Банальная история из школьной жизни

                Маленькая повесть.
                Посвящается замечательному педагогу и человеку
                Николаевой Юлии Михайловне.

   Почему-то со мной, часто происходили нелепые  истории, после  которых напрашивался один вывод: "У меня -все не, как у  людей"... Одна из них, приходит на  память, возвращая к далекой,  школьной  жизни. Даже и  сейчас, становится  стыдно за свои детские  глупости. Хотя, признаться,  не смотря ни на  что- это  были самые  светлые дни моей жизни.
   В восьмом классе, почти все наши девочки были влюблены.У каждой появились 
тайны,которые на переменах,  шепотом, доверялись самым  близким подругам.
Но как-то получалось,  что эти  тайны становились известны всему  классу.
Тогда, я сказала  себе, что, если бы  влюбилась-я, то никому бы не  рассказала.
Даже- самой близкой подруге.Но меня, пока, это  любовное  наваждение - не затронуло. Да  и такой подруги не было.
    Зато, вдруг,с первых дней учебного  года почувствовала необычный интерес к литературе. С нее все и началось. В том году,уроки литературы вела новая учительница- Николаева Юлия Михайловна. Эта молодая женщина, всегда жизнерадостная, с  задоринкой в глазах, была удивительно энергична. ,мы никогда, не  видели ее  усталой или  неряшливой.Юлия Михайловна всегда выглядела элегантно, стильно. На  нас, учеников,  голоса не повышала. А, если и случалось, что, Юлия  Михайловна была  чем -то недовольна-постоит молча, встряхнет головой(так забавно) )и улыбнется.  После чего- ровным, спокойным голосом продолжит урок.Девочки, как известно, народ - любопытный. Они, где- то разведали, что Юлия Михайловна-журналистка.Приехала  из Горького.
 У нее  два маленьких сына. Даже, разузнали, что с мужем - большой  разлад и от него она  уехала. Наше, общеклассное, мнение о  новой литераторше  было   положительное.Уроки  вела легко, интересно.Они никогда не были  однообразны.Мы часто  писали  сочинения  на свободные  темы. И  эти  темы настолько  нас увлекали, что  мы "с головой" погружались в работу над  своими  сочинениями. Нередко, разбор, пройденного, устраивала так: Одного ученика  вызывала  к доске,а класс задавал  вопросы,  по  теме , пройденного произведения. Включались - все.Такой  творческий подход к урокам  литературы
нас, учеников, привлекал.На уроках  мы прослушивали записи литературных и музыкальных произведений. Помню, какое сильное впечатление произвели на нас арии
из оперы Э.Грига -"Пер Гюнт".Мы, девочки, с придыханием слушали песню Сольвейг о верности, большой любви.Юлия Михайловна, щедро делилась с нами- всем, что знала, чтобы научить понимать, любить музыку, литературу.
    Что же касалось меня, то я с нетерпением ждала урока  литературы. Всегда  с жадностью ловила все о чем  говорилось на  уроке. Я поражалась, как  много знает  Юлия  Михайловна и мне, тоже, хотелось знать  -больше. Однажды, наша учительница, войдя в класс,  объявила:
        - Сегодня, я  предложу тему, на которую вы должны попробовать написать
         стихотворение.Хотя бы  четверостишие.
Мы притихли, озадаченные.
        - Не спешите, не  волнуйтесь.Попробуйте.У кого, что  получится-
подбадривала ЮЛИЯ михайловна. Своих стихов, в нашем  классе, никто не писал.
Весь урок мы  пытались составить  нечто , похожее на стихотворение. Одни думали, поднимая глаза к потолку, другие, что- то  шептали, глядя  перед собой, на чистый лист бумаги. Но почти всем  приходили на память   строки знакомых  СТихов.
Даже соавторство с  соседями  по парте, не приносили  успеха.Оказалось,не очень-
то и просто, сочинять...
    Через несколько дней, когда закончили изучение "Слово о  полку Игореве"
,Юлия Михайловна опять предложила, уже на дом, написать стихотворение, на пройденную  тему. Вместо  сочинения.Улыбаясь, сказала:
      -Конечно,я,могла бы вам не задавать этого задания. Но мне будет приятно и
        очень интересно, если у кого- то  из вас, получится.
    После уроков, вечером, ко мне  пришли Аля Купер и Нурсия Хайрутдинова.
Договорились сочинять вместе. "Ведь существует же  соавторство Значит, так  легче" -это было наше  решение.Онако, из  нашего  совместного  сочинительства ничего не получалась. После зря, потраченного времени,приступили к самостоятельной работе над заданием,чтобы каждый, сам, попытался   
 нибудь сотворить. Я. села за стол,обхватив голову руками.
 Прикрыла глаза.   Сидела, вспоминала  содержание "Слова" и не заметила,как заснула. И, то ли , это был сон, то ли мой мозг продолжал работать, но сквозь  дремоту, услышала что-то  похожее на стихотворение.  Мгновенно проснулась. Не веря в случившееся, стала вспоминать и записывать.
               На русской земле стон и плач.
               На ней бесчинствует палач.
               Но не такая Русь-страна
               И не такая  слава ей дана...
Записала  восемь  строк и повернулась в сторону девочек. А они...Лежат на диване. 
 Спят.Когда я, их -растормошила , они вскочили, закричали: "Ура! Получилось!"В эти минуты, глядя на листок с  примитивными, и даже, возможно, наивными словами, мне показалось- произошло  чудо.Будучи нерешительной, робкой, взяла слово с подруг, что если никто в классе не напишет- будем  молчать.А, если же будут еще чьи-то  работы, скажем- написали вместе.
   Понедельник. Первый урок-литература. Не успела Юлия Михайловна   раскрыть журнал, как  поднялась Шура Самойлова.
      - Юлия Николаевна, а Лора стихи написала!
У наших девочек, все  тайное становится- явным, не задерживаясь.  Юлия Михайловна улыбнулась.
       - Можно посмотреть?
 Мне стало стыдно и страшно, одновременно. Я  не решалась. Но кто- то взял листок и положил на учительский  стол.Закончив читать  мой опус, Юлия Михайловна  подошла к  нашему столу.       -
     -Неплохо, Лариса. Постарайся  написать  продолжение и принеси  мне.
Затем, она  обратилась к  классу:
      -А, кто еще написал?
Никто  не  ответил. 
    После этого случая,я стала  писать стихи.Темы выбирала сама.Юлия Михайловна   
прослеживала за моими работами, помогала советами и всегда  подбадривала.
 От ее доброго  участия, я  вдохновлялась. У  меня, словно,  крылья вырастали.
 Юлия Михайловна организовала в школе  литературный  кружок, который состоял в основном из учеников 10,11 классов. И она убедила меня приходить на  занятия кружка.Теперь,  литература, как школьный  предмет стал  для меня самым  интересным и любимым.На эти  уроки меня  тянуло с  невероятной силой. Те днИ, 
 когда не  было моего  любимого  предмета, казались пустыми, безрадостными,   
 лишенными чего- то главного. Потом, незаметно  для себя, я сделала  открытие,
 несколько непонятное. Меня  тянуло  в школу не только из-за литературы.
 Меня преследовало желание видеть  Юлию Михайловну. На ее уроках следила за каждым ее движением, ловила каждое ее слово, не переставая любоваться и восхищаться.Мне все нравилось в ней.Я считала  ее самой умной, самой доброй и сильной  женщиной, во всем  свете. Юлия Михайловна  занималась со мной  дополнительно, после  уроков. Приглашала во вторую смену, на свои уроки, в старших классах.Когда мне  было  тяжело дома или случались неприятности,  я  писала  стихи и становилось  легче.
   Не знаю, чтобы я делала, если бы меня так не  тянула в школу.К подругам не  любила ходить, потому что, глядя на их спокойную атмосферу в семье,  мое сердце сжималось от боли. Я всякий раз, с завистью к подругам и обидой  за себя,      
 думала:"Ну  почему же у меня не так, как у них?"
    В нашем доме не проходило  и дня без скандала, которые затевал отчим.И бессменной причиной тому,  на протяжении многих лет, была- я.У меня есть брат.Он на семь лет  старше. Но последние  годы он мало  жил с нами. Учился в городе, работал на  целине, служил в Армии. Мне казалось, будь он с нами, все  было бы иначе. Мансур- родной сын отчима и мамы.Мало, кто знал драматическую историю  нашей семьи. Отчим -первый муж мамы.На второй год войны, мама  получила извещение, что он погиб.В тяжелые военные годы, мама потеряла маленькую дочь и старшего сына.После их смерти, она уехала в Сибирь.Там родилась-я, спустя два года, после войны.Когда мне исполнилось семь лет, случилось неожиданное:  после многолетнего нахождения(14 лет ), в лагерях ГУЛАГА, объявился в родных местах- отчим. Он настоял,  чтобы  мама вернулась к нему.
   Не знаю, была ли мама счастлива  с ним,в прежние  времена, но все годы нашей совместной жизни с ним, принесли маме только слезы, унижения.С первых дней я не хотела признавать его-грубого, властного. Я, росла -немного  избалованным, упрямым ребенком.Привыкла, чтобы меня любили,окружали вниманием.Так было до встречи  с отчимом.С каждым годом наши отношения  осложнялись. Невзлюбив меня,он 
 переносил злобу на  маму. А мама  молчала, слушала и никогда не перечила ему.
Меня удивляло -  откуда у человека  берется  столько  здобы, желчи и желания кричать, распаляя себя,если никто  тебе  не  возражает. Отчим часто  приходил домой пьяный. В таком состоянии он- самодур. Даже наш  пес Дружок, учуяв  приближение  хозяина, начинал жалобно  скулить, гремя цепью спешил юркнуть в конуру. Я,тоже, побаивалась его.Но еще больше боялась за  маму, когда перед ее
лицом, этот верзила размахивал кулаками. Я поражалась  маминой выдержке. Она не вскрикивала, испуганно, и не закрывалась руками. Мама, будто окаменев, замирала,
 отрешенно  смотрела в сторону.И...  отчим не  осмеливался маму  ударить. Это  безразличие мамы, к угрозам- бесило его.Он подлетал ко мне, готовый разорвать на части. Но тут, между нами  вставала мама.
       -Не смей трогать ее! Убей меня, если я  перед тобой виновата.Ребенок- ни
        при чем.
Тогда отчим, разряжался  ужасной бранью,в которой было  столько пошлости и грязи,от которой мама вздрагивала, становилась беспомощной, жалкой. В такие минуты мне хотелось закрыть глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать, как он  унижает  маму и, как   мама безропотно слушает гадости.Когда я стала постарше, мама, впервые,  заговорила об отчиме. Она,  очень несмело, попросила меня называть его   отцом и быть немного подобрее к нему.  Я  насупилась , отвернулась.
      -Господи!- воскликнула мама.
       Какая же ты бессердечная!Пожалела бы меня.
Вначале я, не сдерживая обиды и ненависти к  отчиму, закричала:
     - Да како, он, мне- отец! Он и не человек, даже. Зверь!.Никогда не проси  об
       этом.
 Потом, успокоившись, робко предложила:
       -Мама, уедем от него. Нам раньше,  было так хорошо...
Мама ответила не  сразу. Она сидела на диване и о чем- то  думала.Тяжело выдохнув,тихо произнесла:
       -УФ...Как же мы уедем? Что  люди скажут? Жалко его...   
        Он натерпелся.  Без нас- пропадет...
Мама опять замолчала.Последние слова произнесла, не для меня, а , как бы, размышляя, вслух:
       -Куда мне податься?.. Я,очень устала... Тишины хочу...
Глядя на маму, я вдруг поняла: взрослые, иногда, сделав  ошибки, на протяжении  долгих лет, дорогой ценой,  расплачиваются за них. Мама  меня никогда не обижала и не наказывала.Я чувствовала ее любовь ко мне, заботу. Но, в присутствии отчима, старалась не проявлять особого  внимания.А поздно вечером,часто  приходила в мою   
комнату, клала  под подушку конфеты, гладила, целовала меня  и тихо плакала.
 Я притворялась -спящей.. А после маминого ухода, натягивала одеяло  на голову и плакала от обиды. Я, любила  маму, но меня, очень, унижали эти ласки-украдкой. Я,чувствовала незаконность  своего существования в доме, этом, а может  и на земле, вообще... Это были -детские, горькие слезы.Я видела, как из-за  меня
 страдает мама, но я, не могла  понять-в чем моя вина... Разве  по своему желанию   я появилась на Свет? Разве по своей воле, встала между  ними?
   Никто  из подруг не знал, как тяжело мне дома. Я, боялась  жалости и потому, не  рассказывала.А в школе, в кругу одноклассников,  я забывалась и чувствовала себя  равноправной. И, какой большой  радостью были, для меня, встречи с Юлией
 Михайловной, ее уроки литературы.Я радовалась, что кроме  тяжелой, угнетающей обстановки родительского  дома,у меня есть:  школа,  любимая учительница, с которой мне  всегда  хорошо.Юлия  Михайловна чувствовала мою привязанность к ней, отвечала теплой взаимностью. Но, видимо, она слишком много  уделяла мне внимания,
потому как одноклассницы, стали коситься на меня. Некоторые называли -любимчиком.
Девочки, втихую, обижались на  Юлию Михайловну. Слово- -"любимчик", меня, ни чуть   не задевало. Ведь, к урокам готовилась  добросовестно, оценки получала заслуженные. Да и списывать, никогда и ни  кому не отказывала.Поэтому, не находила  причин, за что меня  так упрекать.
    Но,когда однажды, на большой перемене,Таня Цветкова сообщила  очередную, свежую новость, я- сорвалась.
      - Девчата,а вы знаете, наша Юлечка закрутила голову...-Таня назвала имя одного   из учителей.
       - Они встречаются - тайно.Вчера, их видели  вместе. Не верите?
         Я сама,  слышала, в магазине..
Таня хотела еще что-то  добавить, да я не выдержала и набросилась (словесно конечно) на нее с такой яростью, защищая  дорогого мне человека, что Цветков опешила, вначале, а потом с презрением , бросила:
     -Эх ты! Как стала ее любимчиком, так  нас и не замечаешь.
      Не просто так, за нее заступаешься. Любимчик- подхалимчик!
Я не знала, как на это ответить и медленно  прошла к своему  столу.Весь урок географии просидела, не замечая ни учителя, ни одноклассников. Я  была в смятении.Меня оскорбило слово "Подхалимчик." Но куда  тяжелее- убедить себя в том, что Юлия Михайловна- обычная  женщина, со своими слабостями. Я не могла поверить  и представить, что у моей учительницы, кроме семьи,школы- может  быть какой-то  мужчина.Когда на миг представляла ее рядом  с ним- все выглядело слишком  пОшло.
   Перед зимними  каникулами,в нашем  8-а, прошел слух: Юлию  Михайловну переводят в Тимошкино . Я не поверила и отнеслась спокойно к этой новости. В тот же день, в конце урока  литературы, девочки хором протянули:
       -Юлия Михайловна,не уходите от нас! Мы к вам  привыкли.
Юлия Михайловна удивилась
       - Авы, откуда узнали?- и грустно  улыбнулась... 
       -Мне самой не хочется бросать вас. Но, не от меня зависит.
 "А, как же теперь-я?"- мелькнуло в моем сознание. "Так...Сразу...Завтра каникулы, а  после- любимая учительница уже не войдет в наш класс. Нет...Не может  быть... Не может быть".После уроков, долго, кружилась  вокруг школы.Мне казалось-
случилась большая несправедливость, и  все хорошее, теперь, рушится в жизни моей.
    На новогодний вечер решила не идти.Когда в  пять  вечера   пришла Галя Муртазина, она  очень удивилась.
      - Ты не готова? Мы же  опоздаем. Тебя что?... Не отпускают на вечер?
      -Нет. Я сама не хочу. Меня не жди, Галя. Иди.Опоздаешь.
      -Ты, что?!- Галя посмотрела  на меня ,ничего не  понимая.
      -У нас же с тобой парный  костюм и...А!- Галя махнула  рукой, обиженная,  выбежала на улицу.Муртазина считалась в  классе - серьезной девочкой.
Мы каждый год, выбирали  ее- старостой. Я понимала, что подвожу подругу.
  "Теперь, мне достанется"...Задумалась: "Нехорошо. Надо идти". Стала  одеваться.
     В школе, неожиданно, встретила Юлию Михайловну.Она шла по коридору с девочками  из десятого. Я и не надеялась, что встречу ее сегодня, на вечере.
Поздоровались. Они прошли в зал. Я забежала в класс.Сбросила пальто, валенки и пошла  искать  Галю, чтобы извиниться  перед ней. В красиво, убранном зале, многолюдно.Посреди  зала -большая, нарядная  елка. Огромный зеркальный шар вращался под потолком, отражая световые  зайчики по всему залу.Красиво.Заиграла  музыка.Я встала у входа, высматривая одноклассников. Музыка  играет, но никто  из учеников не решается выйти  первым.   И тут, через весь зал прошел   -"Филин".
Так  мы прозвали  учителя физики, за  большие  круглые  очки.Он подошел к группе   старшеклассниц. С ними - Юлия  Михайловна, как классная руководительница.
"Филин"  остановился  напротив нее. Меня охватило  волнение. Нет...Нет...Я,  даже, прикрыла глаза, а, когда открыла- они медленно кружились  вокруг  елки.
В черном  платье из парчи,  моя Юлия Михайловна была -прекрасна. Она глядела на
 "Филина" и улыбалась.Они сделали круг, другой...В зале  уже танцевало  несколько пар.Вокруг царило праздничное новогоднее оживление. А у меня, настроение  испортилось. Забыв о Гале, нашем с ней  выступлении, вышла в коридор. То, чему не хотелось верить, оказалось правдой. Ей приятно находиться рядом с ним и она этого  не скрывает.Я почувствовала себя лишней на этом празднике. Посидев  несколько  минут в пустом классе, решила- уйти домой..  Проходя  мимо учительской, услышала знакомую  мелодию. Остановилась. Дверь- чуть приоткрыта.В окружении учителей, у окна стояла Юлия Михайловна.Она играла на аккордеоне и пела:
             Вот и стали мы на год взрослей
             И пора настает-
             Мы сегодня своих голубей
             Провожаем в последний полет.    
             Пусть  летят они, летят
             И нигде не встречают преград...
Я увидела глаза Юлии Михайловны-грустные, грустные. В ее голосе прослушивалась
печальная нотка.Я увидела мою учительницу совсем другой, не похожую на прежнюю. И
меня осенило: она  поет  прощальную песню, ведь ей расставаться с нашей школой,  со всеми нами. Мое  сердце разрывалось от  предстоящей разлуки. Я представила,
какое одиночество ожидает меня, после каникул.Растроганная песней, я была не в состоянии сдвинутся с места. Не  думая о том, что  меня, здесь, кто-нибудь застанет врасплох, опустилась  на пол, рядом с учительской. Чувствуя себя  бессильной что либо изменить, я совсем расклеилась. Слезы  наполнили   мои глаза,текли  по лицу. Но, вспомнив танцующую  Юлию Михайловну, резко поднялась.
 "И вовсе не  о нас она  думает .Ей грустно  расставаться с "Филиным." Ну и пусть!"  Смахнув с лица слезы,я вышла  на  улицу.   
     Юлия Михайловна осталась в нашей школе. Я не знала-радоваться мне или  нет.
В школе сторонилась всех и уединялась. Уходила в себя. На литературный кружок- не ходила. Мне тяжело бло встречаться с Юлией Михайловной.Я чего- то  боялась...
    Шел урок литературы.У доски, Семагин читает монолог  Чацкого. Юлия Михайловна
остановила Семагина и продолжить попросила меня. Я медленно поднялась. Не  поднимая глаз , тихо произнесла:
      -Я -не буду.
      -Почему, Лора? Ты- не выучила?
Я стояла  и молчала.Она улыбнулась. Спокойно сказала:
       - Садись.
    На следующий день, проходил открытый урок литературы.Вместе с Юлией Михайловной в класс вошли: завуч-Евдокия Евлампиевна и учительница русского языка и литературы- Руфина Андреевна. Почему-то первой,к доске с домашним  заданием, Юлия Михайловна вызвала меня. Я Поднялась, но не могла сдвинуться с места.
Ноги, будто, приросли к полу, а внутри меня засел упрямый бес, который мешал мне.
Я, с трудом выдавила  из себя, опять ту же, дурацкую фразу;
        -Я,не буду.
       -Ты, плохо себя чувствуешь?- спросила Юлия Михайловна.
       -Нет... Просто, не хочу - буркнула и осторожно, посмотрела на нее.
 Юлия Михайловна стояла у стола.Она смотрела на  меня широко  раскрытыми  глазами.Я, впервые, увидела ее такой растерянной,  беспомощной. Я испугаласЬ и опустилась  на  место. Мне стало стыдно за себя и очень жаль  мою  любимую учительницу. Весь класс повернулся в мою  сторону.Одноклассники удивлены и взволнованы.Ведь, в классе- завуч.Наступила минутная  тишина... И тут раздался гневный голос ,Евдокии Евлампиевны:
      - Встань! Нахалка! Да, как  ты смеешь, так разговаривать  с учителем!
 Евдокия Евлампиевна- гроза нашей школы.Ее побаивались, за излишнюю строгость, переходящую порой- до грубости.Она распекала, не щадя наши  юные души. Но,я,
в те минуты, открытого урока,почти не  слышала завуча. Меня раздирала  злость, на Юлию Михайловну. Почему  она, все время улыбается? Почему, не  накричит, как
Евдокия Евлампиевна? На перемене, меня окружили  одноклассницы. Одни- подбадривали,другие- одобряли, за выдержку.Некоторые, удивленно  молчали.
   Шли дни...На всех уроках  литературы, я молчала, оказываясь отвечать. Юлия
Михайловна объявила, что, если  мне нравится получать  двойки,она их будет ставить. И в журнале, напротив  моей  фамилии, стоял  длинный  ряд двоек.
Меня они радовали, оправдывали перед подругами."Видите?  Я такая же, как все-
не любимчик."Если Юлия Михайловна, вне урока, пыталась со мной заговорить, я отворачивалась и уходила. Так было- в школе.Дома,как всегда,  ответственно  готовилась к  урокам, выполняя домашние задания.А в свободные часы,. мысли  возвращали к  школе.Мне не хватало  прежнего  общения с Юлией Михайловной.
Чем больше  думала, тем больше  запутывалась. Мучило  мое поведение. Задавалась  вопросом: "Кто она такая? Нужна ли она мне?" Убеждалась,что Юлия Михайловна мне очень нужна.Ведь  она -мне столько дала...Благодаря ей дни наполнялись радостью, новыми знаниями,вдохновением.Мысли, что могу потерять ее, пугали меня.
После  очередного   отказа отвечать,Юлия Михайловна сказала, довольно  резко:
       -Ставлю последнюю двойку и не буду больше  вызывать, пока сама не 
         поднимешь руку. Об этом- доложу классному  руководству.
 Это -самое лучшее, что могла  придумать Юлия Михайловна. Через несколько дней,
 я поняла: ее безразличие к моей персоне  и задевает, и огорчает  меня. Юлия Михайловна, всем  своим видом и  поведением, показывала,что меня- не замечает.
  И это- больно било по моему самолюбию. Но тут, на время, зародилась нехорошая  идейка- выделиться в классе,чтобы привлечь к себе, ее внимание. Я, как всегда, очень тщательно готовилась к каждому уроку. А в тот раз, вместо  письма Татьяны,выучила весь роман   "Евгений Онегин." С нетерпением ждала понедельника, надеясь, что  выйду к доске и удивлю Юлию Михайловну. Но...Видимо, мое упрямство сильнее желания- выделиться.Я хотела, но не смогла поднять руки,а Юлия Михайловна продолжала  меня не замечать. Тогда на уроках, украдкой,  стала приглядываться к ней ,выискивать- к чему можно придраться.Придраться, чтобы вызвать в себе чувство неприязни к ней.
Но- ничего не находила.
    В продолжении  темы ,"Евгений Онегин," прослушивали этот роман, в записи.Юлия
 Михайловна сидела за  столом, внимательно  слушала, глядя на вращающуюся  пластинку.В классе  тишина.Актер, приятным  голосом, читал,  так проникновенно   произведение Пушкина, что все ученики -замерли,
слушали интересом. А  меня, от стихов,охватила грусть.
Неожиданно,Юлия Михайловна подняла глаза.. Наши взгляды встретились. Некоторое время, мы смотрели друг на друга. Господи, что  творилось со мной!Юлия Михайловна
 улыбнулась, а я, растерялась от смущения,наклонилась к столу,  положила голову  на руки и  ждала звонка, чтобы скорее Юлия Михайловна вышла из класса.Но сразу же, после звонка, она подошла и села  рядом.
      -Лариса, как твое настроение? Почему не приходишь на занятия кружка?
Она, сидела рядом- мой дорогой человек... Я молчала. Ничего не могла ей ответить.
       - Сегодня, в высокогорском ДК, районная творческая конференция.Ты должна
        поехать. Я договорилась., с физики тебя отпустят.Я буду ждать тебя.Вместе 
        поедем. Хорошо?
То, что я услышала, меня удивило и обрадовало. Но так,  легко, согласиться
было мне-  невозможно. Я не могла переломить свое упрямство.В ответ лишь покачала,  отрицательно, головой.Юлия Михайловна  еще раз  спросила, поеду ли. Я ответила-нет. После ее ухода, меня окружили одноклассницы.
        -Не жалеешь, что отказалась?- спросил кто-то из них.
Я растолкала  всех и выбежала из класса. Напротив-гардеробная. Села  на подоконник и дала  волю слезам. "Опять,  обидела Юлию Михайловн. Зачем?...Она первая  подошла ко мне, а я показала себя такой  гадкой девчонкой".
   Конца последнего урока, физики, ждала с нетерпением. Хотелось побыстрее уйти  домой.Но... после звонка,в класс вошла  завуч.
       - Шаймуллина, пойдем со мной.
Я удивилась и немного  испугалась.Не понимая , зачем я понадобилась Евдокии Евлампиевне,  пошла за ней к директорскому  кабинету. За нами не отставали любопытные  одноклассницы.Завуч  раскрыла  дверь, подтолкнула меня  в глубь кабинета. Кому- то сказала:
        -Вот- она!- и ушла.
Я, была  изумлена, когда увидела Юлию Михайловну. Она шагнула навстречу.Мы стояли  друг против друга. Юлия Михайловна приподняла мою упрямую голову и спросила:
       - Объясни мне, пожалуйста,почему ты стала ко мне так относиться?
         Мне  очень важно знать.И прости, что  послала за тобой
         Евдокию Евлампиевну. Мне необходимо с тобой поговорить.
        Но ты  не желаешь со мною встречаться.Отворачиваешься.И, если бы я сама,
        пригласила тебя, сюда,  для разговора, ты бы не пришла. Так?
       -Да.- ответила я, соглашаясь.Но вести беседу- не было  сил.
Мне стало- очень  плохо.Лицо горело.Трясла мелкая  дрожь.Кружилась голова. Я, молча, стояла перед Юлией Михайловной, потупившись. Она, опять, приподняла мою голову и с надрывом, в голосе, спросила:
       Лариса, милая! Посмотри на меня! Разве я тебя обидела?         
Я, не  выдержала и разрыдалась. Юлия Михайловна прижала меня к себе Она не успокаивала, не говорила не нужных слов и мне стало  легче. В эти  минуты,никто, для меня, не существовал, кроме нее. Не было- никого,  дороже и ближе этого  человека.Я рассказала, как тяжело  живется  с отчимОМ, как девочки считают- любимчиком.Как  хочу, но не могу отвечать на ее уроках. И лишь об одном, главном, не осмелилась рассказать, чтобы не обидеть- дорогого мне  человека.
      -Лариса, прости, что я не интересовалась  твоими  родителями.
     - Но ты-то , почему  не  рассказывала? Если разрешишь, я завтра приду к вам.
      -Нет! Не приходите...
      - Мне  не безразлична  твоя судьба. Пойми,Ты, это. Понадобится, я всегда 
         приду. А, с классом, нам надо разобраться  вместе, чтобы не задевали,
        не мешали тебе.
 Я, настойчиво, просила Юлию Михайлову не делать этого, не выдавать меня.
 Она -улыбнулась и пообещала.    
        -Ну, хорошо. Пусть будет, как ты желаешь.А, теперь , скажи- будешь
        со мной дружить, как дружила  раньше?
Я не знала- что ответить. Понимала- без Юлии Михайловны мне  плохо.Но, что-то
во мне  надломилось. Было не просто стать  прежней, в общении с ней.
      - Не знаю...произнесла тихо, не уверенно.
           -Сегодня, обещать вам -не могу.Двойки- исправлю.
Я не сомневалась-Юлия Михайловна меня поймет.
       -Лариса, милая моя! Твои двойки  меня  не пугают.Я знаю, что  все   
       двойки- пятерки. На твою успеваемость , они  не повлияют.
Она встряхнула  головой (так знакомо)и посмотрела на меня, на этот раз, без улыбки.
       - Дружить- не обещаешь...А стихи? Будешь мне  показывать?
      -Я, больше не пишу стихов и старые, вчера , сожгла.
  Юлия Михайловна улыбнулась,  обняла меня
        -Зря... Но это пройдет. Поверь мне. Ты к ним  вернешься. Для тебя они- не
         баловство. 
Мне очень тяжело было в этом  признаваться. Я поспешно, попрощалась с Юлией  Михайловной и выбежала из кабинета. Все одноклассники стояли за дверью.
Они  ждали.По их встревоженным лицам, я поняла- переживали,   за меня.
      Приближался конец учебного года. На уроках я больше не "играла в молчанку".
Мне, также,  был интересен предмет- литература.Юлия Михайловна была внимательна ко мне, но осторожна. Она, словно  боялась  чего -то спугнуть, разрушить.Позже, я поняла; насколько Юлия Михайловна умнее, чем я о ней думала, и насколько я, еще, глупа,не достойна  большой дружбы.
     После окончания учебного  года, Юлия Михайловна уехала, насовсем, в Горький.
Уехала-так неожиданно, что мы  не попрощалась с ней.Я часто  вспоминала ее. Вспоминала с благодарностью, за то ,что  она была рядом и , как мне ее не
хватает.
    Однажды, в девятом классе,ко мне подошла Таня Юдина-старшая пионервожатая школы.
      -Лариса,Юлия михайловна, просила тебе передать
 Она протянула  двойной тетрадный лист. Я развернула его и сердце мое заколотилось от волнения.На страницах, знакомым , размашистым почерком написаны два стихотворения, для меня и обратный адрес.
Мне  было  очень приятно, что  любимая  учительница,  помнит  меня и не держит  обиды. Захотелось написать ей- ответное  письмо. Тысячу раз извиниться перед ней за свои глупости.Написала.... Собиралась  отправить письмо,  но... так и не решилась.Стыд и  излишняя робость помешали мне это сделать.
    Зимой,1965 года, закончив школу, учительствовала  в деревенской школе.
 Нужен был стаж, два года, чтобы  поступить в университет , на  журфак.В один из зимних вечеров, я написала и отправила письмо- Юлии Михайловне.Написала с извинениями, с благодарностью к ней,  за то тепло, доброту, которое я получила  от нее. Юлия Михайловна  - ответила.  Мы долго переписывались.Она интересовалась моей  жизнью, писала о своей.Но .. так и остался  без ответа, важный, для меня, вопрос:"Какова причина -внезапного отъезда Юлии Михайловы?."

 Гатчина.1977г.


Рецензии