Банальная история из школьной жизни
Посвящается замечательному педагогу и человеку
Николаевой Юлии Михайловне.
Почему-то со мной, часто происходили нелепые истории, после которых напрашивался один вывод: "У меня -все не, как у людей"... Одна из них, приходит на память, возвращая к далекой, школьной жизни. Даже и сейчас, становится стыдно за свои детские глупости. Хотя, признаться, не смотря ни на что- это были самые светлые дни моей жизни.
В восьмом классе, почти все наши девочки были влюблены.У каждой появились
тайны,которые на переменах, шепотом, доверялись самым близким подругам.
Но как-то получалось, что эти тайны становились известны всему классу.
Тогда, я сказала себе, что, если бы влюбилась-я, то никому бы не рассказала.
Даже- самой близкой подруге.Но меня, пока, это любовное наваждение - не затронуло. Да и такой подруги не было.
Зато, вдруг,с первых дней учебного года почувствовала необычный интерес к литературе. С нее все и началось. В том году,уроки литературы вела новая учительница- Николаева Юлия Михайловна. Эта молодая женщина, всегда жизнерадостная, с задоринкой в глазах, была удивительно энергична. ,мы никогда, не видели ее усталой или неряшливой.Юлия Михайловна всегда выглядела элегантно, стильно. На нас, учеников, голоса не повышала. А, если и случалось, что, Юлия Михайловна была чем -то недовольна-постоит молча, встряхнет головой(так забавно) )и улыбнется. После чего- ровным, спокойным голосом продолжит урок.Девочки, как известно, народ - любопытный. Они, где- то разведали, что Юлия Михайловна-журналистка.Приехала из Горького.
У нее два маленьких сына. Даже, разузнали, что с мужем - большой разлад и от него она уехала. Наше, общеклассное, мнение о новой литераторше было положительное.Уроки вела легко, интересно.Они никогда не были однообразны.Мы часто писали сочинения на свободные темы. И эти темы настолько нас увлекали, что мы "с головой" погружались в работу над своими сочинениями. Нередко, разбор, пройденного, устраивала так: Одного ученика вызывала к доске,а класс задавал вопросы, по теме , пройденного произведения. Включались - все.Такой творческий подход к урокам литературы
нас, учеников, привлекал.На уроках мы прослушивали записи литературных и музыкальных произведений. Помню, какое сильное впечатление произвели на нас арии
из оперы Э.Грига -"Пер Гюнт".Мы, девочки, с придыханием слушали песню Сольвейг о верности, большой любви.Юлия Михайловна, щедро делилась с нами- всем, что знала, чтобы научить понимать, любить музыку, литературу.
Что же касалось меня, то я с нетерпением ждала урока литературы. Всегда с жадностью ловила все о чем говорилось на уроке. Я поражалась, как много знает Юлия Михайловна и мне, тоже, хотелось знать -больше. Однажды, наша учительница, войдя в класс, объявила:
- Сегодня, я предложу тему, на которую вы должны попробовать написать
стихотворение.Хотя бы четверостишие.
Мы притихли, озадаченные.
- Не спешите, не волнуйтесь.Попробуйте.У кого, что получится-
подбадривала ЮЛИЯ михайловна. Своих стихов, в нашем классе, никто не писал.
Весь урок мы пытались составить нечто , похожее на стихотворение. Одни думали, поднимая глаза к потолку, другие, что- то шептали, глядя перед собой, на чистый лист бумаги. Но почти всем приходили на память строки знакомых СТихов.
Даже соавторство с соседями по парте, не приносили успеха.Оказалось,не очень-
то и просто, сочинять...
Через несколько дней, когда закончили изучение "Слово о полку Игореве"
,Юлия Михайловна опять предложила, уже на дом, написать стихотворение, на пройденную тему. Вместо сочинения.Улыбаясь, сказала:
-Конечно,я,могла бы вам не задавать этого задания. Но мне будет приятно и
очень интересно, если у кого- то из вас, получится.
После уроков, вечером, ко мне пришли Аля Купер и Нурсия Хайрутдинова.
Договорились сочинять вместе. "Ведь существует же соавторство Значит, так легче" -это было наше решение.Онако, из нашего совместного сочинительства ничего не получалась. После зря, потраченного времени,приступили к самостоятельной работе над заданием,чтобы каждый, сам, попытался
нибудь сотворить. Я. села за стол,обхватив голову руками.
Прикрыла глаза. Сидела, вспоминала содержание "Слова" и не заметила,как заснула. И, то ли , это был сон, то ли мой мозг продолжал работать, но сквозь дремоту, услышала что-то похожее на стихотворение. Мгновенно проснулась. Не веря в случившееся, стала вспоминать и записывать.
На русской земле стон и плач.
На ней бесчинствует палач.
Но не такая Русь-страна
И не такая слава ей дана...
Записала восемь строк и повернулась в сторону девочек. А они...Лежат на диване.
Спят.Когда я, их -растормошила , они вскочили, закричали: "Ура! Получилось!"В эти минуты, глядя на листок с примитивными, и даже, возможно, наивными словами, мне показалось- произошло чудо.Будучи нерешительной, робкой, взяла слово с подруг, что если никто в классе не напишет- будем молчать.А, если же будут еще чьи-то работы, скажем- написали вместе.
Понедельник. Первый урок-литература. Не успела Юлия Михайловна раскрыть журнал, как поднялась Шура Самойлова.
- Юлия Николаевна, а Лора стихи написала!
У наших девочек, все тайное становится- явным, не задерживаясь. Юлия Михайловна улыбнулась.
- Можно посмотреть?
Мне стало стыдно и страшно, одновременно. Я не решалась. Но кто- то взял листок и положил на учительский стол.Закончив читать мой опус, Юлия Михайловна подошла к нашему столу. -
-Неплохо, Лариса. Постарайся написать продолжение и принеси мне.
Затем, она обратилась к классу:
-А, кто еще написал?
Никто не ответил.
После этого случая,я стала писать стихи.Темы выбирала сама.Юлия Михайловна
прослеживала за моими работами, помогала советами и всегда подбадривала.
От ее доброго участия, я вдохновлялась. У меня, словно, крылья вырастали.
Юлия Михайловна организовала в школе литературный кружок, который состоял в основном из учеников 10,11 классов. И она убедила меня приходить на занятия кружка.Теперь, литература, как школьный предмет стал для меня самым интересным и любимым.На эти уроки меня тянуло с невероятной силой. Те днИ,
когда не было моего любимого предмета, казались пустыми, безрадостными,
лишенными чего- то главного. Потом, незаметно для себя, я сделала открытие,
несколько непонятное. Меня тянуло в школу не только из-за литературы.
Меня преследовало желание видеть Юлию Михайловну. На ее уроках следила за каждым ее движением, ловила каждое ее слово, не переставая любоваться и восхищаться.Мне все нравилось в ней.Я считала ее самой умной, самой доброй и сильной женщиной, во всем свете. Юлия Михайловна занималась со мной дополнительно, после уроков. Приглашала во вторую смену, на свои уроки, в старших классах.Когда мне было тяжело дома или случались неприятности, я писала стихи и становилось легче.
Не знаю, чтобы я делала, если бы меня так не тянула в школу.К подругам не любила ходить, потому что, глядя на их спокойную атмосферу в семье, мое сердце сжималось от боли. Я всякий раз, с завистью к подругам и обидой за себя,
думала:"Ну почему же у меня не так, как у них?"
В нашем доме не проходило и дня без скандала, которые затевал отчим.И бессменной причиной тому, на протяжении многих лет, была- я.У меня есть брат.Он на семь лет старше. Но последние годы он мало жил с нами. Учился в городе, работал на целине, служил в Армии. Мне казалось, будь он с нами, все было бы иначе. Мансур- родной сын отчима и мамы.Мало, кто знал драматическую историю нашей семьи. Отчим -первый муж мамы.На второй год войны, мама получила извещение, что он погиб.В тяжелые военные годы, мама потеряла маленькую дочь и старшего сына.После их смерти, она уехала в Сибирь.Там родилась-я, спустя два года, после войны.Когда мне исполнилось семь лет, случилось неожиданное: после многолетнего нахождения(14 лет ), в лагерях ГУЛАГА, объявился в родных местах- отчим. Он настоял, чтобы мама вернулась к нему.
Не знаю, была ли мама счастлива с ним,в прежние времена, но все годы нашей совместной жизни с ним, принесли маме только слезы, унижения.С первых дней я не хотела признавать его-грубого, властного. Я, росла -немного избалованным, упрямым ребенком.Привыкла, чтобы меня любили,окружали вниманием.Так было до встречи с отчимом.С каждым годом наши отношения осложнялись. Невзлюбив меня,он
переносил злобу на маму. А мама молчала, слушала и никогда не перечила ему.
Меня удивляло - откуда у человека берется столько здобы, желчи и желания кричать, распаляя себя,если никто тебе не возражает. Отчим часто приходил домой пьяный. В таком состоянии он- самодур. Даже наш пес Дружок, учуяв приближение хозяина, начинал жалобно скулить, гремя цепью спешил юркнуть в конуру. Я,тоже, побаивалась его.Но еще больше боялась за маму, когда перед ее
лицом, этот верзила размахивал кулаками. Я поражалась маминой выдержке. Она не вскрикивала, испуганно, и не закрывалась руками. Мама, будто окаменев, замирала,
отрешенно смотрела в сторону.И... отчим не осмеливался маму ударить. Это безразличие мамы, к угрозам- бесило его.Он подлетал ко мне, готовый разорвать на части. Но тут, между нами вставала мама.
-Не смей трогать ее! Убей меня, если я перед тобой виновата.Ребенок- ни
при чем.
Тогда отчим, разряжался ужасной бранью,в которой было столько пошлости и грязи,от которой мама вздрагивала, становилась беспомощной, жалкой. В такие минуты мне хотелось закрыть глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать, как он унижает маму и, как мама безропотно слушает гадости.Когда я стала постарше, мама, впервые, заговорила об отчиме. Она, очень несмело, попросила меня называть его отцом и быть немного подобрее к нему. Я насупилась , отвернулась.
-Господи!- воскликнула мама.
Какая же ты бессердечная!Пожалела бы меня.
Вначале я, не сдерживая обиды и ненависти к отчиму, закричала:
- Да како, он, мне- отец! Он и не человек, даже. Зверь!.Никогда не проси об
этом.
Потом, успокоившись, робко предложила:
-Мама, уедем от него. Нам раньше, было так хорошо...
Мама ответила не сразу. Она сидела на диване и о чем- то думала.Тяжело выдохнув,тихо произнесла:
-УФ...Как же мы уедем? Что люди скажут? Жалко его...
Он натерпелся. Без нас- пропадет...
Мама опять замолчала.Последние слова произнесла, не для меня, а , как бы, размышляя, вслух:
-Куда мне податься?.. Я,очень устала... Тишины хочу...
Глядя на маму, я вдруг поняла: взрослые, иногда, сделав ошибки, на протяжении долгих лет, дорогой ценой, расплачиваются за них. Мама меня никогда не обижала и не наказывала.Я чувствовала ее любовь ко мне, заботу. Но, в присутствии отчима, старалась не проявлять особого внимания.А поздно вечером,часто приходила в мою
комнату, клала под подушку конфеты, гладила, целовала меня и тихо плакала.
Я притворялась -спящей.. А после маминого ухода, натягивала одеяло на голову и плакала от обиды. Я, любила маму, но меня, очень, унижали эти ласки-украдкой. Я,чувствовала незаконность своего существования в доме, этом, а может и на земле, вообще... Это были -детские, горькие слезы.Я видела, как из-за меня
страдает мама, но я, не могла понять-в чем моя вина... Разве по своему желанию я появилась на Свет? Разве по своей воле, встала между ними?
Никто из подруг не знал, как тяжело мне дома. Я, боялась жалости и потому, не рассказывала.А в школе, в кругу одноклассников, я забывалась и чувствовала себя равноправной. И, какой большой радостью были, для меня, встречи с Юлией
Михайловной, ее уроки литературы.Я радовалась, что кроме тяжелой, угнетающей обстановки родительского дома,у меня есть: школа, любимая учительница, с которой мне всегда хорошо.Юлия Михайловна чувствовала мою привязанность к ней, отвечала теплой взаимностью. Но, видимо, она слишком много уделяла мне внимания,
потому как одноклассницы, стали коситься на меня. Некоторые называли -любимчиком.
Девочки, втихую, обижались на Юлию Михайловну. Слово- -"любимчик", меня, ни чуть не задевало. Ведь, к урокам готовилась добросовестно, оценки получала заслуженные. Да и списывать, никогда и ни кому не отказывала.Поэтому, не находила причин, за что меня так упрекать.
Но,когда однажды, на большой перемене,Таня Цветкова сообщила очередную, свежую новость, я- сорвалась.
- Девчата,а вы знаете, наша Юлечка закрутила голову...-Таня назвала имя одного из учителей.
- Они встречаются - тайно.Вчера, их видели вместе. Не верите?
Я сама, слышала, в магазине..
Таня хотела еще что-то добавить, да я не выдержала и набросилась (словесно конечно) на нее с такой яростью, защищая дорогого мне человека, что Цветков опешила, вначале, а потом с презрением , бросила:
-Эх ты! Как стала ее любимчиком, так нас и не замечаешь.
Не просто так, за нее заступаешься. Любимчик- подхалимчик!
Я не знала, как на это ответить и медленно прошла к своему столу.Весь урок географии просидела, не замечая ни учителя, ни одноклассников. Я была в смятении.Меня оскорбило слово "Подхалимчик." Но куда тяжелее- убедить себя в том, что Юлия Михайловна- обычная женщина, со своими слабостями. Я не могла поверить и представить, что у моей учительницы, кроме семьи,школы- может быть какой-то мужчина.Когда на миг представляла ее рядом с ним- все выглядело слишком пОшло.
Перед зимними каникулами,в нашем 8-а, прошел слух: Юлию Михайловну переводят в Тимошкино . Я не поверила и отнеслась спокойно к этой новости. В тот же день, в конце урока литературы, девочки хором протянули:
-Юлия Михайловна,не уходите от нас! Мы к вам привыкли.
Юлия Михайловна удивилась
- Авы, откуда узнали?- и грустно улыбнулась...
-Мне самой не хочется бросать вас. Но, не от меня зависит.
"А, как же теперь-я?"- мелькнуло в моем сознание. "Так...Сразу...Завтра каникулы, а после- любимая учительница уже не войдет в наш класс. Нет...Не может быть... Не может быть".После уроков, долго, кружилась вокруг школы.Мне казалось-
случилась большая несправедливость, и все хорошее, теперь, рушится в жизни моей.
На новогодний вечер решила не идти.Когда в пять вечера пришла Галя Муртазина, она очень удивилась.
- Ты не готова? Мы же опоздаем. Тебя что?... Не отпускают на вечер?
-Нет. Я сама не хочу. Меня не жди, Галя. Иди.Опоздаешь.
-Ты, что?!- Галя посмотрела на меня ,ничего не понимая.
-У нас же с тобой парный костюм и...А!- Галя махнула рукой, обиженная, выбежала на улицу.Муртазина считалась в классе - серьезной девочкой.
Мы каждый год, выбирали ее- старостой. Я понимала, что подвожу подругу.
"Теперь, мне достанется"...Задумалась: "Нехорошо. Надо идти". Стала одеваться.
В школе, неожиданно, встретила Юлию Михайловну.Она шла по коридору с девочками из десятого. Я и не надеялась, что встречу ее сегодня, на вечере.
Поздоровались. Они прошли в зал. Я забежала в класс.Сбросила пальто, валенки и пошла искать Галю, чтобы извиниться перед ней. В красиво, убранном зале, многолюдно.Посреди зала -большая, нарядная елка. Огромный зеркальный шар вращался под потолком, отражая световые зайчики по всему залу.Красиво.Заиграла музыка.Я встала у входа, высматривая одноклассников. Музыка играет, но никто из учеников не решается выйти первым. И тут, через весь зал прошел -"Филин".
Так мы прозвали учителя физики, за большие круглые очки.Он подошел к группе старшеклассниц. С ними - Юлия Михайловна, как классная руководительница.
"Филин" остановился напротив нее. Меня охватило волнение. Нет...Нет...Я, даже, прикрыла глаза, а, когда открыла- они медленно кружились вокруг елки.
В черном платье из парчи, моя Юлия Михайловна была -прекрасна. Она глядела на
"Филина" и улыбалась.Они сделали круг, другой...В зале уже танцевало несколько пар.Вокруг царило праздничное новогоднее оживление. А у меня, настроение испортилось. Забыв о Гале, нашем с ней выступлении, вышла в коридор. То, чему не хотелось верить, оказалось правдой. Ей приятно находиться рядом с ним и она этого не скрывает.Я почувствовала себя лишней на этом празднике. Посидев несколько минут в пустом классе, решила- уйти домой.. Проходя мимо учительской, услышала знакомую мелодию. Остановилась. Дверь- чуть приоткрыта.В окружении учителей, у окна стояла Юлия Михайловна.Она играла на аккордеоне и пела:
Вот и стали мы на год взрослей
И пора настает-
Мы сегодня своих голубей
Провожаем в последний полет.
Пусть летят они, летят
И нигде не встречают преград...
Я увидела глаза Юлии Михайловны-грустные, грустные. В ее голосе прослушивалась
печальная нотка.Я увидела мою учительницу совсем другой, не похожую на прежнюю. И
меня осенило: она поет прощальную песню, ведь ей расставаться с нашей школой, со всеми нами. Мое сердце разрывалось от предстоящей разлуки. Я представила,
какое одиночество ожидает меня, после каникул.Растроганная песней, я была не в состоянии сдвинутся с места. Не думая о том, что меня, здесь, кто-нибудь застанет врасплох, опустилась на пол, рядом с учительской. Чувствуя себя бессильной что либо изменить, я совсем расклеилась. Слезы наполнили мои глаза,текли по лицу. Но, вспомнив танцующую Юлию Михайловну, резко поднялась.
"И вовсе не о нас она думает .Ей грустно расставаться с "Филиным." Ну и пусть!" Смахнув с лица слезы,я вышла на улицу.
Юлия Михайловна осталась в нашей школе. Я не знала-радоваться мне или нет.
В школе сторонилась всех и уединялась. Уходила в себя. На литературный кружок- не ходила. Мне тяжело бло встречаться с Юлией Михайловной.Я чего- то боялась...
Шел урок литературы.У доски, Семагин читает монолог Чацкого. Юлия Михайловна
остановила Семагина и продолжить попросила меня. Я медленно поднялась. Не поднимая глаз , тихо произнесла:
-Я -не буду.
-Почему, Лора? Ты- не выучила?
Я стояла и молчала.Она улыбнулась. Спокойно сказала:
- Садись.
На следующий день, проходил открытый урок литературы.Вместе с Юлией Михайловной в класс вошли: завуч-Евдокия Евлампиевна и учительница русского языка и литературы- Руфина Андреевна. Почему-то первой,к доске с домашним заданием, Юлия Михайловна вызвала меня. Я Поднялась, но не могла сдвинуться с места.
Ноги, будто, приросли к полу, а внутри меня засел упрямый бес, который мешал мне.
Я, с трудом выдавила из себя, опять ту же, дурацкую фразу;
-Я,не буду.
-Ты, плохо себя чувствуешь?- спросила Юлия Михайловна.
-Нет... Просто, не хочу - буркнула и осторожно, посмотрела на нее.
Юлия Михайловна стояла у стола.Она смотрела на меня широко раскрытыми глазами.Я, впервые, увидела ее такой растерянной, беспомощной. Я испугаласЬ и опустилась на место. Мне стало стыдно за себя и очень жаль мою любимую учительницу. Весь класс повернулся в мою сторону.Одноклассники удивлены и взволнованы.Ведь, в классе- завуч.Наступила минутная тишина... И тут раздался гневный голос ,Евдокии Евлампиевны:
- Встань! Нахалка! Да, как ты смеешь, так разговаривать с учителем!
Евдокия Евлампиевна- гроза нашей школы.Ее побаивались, за излишнюю строгость, переходящую порой- до грубости.Она распекала, не щадя наши юные души. Но,я,
в те минуты, открытого урока,почти не слышала завуча. Меня раздирала злость, на Юлию Михайловну. Почему она, все время улыбается? Почему, не накричит, как
Евдокия Евлампиевна? На перемене, меня окружили одноклассницы. Одни- подбадривали,другие- одобряли, за выдержку.Некоторые, удивленно молчали.
Шли дни...На всех уроках литературы, я молчала, оказываясь отвечать. Юлия
Михайловна объявила, что, если мне нравится получать двойки,она их будет ставить. И в журнале, напротив моей фамилии, стоял длинный ряд двоек.
Меня они радовали, оправдывали перед подругами."Видите? Я такая же, как все-
не любимчик."Если Юлия Михайловна, вне урока, пыталась со мной заговорить, я отворачивалась и уходила. Так было- в школе.Дома,как всегда, ответственно готовилась к урокам, выполняя домашние задания.А в свободные часы,. мысли возвращали к школе.Мне не хватало прежнего общения с Юлией Михайловной.
Чем больше думала, тем больше запутывалась. Мучило мое поведение. Задавалась вопросом: "Кто она такая? Нужна ли она мне?" Убеждалась,что Юлия Михайловна мне очень нужна.Ведь она -мне столько дала...Благодаря ей дни наполнялись радостью, новыми знаниями,вдохновением.Мысли, что могу потерять ее, пугали меня.
После очередного отказа отвечать,Юлия Михайловна сказала, довольно резко:
-Ставлю последнюю двойку и не буду больше вызывать, пока сама не
поднимешь руку. Об этом- доложу классному руководству.
Это -самое лучшее, что могла придумать Юлия Михайловна. Через несколько дней,
я поняла: ее безразличие к моей персоне и задевает, и огорчает меня. Юлия Михайловна, всем своим видом и поведением, показывала,что меня- не замечает.
И это- больно било по моему самолюбию. Но тут, на время, зародилась нехорошая идейка- выделиться в классе,чтобы привлечь к себе, ее внимание. Я, как всегда, очень тщательно готовилась к каждому уроку. А в тот раз, вместо письма Татьяны,выучила весь роман "Евгений Онегин." С нетерпением ждала понедельника, надеясь, что выйду к доске и удивлю Юлию Михайловну. Но...Видимо, мое упрямство сильнее желания- выделиться.Я хотела, но не смогла поднять руки,а Юлия Михайловна продолжала меня не замечать. Тогда на уроках, украдкой, стала приглядываться к ней ,выискивать- к чему можно придраться.Придраться, чтобы вызвать в себе чувство неприязни к ней.
Но- ничего не находила.
В продолжении темы ,"Евгений Онегин," прослушивали этот роман, в записи.Юлия
Михайловна сидела за столом, внимательно слушала, глядя на вращающуюся пластинку.В классе тишина.Актер, приятным голосом, читал, так проникновенно произведение Пушкина, что все ученики -замерли,
слушали интересом. А меня, от стихов,охватила грусть.
Неожиданно,Юлия Михайловна подняла глаза.. Наши взгляды встретились. Некоторое время, мы смотрели друг на друга. Господи, что творилось со мной!Юлия Михайловна
улыбнулась, а я, растерялась от смущения,наклонилась к столу, положила голову на руки и ждала звонка, чтобы скорее Юлия Михайловна вышла из класса.Но сразу же, после звонка, она подошла и села рядом.
-Лариса, как твое настроение? Почему не приходишь на занятия кружка?
Она, сидела рядом- мой дорогой человек... Я молчала. Ничего не могла ей ответить.
- Сегодня, в высокогорском ДК, районная творческая конференция.Ты должна
поехать. Я договорилась., с физики тебя отпустят.Я буду ждать тебя.Вместе
поедем. Хорошо?
То, что я услышала, меня удивило и обрадовало. Но так, легко, согласиться
было мне- невозможно. Я не могла переломить свое упрямство.В ответ лишь покачала, отрицательно, головой.Юлия Михайловна еще раз спросила, поеду ли. Я ответила-нет. После ее ухода, меня окружили одноклассницы.
-Не жалеешь, что отказалась?- спросил кто-то из них.
Я растолкала всех и выбежала из класса. Напротив-гардеробная. Села на подоконник и дала волю слезам. "Опять, обидела Юлию Михайловн. Зачем?...Она первая подошла ко мне, а я показала себя такой гадкой девчонкой".
Конца последнего урока, физики, ждала с нетерпением. Хотелось побыстрее уйти домой.Но... после звонка,в класс вошла завуч.
- Шаймуллина, пойдем со мной.
Я удивилась и немного испугалась.Не понимая , зачем я понадобилась Евдокии Евлампиевне, пошла за ней к директорскому кабинету. За нами не отставали любопытные одноклассницы.Завуч раскрыла дверь, подтолкнула меня в глубь кабинета. Кому- то сказала:
-Вот- она!- и ушла.
Я, была изумлена, когда увидела Юлию Михайловну. Она шагнула навстречу.Мы стояли друг против друга. Юлия Михайловна приподняла мою упрямую голову и спросила:
- Объясни мне, пожалуйста,почему ты стала ко мне так относиться?
Мне очень важно знать.И прости, что послала за тобой
Евдокию Евлампиевну. Мне необходимо с тобой поговорить.
Но ты не желаешь со мною встречаться.Отворачиваешься.И, если бы я сама,
пригласила тебя, сюда, для разговора, ты бы не пришла. Так?
-Да.- ответила я, соглашаясь.Но вести беседу- не было сил.
Мне стало- очень плохо.Лицо горело.Трясла мелкая дрожь.Кружилась голова. Я, молча, стояла перед Юлией Михайловной, потупившись. Она, опять, приподняла мою голову и с надрывом, в голосе, спросила:
Лариса, милая! Посмотри на меня! Разве я тебя обидела?
Я, не выдержала и разрыдалась. Юлия Михайловна прижала меня к себе Она не успокаивала, не говорила не нужных слов и мне стало легче. В эти минуты,никто, для меня, не существовал, кроме нее. Не было- никого, дороже и ближе этого человека.Я рассказала, как тяжело живется с отчимОМ, как девочки считают- любимчиком.Как хочу, но не могу отвечать на ее уроках. И лишь об одном, главном, не осмелилась рассказать, чтобы не обидеть- дорогого мне человека.
-Лариса, прости, что я не интересовалась твоими родителями.
- Но ты-то , почему не рассказывала? Если разрешишь, я завтра приду к вам.
-Нет! Не приходите...
- Мне не безразлична твоя судьба. Пойми,Ты, это. Понадобится, я всегда
приду. А, с классом, нам надо разобраться вместе, чтобы не задевали,
не мешали тебе.
Я, настойчиво, просила Юлию Михайлову не делать этого, не выдавать меня.
Она -улыбнулась и пообещала.
-Ну, хорошо. Пусть будет, как ты желаешь.А, теперь , скажи- будешь
со мной дружить, как дружила раньше?
Я не знала- что ответить. Понимала- без Юлии Михайловны мне плохо.Но, что-то
во мне надломилось. Было не просто стать прежней, в общении с ней.
- Не знаю...произнесла тихо, не уверенно.
-Сегодня, обещать вам -не могу.Двойки- исправлю.
Я не сомневалась-Юлия Михайловна меня поймет.
-Лариса, милая моя! Твои двойки меня не пугают.Я знаю, что все
двойки- пятерки. На твою успеваемость , они не повлияют.
Она встряхнула головой (так знакомо)и посмотрела на меня, на этот раз, без улыбки.
- Дружить- не обещаешь...А стихи? Будешь мне показывать?
-Я, больше не пишу стихов и старые, вчера , сожгла.
Юлия Михайловна улыбнулась, обняла меня
-Зря... Но это пройдет. Поверь мне. Ты к ним вернешься. Для тебя они- не
баловство.
Мне очень тяжело было в этом признаваться. Я поспешно, попрощалась с Юлией Михайловной и выбежала из кабинета. Все одноклассники стояли за дверью.
Они ждали.По их встревоженным лицам, я поняла- переживали, за меня.
Приближался конец учебного года. На уроках я больше не "играла в молчанку".
Мне, также, был интересен предмет- литература.Юлия Михайловна была внимательна ко мне, но осторожна. Она, словно боялась чего -то спугнуть, разрушить.Позже, я поняла; насколько Юлия Михайловна умнее, чем я о ней думала, и насколько я, еще, глупа,не достойна большой дружбы.
После окончания учебного года, Юлия Михайловна уехала, насовсем, в Горький.
Уехала-так неожиданно, что мы не попрощалась с ней.Я часто вспоминала ее. Вспоминала с благодарностью, за то ,что она была рядом и , как мне ее не
хватает.
Однажды, в девятом классе,ко мне подошла Таня Юдина-старшая пионервожатая школы.
-Лариса,Юлия михайловна, просила тебе передать
Она протянула двойной тетрадный лист. Я развернула его и сердце мое заколотилось от волнения.На страницах, знакомым , размашистым почерком написаны два стихотворения, для меня и обратный адрес.
Мне было очень приятно, что любимая учительница, помнит меня и не держит обиды. Захотелось написать ей- ответное письмо. Тысячу раз извиниться перед ней за свои глупости.Написала.... Собиралась отправить письмо, но... так и не решилась.Стыд и излишняя робость помешали мне это сделать.
Зимой,1965 года, закончив школу, учительствовала в деревенской школе.
Нужен был стаж, два года, чтобы поступить в университет , на журфак.В один из зимних вечеров, я написала и отправила письмо- Юлии Михайловне.Написала с извинениями, с благодарностью к ней, за то тепло, доброту, которое я получила от нее. Юлия Михайловна - ответила. Мы долго переписывались.Она интересовалась моей жизнью, писала о своей.Но .. так и остался без ответа, важный, для меня, вопрос:"Какова причина -внезапного отъезда Юлии Михайловы?."
Гатчина.1977г.
Свидетельство о публикации №225080901769