О бульварном кольце замолвлю я слово

    Бульварное кольцо – какое счастье, что в Москве есть такая архитектурная и градостроительная жемчужина! Какая  радость гулять по бульварам, переходящим один в другой, дальше в третий и так, пока не дойдешь до последнего. Начинается кольцо с Гоголевского бульвара, практически, от набережной Москвы-реки у Храма Христа Спасителя. Дальше за Арбатской площадью и Новым Арбатом начинается Никитский бульвар. Перепрыгнув через Большую Никитскую переходит в  Тверской бульвар. Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный, Покровский и, наконец, бульвар моего детства и юности - Яузский бульвар.

    Бульварное кольцо! Сколько в нём настоящего московского, обаятельного, тёплого, душевного, родного! Сколько здесь аромата истории! Московские бульвары с застывшими на них навечно великими творцами. Это протест против бескультурия, против невежества, против безвкусицы и дряни, которые наступают со всех сторон. Правда, традиция сделать бульварное кольцо большой аллеей для увековечения памяти российских гениев культуры и науки была дважды нарушена по политическим соображениям. Первый раз еще в ССР установкой памятника Крупской и второй раз в современной России установкой памятника казахскому литератору Абаю.

    Окуджава пел про Арбат, который “течёт, как река”, это сравнение, как нельзя более,  относится к бульварам. Бульвары   – река, берега её – дома, особняки с мемориальными досками, со своей спокойной, умеренной, неброской архитектурой, в которой торжествует вкус и изыск. Притоки этой реки – переулки справа и слева, одни их названия ласкают слух и возвращают в историческое прошлое.

    На бульварах люди ведут себя совершенно иначе, не так, как в стороне от них. Что на это влияет? Чистота ли посыпанных кирпичной крошкой дорожек. Быть может, великовозрастные липы, клёны и ясени – свидетели истории. Они видели несколько поколений прогуливавшихся по бульварам горожан. А возможно, дома, особняки, со своей спокойной, умеренной, неброской, но такой утончённой  архитектурой. Быть может трамваи, легендарные «Аннушки», неспешно, ритмично, по графику двигающиеся вдоль бульваров и назидательно потренькивающие звонками.
 
    Может быть – это застывшие фигуры Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Есенина, Рахманинова, Высоцкого, Шухова, Шолохова, Гамзатова, Твардовсеого, Тимирязева  с высоты взирающих на своих потомков, на суетливую московскую жизнь.
    А может быть, сами люди, для которых Бульварное кольцо всегда много значило и значит? Это мамы и бабушки с детскими колясками, пенсионеры, присевшие, чтобы передохнуть и погрузиться в нынешние проблемы, в воспоминания. Это пары влюбленных, Это люди, сидящие на лавочках с книжками, с газетами, с шахматами, что-то всегда обсуждающие, спорящие?!

    Бульварное кольцо можно считать московским Гайд-парком, вытянутым в длину. На бульварах в былые времена   собирались особые личности, на всё у них имелось своё мнение, и они его отстаивали перед другими. Внутреннюю свободу они считали главным смыслом в жизни, такие люди не продавались, не могли сделать зла, совершить подлость. Это было и остаётся в традициях Бульварного кольца, аура этих людей с давних времен витала и витает над бульварами.
 
    Есть ли у города душа? Думаю, что она есть у каждого города, именно там, где она находится, горожанам и гостям уютно, легко и свободно. Именно там люди обретают душевный покой.  В Москве душа города живет на Бульварном кольце. Храни его Господь от бездарных реформаторов и реконструкторов. 
            


Рецензии