Боже, убей паука
Когда читаешь книги Царств и Паралипоменон, движения пробуждения при Езекии и Иосии кажутся такими значительными. Читаешь пророков – а они этого практически не заметили, продолжали обличать евреев в отступничестве, добавив только обвинение в притворстве. Неискреннее, неполное, чисто внешнее сокрушение, покаяние и обращение Бога не устраивает. Он различает, когда к Нему обращаются именно так, и не довольствуется этим, призывает еще раз к обращению, теперь уже к настоящему.
Другими словами, у нас есть две версии рассказа о царствовании Иосии – одна в исторических книгах, другая – в пророческих. В первой версии его меры по удалению идолов и восстановлению поклонения Богу выглядят масштабными и серьезными, во второй – поверхностными и не затрагивающими состояния сердец людей из народа. При сопоставлении этих двух частей Библии мне стало страшно: не может ли и наше движение пробуждения выглядеть в глазах Иеремии чем-то ситуативным, внешним и преходящим? Сама эта мысль многим покажется кощунственной и преступной, но не будем забывать, что Иеремию современники как преступника и преследовали.
В одной главе этот пророк сначала сравнил Израиль с неверной женой, а потом – с больным пациентом: «Я исцелю вашу непокорность» (Иер.3:22). В Библии состояние грешника часто сравнивается с болезнью: «Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер.8:22); «Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока» (Иер.30:12); «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис.1:5-6); «Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мар.2:17); «Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою» (Пс.40:5).
Грех поражает внутреннего человека, лишая его силы и поражая разные части нашего естества. Больной грехом человек не может жить в полную силу, причем поражение охватывает все его системы: зрение, речь, вкус, разум, эмоции… Лжепророки имеют дело только с симптомами и предлагают лечение, которое дает ложную надежду: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет» (Иер.6:14, см. также 7:8 и 8:11).
Проповедники и учители Библии должны быть людьми, способными нести исцеление пораженным грехом людям – не благодаря своим чудодейственным способностям, а благодаря верной передаче и применению целительных истин Писания. Уоррен Уирсби рассказывает такую историю: один член церкви всегда заканчивал свою молитву словами «Боже, удали паутину из моего сердца!» Другому верующему это надоело и однажды сразу после молитвы того брата он помолился вслух о нем, закончив свою молитву словами «Боже, убей паука!» Иеремия занимался не только сметанием паутины, но и старался убить паука, чтобы освободить и вылечить пациента.
10.08.2025
Свидетельство о публикации №225081001129