Суфизм в Азербайджане в средние века
целый ряд доказательств, указывающих на существование суфизма в
Азербайджане с самого раннего периода. Распространителями идей были
суфийские пиры и их ученики. Нам известны имена мусульманских мистиков, действовавших в Северном и Южном Азербайджане: Абу Хусайн
Дундари Ширази (ум. в 964 г.), Хусайн б. Йаздинйар, Абу Хасан, Абу Зурр
(в 1024 г.), Абу Аббас, Ахи Фарадж Занджани (в 1065г.), Хвадж Мухаммад Хошнама (XI в.). С XI века в Азербайджане распространился и до сих пор существует интеллектуально-мистический гностицизм – шиитский суфизм. В его развитии участвовали суфийские братства, зародившиеся в Азербайджане – Сухравардийа, Халватийа, Сафавийа, представители шиитско-суфийской общины Хуруфийа. Начиная с XII в. в культуре Азербайджана ханака стали занимать важное место. Это связано с тем, что в этот период начали формироваться тарикаты – суфийские ордена. Значительное место в истории суфизма получили ордена, созданные на территории Азербайджана. В Азербайджане были распространены суфийские братства Сухравардийа, Халватийа (XIV в.), Сафавийа (XV в.), Захидийа, Галандарийа, Гадирийа, Йасавийа
(XIII в.), Накшбандийа (XIV в.), Хуруфийа, также Ровшанийа и Гюльшанийа – ветви Халватийа и анатолийская ветвь суфийского движения Ахи. Суфийские центры Накшибандийа и его ответвления Алавийа действовали в северо-западной зоне Азербайджана – в Шеки, Гахе, Балакене, Загатале. В Ленкоранском районе в сел. Шыхакяран действовали суфийские центры шейха Захида (XIII век), Пенсар (Бутасар) Сеййида Джамаледдина (XII–XIII вв.); в сел. Шыхлар (Джебраильский р-н) – суфийское общество Кадирийа; в сел. Шыхлар (Хачмазский р-н) – Мовлана шейха
Юсифа (XIV в.); в сел. Хазра (Габалинский р-н) – шейха Мансура (XIV–XV вв.); в сел. Пирвахид Губинского района – ханака суфийского шейха Халватийа и т.д.
Ханака – просветительские и культурные центры возникали вдоль важных торгово-караванных путей. Долгие годы они играли значительную роль в политической жизни. Из комплексов, расположенных на торговых путях, следует назвать ханака Баба-Самита на торговом пути БакуДжавад; Мовлана Юсифа на пути Баку-Шабран-Куба, Таира Тадж ал-Худа б. Али Мадакани на пути Баку-Шемаха-Джавад-Ардабиль, ханака Шейха
Джамал ад-Дина, Шейха Захида, расположенных вдоль торгового пути Ленкорань-Астара, ханака Шейха Тахира ал-Худа Мадакани, расположенного на дороге Шамаха-Джавад-Ардебиль и др. В Азербайджане сохранилось большое количество памятников, связанных с суфийскими шейхами. Очень много в Азербайджане сел, именумых одинаково – Шихлар (Масаллинский, Сабирабадский, Джалилабадский, Хачмазский районы), что говорит о том, что там действовали ханака. Шейхов и их мюридов после их смерти хоронили недалеко от ханаки и так появлялся «мазарлыг» – «кладбище шейхов», и, как показывает анализ, уже позднее, вся территория получала название «шихлар» («шейхи» – пос. Шихово; Абшерон). В Джебраильском районе в сел. Шихлар – действовало суфийское общество Гадирийа; в Хачмазском районе в сел. Шихлар –
Мовлана шейха Юсифа (XIV в.). В селении Шихакяран (Ленкоранский р-н) в XIII веке действовали суфийские центры шейха Захида (дед основоположника Сефевидской династии). В селе Шихлар Джебраильского р-на действовало ханака братства Гадирийа (XIII–XIV вв.) – сохранился восьмигранный каменный мавзолей Ших Баба, остатки подсобных помещений, остатки стен, окружавших комплекс, кладбище. «Вокруг гробницы сохранились могилы его мюридов-последователей Абд-ар-Рахмана б. Шейх Хусейна, Шейха Абд ас-Салама ибн Шейха Гийас ад-Дина (ум. 27.7.1358 г.), Шейха Махий ад-Дина». Рассматривая суфийские обители Азербайджана, нужно упомянуть –
ханака братства Галандарийа. Ханаке шейха ал-Хусейна ибн Али, известного под именем Пир-Хусейн Раванан, принадлежало крупное вакуфное движимое и недвижимое имущество, драгоценности, она была известна далеко за пределами Ширвана. Анализируя археологические материалы и сохранившиеся надписи – можно сделать вывод о том, что в Ханака на р. Пирсаатчай строительство велось в период 1243–1303 гг. Как отмечает С.Б. Ашурбейли: «…ширваншахи уделяли большое внимание
строительству и украшению ряда ханака в Ширване: особенно ханака близ селения Наваги на реке Пирcагат, святыне Бибиэйбат близ Баку, Пир Мардакян в сел. Гейляр близ Шемахи и др.» Основные сооружения комплекса относятся к XII–XIV вв. В комплекс входили – мечеть с минаретом (представляющий собой в плане квадрат сечением 3х3 м выс. 17 м) и восьмиугольная в плане усыпальница, конюшня с помещением для конюхов, расположенная вне стен укрепления к юго-востоку; два обширных зала; шесть худжр; два вестибюля; ряд помещений в юго-западной и северной частях. Среди перестроенных из рибатов можно назвать Ханака шейха Баба
Иа’куба (XIIIв.; сел. Баба, Физулинский р-н) – в комплекс входили входной
портал, два больших зала, мечеть с минаретами цилиндрической формы, перестроенная из караван-сарая, два мавзолея, хозяйственные строения, подземный склеп, кладбище и многие другие сооружения. В ходе раскопок также обнаружены остатки оборонительных стен. Во время археологических исследований обнаружены 6 воинских захоронений, что позволяет предположить, что комплекс был построен на основе рибата. Суфийский комплекс Биби-Эйбат возник недалеко от древнего пира и
представлял собой четырехугольный замкнутый двор. Рядом с мечетью Биби-Эйбат (время строительства – конец VIII в.) была устроена усыпальница. В усыпальнице захоронена дочь седьмого имама Муса ибн Джафара Ас-Садик (Казыма). В комплекс входили мечеть с минаретом, южные и северные ворота, мавзолеи-усыпальницы, бассейны и ряд помещений. С южной стороны мечети была устроена открытая галерея, а с запада к мечети и усыпальнице примыкал минарет высотой около 20 м. В XIV веке на месте существующей ныне мечети Тезе пир существовала ханака Абу Саида Абдала Бакуви (потомок из рода Абу Саида Абу-л Хайра). Об этом упоминает А.Бакиханов: «впоследствии по разным смутным обстоятельствам в Ширване, мечеть и приемные комнаты были разрушены, а могила и келья засыпаны землей и ныне называется «Халифа Дамлары в 1232/1817 г.: Гаджи Касим бек, сын Мансур хана Бакинского,
открыл его могилу и келью и восстановил мечеть». В Ширване также были распространены общины братства Бекташийа и, в частности, его ответвления – дервишей «Баба Самита». Ханака Баба Самит действовала в сел. Шихлар Сабирабадского района. Баба Самит – основатель общины, его родословная вела от седьмого шиитского имама Мусы ал-Казима. Кроме того, следы последователей Баба Самита сохранились на Апшероне – на надгробиях в селениях Бузовны и Раманы. Их
отличительной чертой является то, что на них высечены слова основного
зикра «Дервишей Баба Самит» – «Нади Алиййан», прославлявшего имама Али (ум. в 661 г.) и взывающего к нему. К этому же братсву (бекташийа) принадлежал и Дедегюнеш – Кафиаддин Омар бен Усман, учёный, физик, философ, управлявший Ширванской академией Дар ул-улум в период правления Ширваншаха Фарибурза I (1063–1096гг.). Кафиаддин Омар бен Усман – дядя поэта и мыслителя Афзаладдина Хагани (XII в.). Место его захоронения ныне почитается как святыня и носит название Дедегюнеш пири (Шемахинский р-н). На территории селения действовал крупный медицинский центр.
Ханака братства Халватийа действовало и на территории селения Шихлар (Хачмазский р-н). Основоположник общины – Мовлана Юсиф Баба (VIII в.), философ и ученый. Ага Бакиханов отмечает, что шейх Молла Юсиф Мушкюрлю начальное образование получил в Мушкюре, затем, получил благословение у шейха Сейид Яхйа Бакуви на учительское звание. Из сооружений сохранилась гробница шейха (XIII в.) и мечеть XVI в.
Источник: Планировочные решения суфийских обителей в Азербайджане
Свидетельство о публикации №225081001322