Цена просвещения

          Когда кто-то к чему-то тебя призывает, задайся сперва вопросом: для чего он это делает? Ясными глазами посмотри. Только не попадись сразу-то «на крючок». Ибо чего тебе не хватает – опытный делец быстро смекнёт. Да и известен ему этот «набор» давным-давно! Тебе скажут: «Всё в твоих руках», - и верно, не правда ли? Но подумай, решится ли именно здесь твоя проблема? Или «сочная морковка» всегда будет чуть дальше, чем ты мог бы её достать? Ибо отзывы, даже если их весьма много, не являются подтверждением истинной эффективности. Человеку свойственно заблуждаться. Ибо единицы тех, кто познал самого себя.

                «По плодам их узнаете их» (МФ. 7, 22)


    1990-е. Школа по развитию эффективной личности. Школа обещает вот-вот перерасти в ВУЗ. Сегодня детская группа. Детишек привели мамы, посещающие самые разнообразные здесь же курсы.
     О руководителе, авторе и идеологе говорят с придыханием, ведь он открывает слушателям, скрытый для них доселе, смысл вещей. Он приводит в экстаз дам, вызывает почтение у малочисленных и здесь мужчин, его слово закон. Хотя, мужчин здесь в процентном соотношении, пожалуй, побольше, чем в других местах. В любом случае, «учитель» весьма и весьма популярен. Под влиянием его «учения» бросают работу, рушат семьи, тратят весь свой и не свой бюджет - ибо название статьи расходов священно: «на развитие».  Он рассказывает, что и сам когда-то, в ученичестве, потратился: «Я, чтобы меня научили, всё, что было отдал. А у меня было, что отдавать, работа в Заполярье позволила». А ещё «учителя» звали «Великим» - это как бы «духовное» его имя.

     Итак, идёт детский курс. Расселись дети по периметру аккуратной комнатки, метров тридцати не будет, на низкие, в сплошную линию, и не слишком мягкие, как и положено при ученичестве, диванчики. Свет приглушенный, но не темно, нормально. Окошки за плотными занавесочками чуть приоткрыты – воздух свежий обновляется. Цвет стен, ковра - оттенков соломы, песка, а может, и чуть в зелень… Подошло время начала занятия. Пространство начало стремительно сгущаться… постепенно всё окончательно притихло... В почти осязаемый момент, неслышно и мягко, как крадущийся камышовый кот, вошёл «Великий», словно «вплыл» из другого пространства к притихшим деткам. Шуметь никому и в голову не приходило. Все глаза устремлены на него. Пространство «звенит» и становится зеленоватым.
     «Великий» мягким, вкрадчивым, идущим как-то изнутри, голосом (так ещё уметь надо) обратился к пришедшим:
-Ну, что, самая молодая группа? - детишки радостно потянулись, сияя глазами. Приятно всегда быть «самым»: молодым, любимым! Но он продолжал в своей тональности, не синхронизируясь с аудиторией, а упорно ведя её в своё, одному ему ведомое, русло. А вам по сколько лет? Вот тебе?
-Семь, – ответил первый.
-Давайте дальше так по кругу. – одобрил «Великий», - Следующий!
-Мне семь.
-А мне восемь.
-А мне через два месяца будет семь! - и так до последнего.
     «Великий», погруженный во что-то своё непоколебимое, внимал, – и это казалось приходящим сюда самым главным – быть услышанным Им. Но вот он слегка изменил позу и состояние своё, и было видно, что опять сейчас заговорит.
-Ну, а вот вчера была здесь группа, так им всем семи и нет. Они, получается, моложе вас. А вы, получается, уже старые, - и ребята, ошарашенные, огорчились и сразу сникли. – Так что привыкайте. Всё относительно.
                * * *

     Если акцентировать возраст, имеешь надёжный рычаг управления. Своего рода, - и принимаемая ведь многими! - иерархия. Видите, можно и семилетнему возрасту расстраиваться.  И тут очень многое зависит от того, какие духовные ценности культивируются в сообществе. Уважение и опека «старших» (как есть у восточных народов) – это одно, а если нет? Тогда получается: «Вы вычеркнуты из нашей жизни полноценных игроков, вы в ней уже ничто!»

     Как легко и стремительно заменяется родная нам речь на сленг. А ведь родное слово – сильно. Оно поддерживает программы в ДНК. Эволюционные программы. А если сленг, постоянные, ранее нецензурные, теперь же ставшие по-сути, нормой, слова, то эволюционные программы не востребованы, а участочки ДНК, пусть совсем крохотные, синхронизируются с хаосом….
      Как часто даже достаточно цветущий человек говорит: «Нет-нет. Это не для меня. Я старый (старая) уже для этого!» И это не в 40 лет, не в 30 даже, порой, …увы… Конечно, иногда это говорится, чтобы уйти от «ответственности»… Человек любит играть, и своей судьбой тоже…
      Кажется, в 70-е годы 20-го века, парни любили обращение друг к другу: «старик», - пижонили! А как вам выражение, очень часто звучащее: «Ничего себе!» - откуда оно так стремительно и прочно внедрилось чуть ли не в подкорку чуть ли не каждого? Может быть, кто-то знает? Ты сам себе желаешь, чтобы было "ничего"! Хорошо, мы не верим, что таким образом мы себе вредим – но зачем мы это говорим?!

     Пренебрежение к силе слова – вещь опасная. Так же как к родной культуре, обычаям. Как бы мы самого главного для себя в жизни не просмотрели…

     А бывает, «ловцы душ человеческих», то есть и денег, играют на противоположных установках: «Нет возраста - есть ленивые» - и вроде отчасти и так...  Или: «За 5 секунд уйдёт болезнь, если…», «Код старения расшифрован, а вам остается верить, любить и идти за словом Ведущего.»
      Когда кто-то к чему-то тебя призывает, задайся сперва вопросом: для чего он это делает?
   
               
            «По плодам их узнаете их» (МФ. 7, 22)


Рецензии