriti;aru!* (Вот, критикан!) Попробуй хорватское солнышко на тарелке. Заслужил.

Алексей взял кусок тунца, осторожно отломил вилкой. Его лицо выражало крайнюю степень концентрации и готовности к разочарованию... но потом напряжение спало, глаза чуть прищурились от удовольствия, а на губах появилось редкое, почти неуловимое подобие улыбки.

**Алексей:** (Неохотно, с полным ртом) М-м-м... Да, ничего. Тунец сочный. Сойдет. Кальмар... (откусил колечко, жуя с нарочитой серьезностью) ...чертовски нежный. Признаю. Ты не только рыбак, но и повар ничего. Ловко у тебя получается.

Ужин прошел в почтительном молчании, прерываемом только чавканьем, вздохами удовольствия и звоном вилок. После, когда Алексей легко справился с чисткой посуды и гриля, они развалились в плетеных шезлонгах в просторном кокпите. В руках у каждого – по стопке прохладного, мятного «Пелинковаца», того самого, с которым Алексей сидел на причале в Сплите. Над ними раскинулся бескрайний звездный купол, такой яркий и близкий вдали от береговых огней, что казалось, до него можно дотянуться рукой. Море шуршало о корпуса тримарана мерным, убаюкивающим шепотом. *"Lijepa no;..."* (Красивая ночь...) – тихо произнес Марко, глядя в бездонную высь.

**Алексей:** (Сделал глоток ликера, крякнул от его терпкости) Канары... Ла-Гомера, например. Читал, там джунгли, как в кино. И свистят там как-то по-особенному... целый язык свиста. Надо услышать. И... (понизил голос, словно сообщая секрет) ...надо найти нормальную баню. С паром, чтоб до костей прожарило. Надоело мыться забортной водой и этим соленым мылом. Хочу как следует пропариться.

**Марко:** (Хихикнул, потягивая свой «Пелинковац») Баня! [id37700627|*Ti] si mi pjesnik!* (Ты мне поэт!) Алеша! Я вот на Кабо-Верде мечтаю... Видел когда-то фото – Фогу. Остров-вулкан. *Crni pijesak!* (Черный песок!) Прямо до воды. И *vino* (вино) из вулканической земли! Надо попробовать. [club76618668|*Moramo]!* (Должны!) А еще... (мечтательно потянулся, указывая стопкой в темноту) ...хочу встать на якорь в такой бухте, где ночью [club41027218|*voda] svijetli* (вода светится). Как жидкие звезды под ногами. Фосфоресценция! Рог, может, и покажет картинку, но *vidjeti svojim o;ima...* (увидеть своими глазами...) – вот это будет чудо!

**Алексей:** (Кивнул, делая еще глоток) Светящаяся вода... Да, это... звучит. А я вот думаю... после экватора, вдоль Африки... Намибия. Пустыня! У самого океана. Дюны – горы песка. Говорят, можно санки взять и с них кататься вниз к воде. Прямо с песчаной горы в волны. Вот это прикол! Надо попробовать. Если, конечно, твой Нептун нас до туда допустит, а не утянет на дно за твою наглость.

**Марко:** (Поднял стопку, его глаза блестели в свете навигационных огней) *Dopustit ;e!* (Допустит!) [id177885264|*Za] svjetle;u vodu i sanjke po dini!* (За светящуюся воду и санки по дюне!) [id177885264|*Za] Orku! Za vjetar!* (За Орку! За ветер!) *;ivjeli!* (За здоровье!/Будем жить!)

**Алексей:** (Чокнулся с ним, тронув стопкой так, что звонко цокнуло) За баню и за то, чтоб твоя рыба всегда клевала! И чтоб кальмары чистились сами!

Они сидели, потягивая терпкий, освежающий ликер, и мириады звезд отражались в их глазах – холодных, ясных у Алексея, горящих азартом у Марко. Карта мира, полузакрытая, лежала рядом на скамейке, погруженная в тени ночи. Гибралтар с его скалой и маяками остался где-то далеко за кормой. Впереди лежали Канары, экватор, светящееся море, санки по песчаным горам и неизведанные берега. Спор о маршруте забылся, растворился в соленом воздухе. Осталось только *more* (море), *zvijezde* (звезды), легкий скрип такелажа «Орки» и тихий, но мощный гул *slobode* (свободы) в груди. *Put oko svijeta* (Кругосветка) только начинала раскручивать свою удивительную спираль. [club79235461|*Idemo]!* (Поехали!) – прошептал Марко ветру, и тримаран уверенно скользил на юго-запад, в объятия ночного океана.


Рецензии