к 10-летию юной сергиево-посадской галереи АртБаза
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ НАС ВСЕХ!!!
к 10-летию юной сергиево-посадской галереи «АртБаза»
\ в о с п о м и н а я \
10 лет минули столь быстро, что мы даже ни разу не успели обернуться в пути; но вот есть и повод, наконец, для того: нам всем, ‘’галерейщикам-артбазовцам‘’, и нашей Галерее «АртБаза» 10 лет (срок? вот!), — когда уже необходимо подвести (пунктиром хоть) первый итог; что ж, а давайте!?
«АртБаза» состоялась, как куда бОльшее явление, чем это может, на первый взгляд, кажется. Это истинный «Дом художников», и вправду "база". Не складская, естественно, хозяйcкая, а творческая. Здесь общаются, смеются, пьют кофе и вино, смотрят, беседуют по душам, об искусстве, поют, сочинят музыку и стихи, копируют, учат и учатся сами, создают и дарят...
То есть — наш Клуб! Даже, стоИт на улице «Клубная».
Мне посчастливилось с Галереей многое! Естественно, я участник разных многочисленных проектов и выставок, пленэров и всего другого, часто просто гостил...
Но есть и то, где моё участие по \ шире, что запомнилось самому: составлял официальные записки и документы, расхваливая по заслугам «АртБазу» Руководству, писал заметку памяти Ольги Паисиевны Галицкой (1953, Ташкент — 2020, Сергиевым Посад), выступил перед творческой интеллигенцией Сергиева Посада с видеопоказом своих работ при провокационной речи «Жить и творить в депрессии и деградации» (кто бы мне где это разрешал ещё?), инициировал организацию мемориальной Выставки (с премьерой нашего с режиссёром Александром Строевом фильма) необыкновенного Костика Малахова, творившего, жившего и погоревшего тут, успевшего спасти лишь пару чемоданов (сюжет, давший нам `ключ` к прочтению жизни и творчества Художника) своих работ. Грандиозным, мне кажется, чудом сложившееся изобретение монументальной композиции за пару не полных рабочих дней, когда я заглядывал сюда, на Скобянку (совсем не в центре), как бы, чуть ни проездом, — сварганенная из поставленных „на попа“ мощных, толстенных, высоких труб сергиево-посадского трубного завода большая скульптурная группа «Королевская семья» („дать под дых Павлу Picasso“ — так я себе это определил!). К работе над общим проектом «Сад современного искусства» я привлёк ближайших своих друзей, известных талантливых художников: Феликса Ароновича Буха (1948 — 2024) и Нину Александровну Кибрик, родивших тут нормальные вещи, которые не стыдно показать нигде!
К «Саду современного искусства», который "растёт" прямо на глазах перед Галереей мною были подарены свои `старинные` (1980 — 1990), разных пород камней, скульптуры: бурый армянский туф, розовый мрамор, тёплый и голубой ракушечники. Они знаковые, геометрически танцующие, пластически 'условные', как мы выражаемся сами для себя! У Галереи «АртБаза» есть и большие мои абстрактные полотна, метровые квадраты (люблю так), как ранние, 80-х — 90-х прошлого века, так и более поздние, 2000-х, мой дар; и недавно они выставлялись на Юбилейной Выставке ко 100-летию нашего блестящего "Художественного училища памяти 1905 года", лучшего в (той) Стране, которое я тоже имел честь в ряду других оканчивать (1973 — 1977). А мне здОрово, что я разбавляю собой этот сплошь хор 'соцреалистов'...
Ну и "изюминкою на торте" что? Это наш общий с Галереей, длившийся чуть ни год, проект «Арт-Память», где мне посчастливилось говорить, писать, фотографировать произведения, вести экскурсии по выставкам лучших, знаковых сергиево-посадских художников, выбранных Галереей из очень-очень многих достойных; это: Сергей Яковлевич Дунчев (1916 — 2004), Николай Иванович Барченков (1918 — 2002), Нестор Васильевич Хломов (1928 — 1988), Николай Константинович Куц (1936 — 2005), Юрий Петрович Леонов (1937 — 2017), Станислав Кириллович Гончаров (1940 — 2003). Итоги опубликовали двумя тетрадями с моими искусствоведческими текстами и подборками фото произведений!
Поскольку, я имел честь до работы с Галереей много лет реставрировать и заниматься Гончаровым в Данилово под Мураново за Софрино, в Галерее, помимо выставки, экскурсии и лекций, мы сделали его, Станислава Кирилловича (собственно, Гончаров — это зримый серьёзный старт нашего с Галереей сотрудничества: октябрь \ ноябрь 2019, — помимо пленэров), функционировавший народный, доступный и открытый всем Музей с подлинными материалами, инструментами, утварью, рукописями, книгами и, конечно, в различных техниках его произведениями. В этом Музее чувствовали себя отлично люди всех профессий, возрастов и, как любого уровня art-подготовки, так и вовсе не имевшие её никакой! Знавшие Станислава Кирилловича горячо, с восторгом, но, зачастую, и с ужасом говорили о нём, так как это был человек, всегда `ломавший` "правду-матку" прямо в глаза, да кто бы ни стоял \ был пред ним! (А, кстати, я и люблю таких, как Гончаров, художников по сути, думающих только в категориях искусства, а не эдаких, как сейчас эти: всё про успехи и деньги, комфорт, "connect", продвинутых, раздвинутых, "оцифрованных" подушно \ поголовно с ног до головы, погружённых [по айфону] в прокрутку и раскрутку, закрутку и открутку!) Люди учились на Гончарове, вглядывались, изучали его, копировали, подражали ему, читали вслух по авторским манускриптам его литературные опусы, пели и свои песни и сочиняли новую музыку на стихи Станислава Кирилловича...
Что во главе угла? — да оно, творчество!
Проекты с «АртБазы» мы (моими стопами и словами) транслировали в легендарную старейшую московскую "Галерею на Чистых прудах" и сделали две восхитительных выставки (живописи и графики) Станислава Кирилловича, прошедшие с ослепительным успехом. Но и это ещё не всё: в "Галерее на Чистых прудах" был создан целый этаж постоянной экспозиции Гончарова. Выпусти 3 его альбома, фильмы по выставкам. Его работы на — сайте Галереи. А где вы видели такое в Москве? Результат? — в том числе и тот, что Гончаров попал в серьёзные государственные, корпоративные и частные коллекции, также в нашу коллекцию, "Галереи на Чистых прудах", при которой я имею честь трудиться \ служить до сего критиком, искусствоведом, реставратором, экспозиционером, полиграфистом, художником, экспонентом выставок. На "Чистых прудах" совместно с Музеем-заповедником "Мураново" и Галереей «АртБаза» мы провели ещё и Выставку художников, писавших Мураново, показывая собрание Галереи «АртБаза», включавшее достаточно известных мастеров Западной Европы.
Несомненно, как музейный ракурс работы Галереи «АртБаза», так и все остальные (актуальные, игровые, соревновательные, образовательные, экспериментальные и так далее), — ценные для Общества. Галерея существует не просто для узкого круга „сельчан“, типа, нет: — она международная и по сути и по фактам практически: тут выставляются и работают с разных стран и концов Мира...
А демократ я, либерал: вот не надо никого учить, править, подсказывать, ничего изымать, — что принесли, то и выставляем, всех, никого не сея ни по каким принципам, все равны тут — прелесть какая, и жизнь и работа тут — для людей, для всех одинаково.
...много здесь и моего личного. Жизнь я провёл в ежедневной дороге с утреца из центра Москвы, где родился и живу, по Ярославке на Радонежье (поперёк массовому людскому трудопотоку, бурно надвигающемуся с окраин на Столицу: люблю двигаться в оборотную всем сторону одинёшенек), в здешние музеи реставратором ("Абрамцево", "Семхоз", "Хотьково", "Мураново", "Болшево"...).
Рядом с собою работающими во дворе «АртБазы» я встречаю (уже совсем большими дядями и тётями) своих учеников из Абрамцевского художественного училища, где посчастливилось преподавать учащимся разных отделений; на открытии Выставки к 80-летию Гончарова в сергиево-посадском музее меня заметил и выделил красавец, высокий статный спикер, читавший так артистски складно пресс-релиз: и тоже, оказалось, я ему преподавал! Ребята и девочки подходят сами ко мне (разве можно упомнить всех учащихся?)... А когда на ``StreetArt`` заиграла rock-группа, ко мне обратилась девушка: „Вы не помните меня, Артём Вильевич?“ (Антонова, училась на "Театре" и у меня по "Технике и технологии живописи и живописных материалов" на "Факультете живописи" "Суриковского", где я руководил "Мастерской реставрации"); её сын сидел за ударной установкой. И что же? — мы теперь уже выступаем вместе с внуками своими, получается...
Забавно, что они играли? а «Классику»: "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Pink Floyd", естественно: "The Beatles", "The Rolling Stones" <...> („Да мы же победили!“ — сказал я себе [ п о ч у д и л о с ь ], услышав любимые строки композиций, разве нет?) Вспомню, кажется, её Ирой звали, она — мамочка трёх детишек, и, несмотря на это, ни разу не пропустила ни одного моего занятия (по вторникам с 2004, в 15:45) в Суриковском, приезжая на них специально из их Хотьково. Это невестка Игоря Антонова, моего хорошего приятеля, Главного художника церковного "Софрино" и директора 'Культурно-просветительского цента «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня', где мы с друзьями создавали с 1994 музей отца Александра! Ох, неужели ж не поставил я бы ей, всегда прекрасной, эти самые 'пятёрки', 'плюсы' к ним и самые ‘’зачётные‘’ 'зачёты'? А ещё забойнее, что молодая rock-группа называлась «Билли КолокОла». Я сразился: так мы же только вот в Семхозе в «Дубраве» проводили выставку по фоторепортажам и дневниковым запискам Михаила Михайловича Пришвина, моего любимчика, писателя, об уничтожении сергиево-посадских колоколов (1926 — 1932): «Когда били колокола»? Верно всё: ребята туда заглянули, в Выставку не вникли, а вот название как-то (почти в точно, но на `british` лад; во прикольно) упёрли!..
Что мне близко, по душе? — не спрашивают "бумаг" и "денег" ни за что, не формалисты и не 'бьют по рукам', относятся ко всем честно, дружески, открыто и с интересом: это наш семейный Клуб, созданный семьёй Яжук, отцом и дочкой, Марьей да Валерием, в первую очередь!
Казусы? и провалы ‘’агентуры‘’? ну да случаются. Вот Татьяна Петровна Гончарова строго спросила: „А Яжук, Артём, он же жук, так у него это по паспорту написано: ``я жук``! Не отдаст мне моего Гончарова“. И разобрали домой к ней обратно мы наш народный Музей Станислава Кирилловича, а у неё на терраске его опять собрали; так надёжнее ей теперь спится...
Сергей Алексанрович Пахомов, начинавший директором у нас на Районе всё в той же "Дубраве", где я художником оформительствовал в диких ‘лихих’ 90-х, сегодня крупный государственный и общественный деятель, но не только, а серьёзный коллекционер, меценат, покровитель искусств, в том числе на нашей «АртБазе», как встречает меня там, начинает душить вместе с охраной, рыча: „Так вот из-за кого я первую свою картину купил, — он!“ Ничего, зато теперь сам Яжук-Папа Сергея Александровича вывел "в люди" и приложил к серьёзным, наконец, занятиям, назначив на Юбилейную, ко 10-летию, Выставку к своей Дочери самим „сокуратором“ (кто это? что это? видели? слышали?). Думается, когда закончится у Сергея Александровича ответственная работа, у него есть теперь настоящая запасная серьёзная профессия, "аэродром" "заземления" и база углубления, куда можно присесть \ примоститься \ припасть сердцем и руками, душевненько, «Арт- так сказать -База»!
Вот когда трубы мои "Королевской Семьи" устанавливали, всех, типа, „скульпторов“ с их "линии работать" сняли; Яжук-Папа посадил их задами на манипулятор (для веса только) перевешивать мои композиции, чтобы загнанный манипулятор не опрокинулся! — тогда-то и стало понятно \ ясненько всем, „кто есть who?“, как говаривал \ спрашивал 'генсек'-Горбачёв, ``перестроечник`` (маму его), нам всем тогда балдёжный социалистический 'кайф' пообломавший...
А открывали как мою скульптурную композицию из высоченных труб? У всех остальных скульпторов всё по-людски было: накрыли стыдливо, как и положено, простыночкой, сдёрнули перед камерой, — бурные аплодисменты! Но мою многометровую Группу чем спрячешь? Решили накрыть свободной тряпицей меня. Там сидел я под ней часик-другой, 'согбясь', пока про других рассказывали, какие они все великоважные и особенные в своём неподражаемом искусстве. Когда, в конце всех самых концов, камеры пришли на меня, я вспорхнул с-под тряпицы пружинкою, как „встанька-ванька“, вскинулся руками вверх! Что тут было с публикой и киношниками <...> (понурились конкуренты); так я на "бис" и дублями ещё раз пятнадцать ‘’самооткрывался‘’, то бишь, "бисировал"!
Хотел я, как все, чтобы лучше, по-хорошему, рядовым скульптором: вёз с собою резцы по камню. Но Валерий (отчества не знаю ещё) сообщил: „А для тебя у меня особая просьба есть, сейчас...“ И заезжает во двор камаз; подымается кузов, и оттуда вываливаются прямо мне напиленные в два-три моих роста трубы "Загорского трубопрокатного завода" толщиной в 73 см: „Помудруй с этим, а через часик я подойду“. Через часик мы уже всё варили и резали!
За что Яжук сам мои трубы ярко краской все не так без спросу моего покрасил? до меня потом дошло... В своих трубных произведениях я узнал по покраске Яжуком охотничьи разноцветные гильзы. Появился, значит, новый спонсор (так, а?); а где мне за эти ‘’пострадания‘’ хоть грамотка худая какая на бумаге к розовому кислому шампанскому, к которому я даже добежать не успеваю, как оно под бутерброды кончается под натиском оголодалых `коллег` по «Базе»...
Ох, — и многое осталось незавершённым и нереализованным, запланированные выставки и вечера: фотографа Бориса Викторовича Ведьмина, графика протоиерея Александра Меня, репортажника и писателя Михаила Михайловича Пришвина, философа Василия Васильевича Розанова, — с Посадом кровно связанных; да и ладно.
Встречаемся: 15 сентября 2025, 15:00, Сергиев Посад, улица Клубная, дом 13, +7 (916) 739 24 26, info@artbaza.net
15 сентября 2025 в 15:00 откупорим славное шампанское в честь дружбы и рождения: нам всем всего и уже 10... И достаточно ль сиё? Многих долгих и счастливых плодотворных лет в трудах, счастии и здравии. С праздником, друзья!
АвтоТекст # 0626:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_58808
http://proza.ru/2025/08/09/87
фото неизвестного 25 09 2025: Артём Киракосов в Галерее «ArtBaza»
Альбом-Сборник «Я» # 1249:
https://vk.com/album15993373_281101651
Свидетельство о публикации №225080900087