Как жизнь, непостижима музыка...
Из Сети
"ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ И ИГОРЬ КРУТОЙ - ДЕЖАВЮ (2009) DVD5
Стихи Лилии Виноградовой
«Мудрость»
Жизнь — дежавю. Движенье по спирали.
Рождение и смерть. А в промежутке
Бесчисленное множество обличий,
Палитра чувств и алфавит идей.
Восход надежды и закат бессилья.
Святой и фарисей, поэт и пахарь,
Фигляр и трагик, супостат и жертва,
Пучина зла и апогей добра, —
Всё это человек — венец творенья.
Я знаю всё. Я ничего не знаю.
И всё же под конец пути земного
Творец во мне Гармонией звучит.
И свет всевышний следствием и целью
Единственно желанен и доступен.
Всё ближе, ближе и необратимей,
Я в этот свет шагну в конце пути.
И на излёте всей дороги жизни
В повествованьи оглянусь назад.
«Сомнения»
Зачем за Вергилием следом кругами познанья
Идти сквозь кромешную чащу исканий, сомнений,
Нести баснословную нежную тяжесть иллюзий
В мельканьи теней, как в тумане, любви первозданной
Пытаться найти, задыхаясь, единственный образ?
Как хочется жить! Но как страшно и как одиноко!
Как больно утраты, паденья оплакивать кровью…
Бессмысленных жертв грубой чёрствости, глупости, зверства —
Не счесть.
И по венам сквозь нас равнодушное время
Водою из Леты течёт в бесконечность, и снова
Обратно — отчаянье, блажь, откровенье, усталость…
Но не избежать мне дороги, ведущей по следу…
Музыкальный проект "Дежавю" - это уникальная постановка, аналогов которой в России пока не было. Это смешение классического вокал
выдающегося баритона мира Дмитрия Хворостовского, современной эстрадной музыки Игоря Крутого и поэзии Лилии Виноградовой
создавшей стихи на итальянском, французском и английском языках.
Позже к "Дежавю" присоединилась автор слов многих популярных хитов Лилия Виноградова. Однажды Лилии позвонил Игорь Крутой
предложил создать тексты на итальянском и французском языках к сочиненным им мелодиям: "Мелодии обрастали лирикой. Тексты
объединились одним героем, переживающим всю палитру чувств и эмоций, связанных с рождением, смертью, разлукой, любовью, радостью
бытия, наслаждением природой, иронией, фарсом".
Как рассказал режиссер-постановщик Алексей Сеченов, сценография концерта задумана в виде "волшебной книги, в которо
перелистываются странички нашей жизни, которые о чем-то напоминают, к чему-то подталкивают. Идея его такова, что оно все врем
возвышает планку и показа, и ощущения, и восприятия. На это нацелены видеоинсталляции, про это и танцевальное шоу… Равнодушным
шоу не оставит никого ".
Текст песен "Дежавю" Дмитрия Хворостовского (Из двух альбомов)
С цветущих холмов спускается рассвет.
Небо пьет из моря самую глубинную синеву.
Аромат кофе. Солнце в твоих едва проснувшихся глазах.
В простом зеленом стекле на белоснежной льняной скатерти луговые цветы.
Я целую тебя и ты мне отвечаешь.
С добрым утром, любовь моя!
Все так прекрасно, что реальность становится поэзией.
С добрым утром, любовь моя!
Ты самая упоительная роза в моем саду.
Навсегда.
Едва ли на мгновение, апрель,
Тот, самый странный, бело-голубой
Всплывет волшебным бликом ностальгии
Иллюзией повтора откровенья -
Единственный реальный Дежавю.
И эта акварель - конечно мы.
Уносит леденящим душу ветром
Как Чаплина нелепый котелок,
Меня, тебя и все, что было с нами.
Все дежавю, мой ангел, дежавю...
*******
Печальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты непроста,
Как жизнь, непостижима, музыка!
Везде, в любом краю,
Летишь ты с губ и клавиш.
Свистящую змею
И ту застыть заставишь, музыка!
Ты – и весенний гром,
И хлябь ночей ненастных,
Ты стала языком
Счастливых и несчастных,
Пусть в мире прижилась
Лишь часть твоих мелодий,
Твоя безмерна власть
Над теми, кто свободен, музыка!
На свете каждый миг
Мелодия родится,
Ты - сладостный язык
Дождя, ручья и птицы, музыка!
Ты – немота светил,
Молчание тумана,
Боль тех, кто долго жил,
И тех, кто умер рано, музыка!
Ты – и весенний гром,
И хлябь ночей ненастных,
Ты стала языком
Счастливых и несчастных,
Пусть в мире прижилась
Лишь часть твоих мелодий,
Твоя безмерна власть
Над теми, кто свободен, музыка!".
https://www.liveinternet.ru/
...Други!
Люди творческме часто не похожи на обычных, ведь в них горит Огонь!
Это и есть прекрасная психическая энергия,всеначальная, божественная! И чем больше её в человеке, тем он одарённее, гениальнее."Моцартами", "Бетховенами", "Чайковскими" не рождаются, но становятся в результате бесконечных трудов во многих воплощениях на Земле!
В.Н.
**************
1.«Всем побольше денег»: какой была
философия авангардиста Курёхина
В издательстве «Азбука» вышло переиздание книги «Немой свидетель», посвящённой
музыканту-авангардисту Сергею Курёхину. В ней собраны его статьи, журналистские и
писательские замыслы, а также тексты жанра «интервью с самим собой». С разрешения
издательства «Рамблер» публикует беседу Курёхина и журналиста Михаила
Болотовского. В ней музыкант предстаёт уставшим, непредсказуемым философом,
готовым рассуждать о воспитании детей, скандалах, чувстве юмора и любви к
приключениям.
Сергей Курёхин прожил короткую, но яркую жизнь. За 42 года ему удалось прославиться в
качестве журналиста, музыканта и автора множества мистификаций. Самым известным
розыгрышем его авторства стал телевизионный сюжет «Ленин-гриб». Ролик был показан
в эфире телепрограммы «Пятое колесо», одним из авторов которой был Курёхин. В ней
автор путём использования ложных научных аргументов и путаного повествования
доказывал, что советский политик Владимир Ленин на самом деле был грибом. Так
Курёхин хотел высмеять псевдонаучные передачи и продемонстрировать, что даже
самые абсурдные факты можно логически связать между собой.
Среди меломанов Курёхин прославился как лидер рок-группы «Поп-механика». Его
выступления сопровождались эпатажем и непредсказуемостью. Участниками коллектива
в разное время становились многие представители Ленинградского рок-клуба из рок-
групп «Кино», «Аквариум» и многих других. Хаотичный характер и умение во всём увидеть
нечто нестандартное сделало Курёхина культовой фигурой. Эти же качества делали из
него человека, у которого было невозможно взять интервью. В этом на личном опыте
убедился журналист Михаил Болотовский. Его беседу с Курёхиным, озаглавленную «Дети
— наше будущее», «Рамблер» публикует с разрешения издательства.
Сергея Анатольевича Курёхина я встретил в планетарии. Дело в том, что одну из крупных
звёзд, которую откроют в ближайшее время, насколько мне известно, назовут его
именем. На презентации новой звезды будет звучать курёхинская музыка, а
приглашённые смогут насладиться белыми грибами в клубничном соусе (любимое блюдо
маэстро). Кроме того, каждому гостю вручат по ветке САКУРы, срочным разведением
которой занимается сейчас администрация планетария. Почему сакуры — да просто это
анаграмма С.А. Курёхина! Короче говоря, в ближайшее время нас ждёт грандиозное шоу...
Впрочем, пока далеко не всё идёт гладко. Новая звезда ещё не открыта, и вдобавок
придётся переписывать фонограмму — один из сотрудников планетария по ошибке
вместо бессмертной курёхинской музыки записал «Лунную сонату» немецкого
композитора Бетховена. Видимо, поэтому Сергей Анатольевич был опечален и
разговаривать со мной явно не хотел.
— Давайте сменим тему, — сказал он мне, не дожидаясь первого вопроса.
— Конечно давайте! — немедленно согласился я, фальшиво улыбнувшись.
— Будем говорить серьёзно, — предложил он, с тоской посмотрев на меня. — Вы, наверное,
ждёте от меня каких-то глупых шуток?
— Разумеется, — признался я. — Первое апреля наступает.
Новости Личные финансы Родители и дети Здоровье Ещё
— Я серьёзный человек, отец троих детей. Они все кричат, их нужно вовремя кормить.
Повторяю: я очень серьёзный человек.
— Сергей Анатольевич, я предлагаю вам стать главным редактором нашей газеты. Это
коллективная просьба всей редакции.
— К сожалению, я вынужден отказаться, дорогие мои... девушки. (При этих словах я
внимательно посмотрел на самого себя, потом оглянулся, но никаких девушек, к
великому сожалению, не обнаружил.) — Вообще, иметь печатный орган — моя давняя
мечта. Но я вижу иронию в ваших глазах, увы. Притом, вы понимаете, если я приду, газета
станет совсем другой. — И какие же перемены нас ждут?
— Во-первых, я немедленно изменю название. Введу больше крови и патологии.
Например, «Пять углов преступления». Во-вторых, сменю эмблемку. Этот чудный юноша,
который бежит куда-то и размахивает руками, — он такой правильный... Я бы ввёл какую-то
патологию — типа отсутствия одной руки или ноги.
— Года два назад в интервью нашей газете вы сказали, что она всем хороша, только
скандалов не хватает...
— Нет, скандалов не надо. Я резко изменил свои взгляды. Наоборот, добропорядочность,
гармония, простые, хорошие человеческие чувства... Вам не хватает ярко выраженной
идеи. Кроме того, газету ничто не выделяет из остальных. Я бы сделал её ядовито-
зелёного цвета или ярко-оранжевого, такого мерзкого... Нужно думать о детях. Вы,
надеюсь, знаете, что дети — это наше будущее?
Совершенно ошеломлённый, я покачал головой. Такая оригинальная, потрясающе свежая
мысль мне и в голову как-то не приходила.
— Детей и подростков интересуют вещи, о которых вы не пишете. Я не видел ни одной
статьи о Дэвиде Тибете (музыкант такой. — М. В.), об индустриальной музыке, об Адольфе
Гитлере, о вреде пьянства, наконец. Я знаю подростков, которые выпивают. Это
настолько омерзительно, глупо, бессмысленно! А Россия — молодая страна. Даже
младенческая. У неё интеллект только формируется. У вас какая зарплата?
Я испуганно пошарил в карманах, понимая, что у меня будут одалживать деньги, но, не
найдя ничего, с облегчением вздохнул и назвал цифру.
— Ну, это ничего, — одобрительно сказал Курёхин. — Это что-то около десяти долларов
выходит? Или около трёх?
— Больше!
— Двенадцать, — убежденно сказал он. — На банку кока-колы. А вы ещё предлагаете мне
стать редактором вашей газеты, да ещё главным! Кстати, будь я редактором, вас бы
уволил в первую очередь — за скептицизм. Давайте сменим тему...
— Вы любите приключения?
— Я люблю приключения в катакомбах. Подземные приключения. Я бы в катакомбах
разместил сеть ночных клубов.
— И вы советуете нам...
— Я не могу предложить ничего позитивного — кроме как для самого себя и для круга
близких друзей. Я не хочу навязывать своё мнение. Я не пропагандист. Есть вещи, которые
я ценю, и вещи интимные, к которым я стараюсь никого не допускать...
— Вы человек открытый?
Новости Личные финансы Родители и дети Здоровье Ещё
— Теоретически — да.
— В школьные годы много было неприятностей, связанных с вашим характером?
— Сначала всё шло в нормальном русле — учёба, отметки... А потом в пятом классе
произошёл перелом — от человека, который приемлет всё, до человека, который не
приемлет ничего.
— Отсюда и ваша любовь к скандалам и разным эксцентричным действиям?
— Я терпеть не могу скандалы, считаю их безвкусицей и пошлостью. Просто есть
несовпадение между внутренним движением и внешним. Это рождает трение. Я позволяю
себе делать то, что считаю нужным.
— А что вам больше всего мешает?
— Мне ничего не может помешать... Впрочем, это всё личные вопросы. Давайте сменим
тему...
— А что вас интересует больше всего?
— Меня интересует область сакрального.
Я испуганно посмотрел на Сергея Анатольевича, и он, вздохнув, объяснил:
— Сакральное — это область таинственного, имеющая под собой ритуальную основу.
Понятно?
— Нет, — признался я. Он удовлетворенно кивнул:
— А область таинственного, не имеющая своего ритуала, — это не сакральное, а Говно-На-
Палке. Понятно?
— Вот это уже понятно, — отвечал я.
— Сакрального в жизни очень много. Это область, которая всегда свежа, а свежесть — это
то, что я больше всего ценю. Есть глупости, которыми я интересовался всю жизнь,
философия, например. Раньше я старался всё это скрывать, а теперь — нет... Признаться,
больше всего на свете я боюсь двух вещей — головной боли, потому что, когда болит
голова, ничего не пишется, и философии, потому что от неё начинает болеть голова.
Встретиться под первое апреля с философом — весёленькое дельце! Я было схватился за
голову, но Курёхин сказал... Как вы думаете, что сказал Курёхин? Правильно!
— Вы ещё не решили, как будете праздновать конец второго тысячелетия? — решил я
выпендриться и задать навороченный вопрос.
— А оно уже давно прошло!
— То есть как это — прошло?
— Очень просто. В связи с новыми астрономическими открытиями пересматривается вся
астрология как лженаука. Сейчас уже известно, что знаков зодиака на самом деле
больше, чем это принято считать. И время идёт вперёд тоже быстрее. Я недавно купил
несколько древних книг по календарям и хочу сейчас сделать для вашей газеты
специальное заявление. Двухтысячный год прошёл где-то пять-шесть лет тому назад, а
вы этого даже не заметили.
— И чем это нам грозит?
— Ничем не грозит. Однако давайте лучше сменим тему.
Холодный пот градом катился со лба. Мне казалось, что за пятнадцать минут общения я
переменил по крайней мере тридцать тем, и всё безуспешно. Курёхин по-прежнему
наотрез отказывался шутить, или, быть может, всё то, что он мне поведал, на самом деле
было совершенно несерьёзно. Он то и дело поглядывал на часы, очевидно боясь, что они
окончательно уйдут вперёд. Иногда взгляд его скользил куда-то вверх, к куполу
планетария, и мне казалось, что он рассматривает свою пока ещё неоткрытую звезду и
одновременно ругает нерадивого работника, перепутавшего его с Бетховеном. Как
человек упрямый до неприличия, я сделал ещё одну попытку.
— Вот у вас трое детей — одному двадцать один, другому — одиннадцать, третьему —
полгода. Да ещё внук. А вы вообще детей любите?
— Я очень люблю детей и подростков. Взрослые меня совсем не интересуют — это люди,
которые остановились в своём развитии, — сказал он, участливо посмотрев на меня, — а
дети и подростки — они всё ещё идут вперед. Кроме того, они по природе романтики, а
романтизм для меня — категория положительная. Давайте сменим тему.
— Давайте, — согласился я обречённо.
— Я могу ещё кое-что пожелать читателям вашей газеты, — вдруг сказал Курёхин. —
Девушкам побольше юношей. Юношам побольше девушек. Всем вместе побольше денег.
Лимонада не пейте — желудок испортите. Книги читайте только специальные и нужные —
их вообще сейчас очень много развелось. Оберегайте себя от информационного
нашествия. Лечите болезни. Спортом занимайтесь, но умеренно, не делайте из этого
культа. Оранжевый цвет не носите — безвкусица, девушкам дарите цветы. Какие цветы
человек дарит — показывает, что у него внутри. Цветы — это достойно мужчин и
поддерживает романтизм...
— Так вы тоже романтик?
— Не отвлекайтесь. Ещё переходите от кислот к щелочам, а то многие сейчас увлеклись
кислотами. Занимайтесь наукой. Настоящий романтик сейчас — это человек науки. Её
надо поднимать.
Я так сосредоточенно следил за ходом его мысли, что на полном автомате нагнулся,
чтобы поднять, не сообразив, что науки там нет, с трудом разогнулся.
— Кроме того, слушайте музыку Дэвида Тибета, слушайте любую постиндустриальную
музыку. Не читайте газет с плохими названиями.
https://weekend.rambler.ru/muzyka
*************
2.Чарли Чаплин оказался в центре
грандиозного секс-скандала,
похоронившего его репутацию?
Имя Чарли Чаплина известно всей планете — он стал одной из первых кинозвезд,
пользовавшихся международной популярностью, его работы повлияли на развитие всего
киноискусства, а его образ по праву оказался одним из самых узнаваемых в истории
мировой культуры. Куда менее известна хроника того, как Чаплин в пух и прах рассорился
со страной, в которой и пришел к популярности. А ведь в этой любопытной истории
замешаны коммунизм, Вторая мировая война, Адольф Гитлер, секс-скандалы и слежка
ФБР. Подробности — в материале «Ленты.ру»
Бродяга и диктатор
Чарли Чаплин поднялся на олимп мировой славы с самого дна, из лондонских трущоб.
Родившийся в семье нищих артистов, он с раннего возраста вынужден был работать —
помогал в парикмахерских, убирал мусор в мюзик-холлах, выступал статистом в
водевилях. К сцене мальчик был приучен с детства. И именно благодаря сцене Чарльз,
которому едва исполнилось двадцать, оказался в Голливуде.
Там молодой артист создал нарочито нелепый, ставший культовым образ маленького
бродяги. То и дело норовящий слететь котелок, чрезмерно большие ботинки, узкий
пиджак и широкие штаны, усы щеточкой, трость. Сперва маленький бродяга появлялся в
эпизодических ролях, затем встал в центре сюжета в короткометражных картинах, а
вскоре Чаплин уже писал сценарии и самостоятельно снимал фильмы с собой в главной
роли.
Образ маленького бродяги был универсальным: он мог быть цирюльником,
золотоискателем, грузчиком, уборщиком, заводским рабочим, циркачом — и при этом в
душе быть поэтом, мечтателем, джентльменом и одиноким искателем приключений. Этот
культовый персонаж немого кино не говорил на каком-то определенном языке, а значит,
говорил на всех языках сразу, откликаясь в душах зрителей не только в Америке, но по
всему миру.
Всего в эпоху немого кинематографа Чаплин создал — зачастую самостоятельно
финансируя съемки — десятки картин, а в 1919-м стал одним из основателей
кинокомпании United Artists. К этому моменту он был не просто одним из ярких
представителей быстрорастущей киноиндустрии — он стал ее огромной и неотъемлемой
частью. Именно из-за бешеной популярности Чаплин мог позволить себе продолжать
делать коммерчески успешные немые фильмы даже тогда, когда эпоха немого кино
завершилась. В 1931-м вышли «Огни большого города», в 1936-м — «Новые времена».
Маленький бродяга должен был оставаться без голоса — в этом заключалась львиная
доля его обаяния.
Персонаж этот заговорил, когда молчать уже было нельзя.
Первым звуковым фильмом Чаплина стал «Великий диктатор», вышедший в 1940 году. И
именно с этой картины в жизни артиста начались большие проблемы.
Все для фронта
Антифашистская — по оценке самого Чаплина — картина вышла, когда пожар новой
мировой войны уже начал разгораться в самом сердце Европы, и моментально стала
хитом, но ее создатель нажил немало врагов. В это время США еще находились в
состоянии глубочайшего изоляционизма, а потому многие американцы были против
участия в войне на другом континенте. Не обрадовались сатире на Гитлера и в
Великобритании, правительство которой в то время пыталось вести относительно
нацистской Германии максимально нейтральную политику.
«Я стал получать пугающие сообщения от United Artists, пророчащие мне проблемы
с цензурой. Появились серьезные опасения, что в Великобритании
антигитлеровская картина вообще сможет выйти в прокат», — Чарли Чаплин, «Моя
Биография».
Год спустя произошла атака японских сил на Перл-Харбор и нейтралитету Соединенных
Штатов пришел конец. Чаплин же продолжил продвигать антифашистскую повестку — в
1942 году он уже публично призывал открыть против Германии второй фронт и
поддержать Советский Союз в борьбе с нацистами. Однако часть американцев была
против участия войны на другом континенте, другая — не видела смысла вмешиваться
борьбу коммунистов с нацистами, а кто-то и вовсе выступал с публичной поддержкой
последних.
За призывы к открытой борьбе Чаплин получил немало врагов. ФБР, которое уже и так
следило за знаменитым иностранцем, теперь взялось за него всерьез — актер стал
объектом не только постоянной слежки, но и травли в прессе, информацию которой
регулярно сливало силовое ведомство. В СМИ артиста совершенно бездоказательно
рисовали уже как главного коммуниста Америки, тайно спонсирующего революционные
ячейки и чуть ли не готовящегося совершить красную революцию на всем американском
континенте.
Когда Япония атаковала Перл-Харбор, американским изоляционизму и политике
невмешательства настал конец. Чаплин же продолжил продвигать свое послание — в
1942 году он призвал поддержать Советский Союз в борьбе с нацистами и открыть против
Германии второй фронт.
Но уже очень скоро Чаплину пришлось выступать на трибунах в суде — именно в это
непростое время артист оказался замешан в громком секс-скандале, который уничтожил
его репутацию.
Любовь и прения
Ее звали Джоан Берри. Когда Чаплин познакомился с ней в 1941 году, девушке едва
исполнился 21 год. Она хотела стать актрисой и уже вращалась в кругах состоятельных
американцев, в том числе водила дружбу с нефтяным магнатом Полом Гетти. Чаплин
помог Берри поступить в актерскую школу и даже оформил ей через свою киностудию
небольшое жалованье.
«Я не коммунист, но я гордо заявляю, что вполне их поддерживаю», — Чарли
Чаплин, в одном из выступлений.
Показания Берри об отношениях с Чаплиным сохранились в архивах ФБР, сотрудники
которого тщательно допросили бывшую возлюбленную артиста. Сексуальная связь
между ними возникла в 1941-м, после того, как Чаплин уговорил ее подписать контакт с
его студией; тогда же актер начал писать сценарий для премьерной картины Берри.
Последующие несколько лет Чарльз и Джоан регулярно встречались, хоть и не
ограничивали себя в любовных связях с другими людьми. Находясь в отношениях, Джоан
несколько раз беременела.
По другим свидетельствам, Берри была непростым человеком — ее неоднократно
задерживали за воровство, у нее были серьезные проблемы с алкоголем (позже она
более чем на десятилетие угодит в психиатрическую клинику). Близкие отговаривали
Чаплина от связей с Джоан, но артиста — по свидетельствам современников, большого
ловеласа — это не остановило. В результате молодая женщина чуть ли не помешалась на
Чарльзе, стала преследовать его — появлялась без приглашения, била окна в его
квартирах и угрожала самоубийством. Угроза была приведена в исполнение, когда они
расстались. К счастью, Джоан выжила.
Выжила и принялась судиться.
В разгар Второй мировой войны Чаплин из-за бывшей возлюбленной не вылезал из
судебных залов. В 1943-м Берри потребовала установить отцовство Чаплина над своим
ребенком. Артист отрицал родство и даже поначалу добился оправдания, но проиграл
дело на повторном рассмотрении. Защита попыталась представить в качестве
доказательства тест на тип крови и была разгромлена. Чаплину же припомнили его
бывших жен Милдред Харрис и Литу Грей — обе еще не достигли 18-летия, когда
обручились с актером.
Прокурор обвинил Чаплина в моральной распущенности и хищническом поведении в
отношении женщин, а затем ФБР организовало широкое цитирование обвинительной
речи в прессе. Не помогло общественному мнению и то, что в это же время 54-летний
Чаплин в четвертый раз женился. Новая жена актера Уна О’Нил ко дню свадьбы уже
достигла совершеннолетия, но все же была на 36 лет моложе супруга.
Чаплина признали отцом ребенка Берри, обязав, помимо алиментов, выплатить бывшей
возлюбленной пять тысяч долларов. Десять лет спустя Джоан откажется от претензий к
артисту, но к тому моменту он уже навсегда покинет США.
Исход бродяги
На этом судебные разбирательства не закончились. Следующий иск в адрес Чаплина
поступил уже от американского правительства. Знаменитого актера обвинили в секс-
траффикинге по закону Манна, запрещающему перевозку женщин между штатами в
«аморальных целях». В основу обвинения легли данные ФБР о том, что в 1942 году Берри
за счет Чаплина приехала к нему из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк.
Расплывчатые формулировки закона позволяли федеральным властям использовать его
для избирательного судебного преследования, в первую очередь знаменитых
афроамериканцев и эмигрантов, в течение многих лет. Жертвами этого закона, к примеру,
оказались боксер Джек Джонсон и — годы спустя — музыкант Чак Берри. Но в отличие от
чернокожих звезд Чаплина оправдали — жюри присяжных стало очевидным, что актера
преследуют по политическим мотивам.
Связанные с Берри скандалы тянулись долгие годы, но это было лишь началом больших
проблем для Чаплина.
За поддержку коммунистов он стал легкой мишенью для политиков. В 1945-м Сенат
впервые попытался завести на актера дело с целью его депортации из США, однако ход
делу не дали. Инициатор процесса, сенатор Уильям Лангер, затем возмущался на
слушаниях, что «такой человек, как Чарли Чаплин, с его коммунистическими симпатиями,
с его неиссякаемым списком нарушений закона, изнасилований и соблазнения 16- и 17-
летних американок, остается в стране». Чаплина также обвиняли в организации канала
нелегальной эмиграции в США, а в его решении не получать американское гражданство
увидели оскорбление нации.
В 1946-м артиста планировали вызвать в комиссию по расследованию антиамериканской
деятельности, куда он публично пригрозил прийти в образе маленького бродяги —
представив, какое шапито получится из слушаний, конгрессмены передумали
связываться с Чаплиным. Общественность и без того повернулась к британцу затылком —
его «Месье Верду» 1947 года был встречен толпами пикетчиков, призывавших
американцев не смотреть картину сторонника коммунистов.
«Месье Верду» стал первым фильмом Чаплина, провалившимся в США.
Еще через пару лет, в 1952-м, Чаплин отправился в Европу представлять новый фильм
«Огни рампы». В это время директор ФБР Джон Гувер добивался аннулирования визы
Чаплина. Иммиграционное ведомство США объявило о том, что въезд в страну для актера
закрыт, когда он уже возвращался через океан в Нью-Йорк. Чаплину пришлось вернуться в
Европу.
***
Кинозвезда поселилась с супругой Уной в швейцарском Веве. В США Чаплин вернется
лишь через два десятилетия и то на пару дней, когда его пригласят на вручение «Оскара»
за музыку к «Огням рампы». Да, фильм 1951 года в США впервые показали лишь в 1972-м —
из-за обвинений Чаплина в сочувствии коммунизму его фильм был напрочь
проигнорирован американскими прокатчиками. В это время Гувер все еще руководил ФБР
— именно он устроил так, чтобы Чаплин посетил Штаты по краткосрочной визе.
А «ловеласная» эпоха актера, пришедшаяся на его время в США, сменилась эпохой
семейной. В браке с Уной у Чаплина родились восемь детей, последний увидел свет, когда
актеру было 72 года. Этот брак был заключен в самые тяжелые для Чаплина годы
публичных кампаний и судебных тяжб, и мало кто верил в его долговечность — но,
кажется, именно в нем артист нашел утешение на долгие годы.
https://family.rambler.ru
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
10 августа 2025 года.
Свидетельство о публикации №225081000149