Этруски к какой гаплогруппе их относят

Этруски, согласно генетическим исследованиям, принадлежали к различным гаплогруппам Y-ДНК, включая R1b, G и J2, при этом R1b была наиболее преобладающей, сообщает LiveJournal. Также были обнаружены женские гаплогруппы H, K, T2, U5.

Это был древний народ, населявший в I тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова и создавший успешную цивилизацию, которая предшествовала римской. Его первоначальная территория проживания стала позже областью Тосканой в центральной Италии. Этруски сформировались к 8 веку до н.э. за счет смешения местных племен и пришедшего с востока более развитого этноса. Выходцами с востока предположительно были неизвестные переселенцы из Лидии, эгейские пеласги или племя турша из числа «народов моря». Пришельцы осели на землях италийского племени умбров. Некоторые черты материальной культуры, искусства и религии этрусков напоминали культуры народов Малой Азии и Греции. Уже в конце 7 века до н.э. они объединились в конфедеративный союз двенадцати городов-государств, затем осуществили экспансию в разных направлениях. Римляне называли своих северных соседей «Etrusci». Это наименование могло восходить к древнегреческому слову (башня). Позже оно трансформировалось в «Tusci». Сохранились остатки городов, укреплений, храмов, гробницы и некрополи. Хозяйство: земледелие (пшеница, виноград, лен), животноводство, металлургия, торговля. Люди говорили на этрусском языке, чьи родственные связи не установлены. Его числительные очень отдаленно напоминали индоевропейские, тюркские или кавказские числительные. С другой стороны, этрусский язык был похож на ретийский язык в Альпах и лемносский на греческом острове Лемнос. Его основа могла тяготеть к иберийским языкам, лигурийскому, палеосардинскому, минойскому, этеокипрскому. Дополнительно он содержал анатолийские, греческие и прочие напластования, что отразилось на смешанном характере этрусского языка. Выявлены мужские гаплогруппы R1b, G, J2 и женские гаплогруппы H, K, T2, U5. Причем R1b четко преобладала. Судя по результатам генетических исследований, этруски по аутосомным компонентам были ближе к современным северным итальянцам, а дальше от сардинцев и сицилийцев. Родство с тогдашним населением Западной Азии оказывалось еще меньше. Поэтому генетический вклад гипотетических восточных мигрантов в позже сформированный этнос этрусков являлся небольшим. Среди этрусков не обнаружена гаплогруппа R1a и N1c, а их сходство с нынешними русскими по аутосомам составляло лишь 46,2%. За последующие тысячелетия у обитателей той же территории понизился процент атланто-средиземноморского компонента и североевропейского, но зато вырос процент кавказского компонента, гедрозийского и юго-западной Азии. Таким образом, произошел генетический сдвиг в сторону сицилийцев (южных итальянцев). Одновременно уменьшилась доля гаплогруппы R1b и G, при увеличении доли J2. По расовому составу древнее население Этрурии немного отличалось от типичных южных европеоидов существенным северным влиянием. Там присутствовал западно-средиземноморский элемент (меньше чем на юге), альпийский, динарский, какой-то нордический и другие. Также имелся в наличии сирид, названный К.Куном каппадокийским типом. Хотя это еще могла быть смесь арабида и арменоида, которая даст похожий эффект. Как отметил Б.Лундман, до сих пор в Тоскане встречается литорид. Этим термином он обозначал сочетание средиземноморских элементов с арменоидным.

Цитата из книги К.Куна «Расы Европы»:
«Черепные свидетельства из этрусских захоронений усиливают мнение, что эти неиндоевропейцы и несемиты были типичным примером древнего населения бронзового века Восточного Средиземноморья. Как и в случае населения из Эль-Аргара в Испании, среднее мезоцефальное значение черепного указателя скрывает присутствие резко выраженных длинных голов и круглых голов с двумя крайностями, в этом случае составляющими примерно равные пропорции. На самом деле метрические характеристики этих серий очень похожи, но этрусские черепа немного больше, что неудивительно, так как черепа из Эль-Аргара были по большей части достаточно небольшими.

Этрусские черепа заметно гладкие по рельефу поверхности, надбровные дуги выступают слабо; если смотреть сверху, то боковые стенки черепа являются не параллельными, как у более длинноголовых средиземноморских форм, а сходящимися, с максимумом ширины в области темени и узким лбом; орбиты высокие и округлые, а нос узкий. Этруски с типично ближневосточной формой черепа напоминают как каппадокийский тип, найденный в хеттский период в Алишаре, так и брахицефалов с плоскими затылками, появляющихся в кладбищах бронзового века на Кипре.
К римскому времени эти два типа смешались в большой степени в изменчивую мезоцефальную форму, к которой также во многом принадлежали и финикийцы.

Было бы трудно переоценить важность миграций восточно-средиземноморских народов по морю в Италию, Испанию и на острова между этими двумя полуостровами как в древнейшее, так и в более близкое доисторическое время. Множество людей иммигрировало особенно в Испанию и Италию. Они добавили к основному средиземноморскому населению неолитического происхождения ближневосточные элементы, которые можно все еще выделить среди сегодняшних итальянцев и испанцев. Долг римлян этрускам – как генетический, так и культурный – был особенно большим».
  Исследование Роберта Беекеса, он локализовал прародину Этрусков на северо-западе Малой Азии.

Беекес – известный специалист по индоевропеистике, автор этимологического словаря древнегреческого языка и одновременно исследования о догреческом субстрате.
Исходным моментом стало геродотово предание о выходе этрусков из Лидии, которое сталкивается с непреодолимыми противоречиями при попытке хоть как-то хронологически его привязать.
Беекес предположил, что к моменту миграции этрусков Лидия и лидийцы (именуемые у Гомера меонами) обитали вовсе не в античной Лидии, а севернее. Самих этрусков Беекес (как и многие этрускологи) считает не лидийцами, а их соседями – местным доиндоевропейским народом.

Хеттолог   -  Илья Якубович обратил моё внимание (за что я ему искренне благодарен) на альтернативную гипотезу, с которой выступил недавно Норберт Эттингер (Oettinger). Тот обратил внимание на следующее противоречие. Язык Лемносской стелы, которую тот же Беекес, как и многие другие этрускологи, считают одним из свидетельств выхода из Малой Азии, отличается от него незначительно, подавляющее большинство лемносских слов имеют аналоги в этрусских надписях. В то же время язык ретов в Альпах, хотя и родственен этрусскому, отличается от него настолько, что речь может идти о весьма давнем расхождении. Исходя из этого, Эттингер считает, что прародина этрусков, ретов и в целом «народов моря» могла быть в Италии, а Лемносская стела – это результат относительно поздней миграции этрусков из Италии в Эгеиду.

По «средней хронологии» (общепринятой в настоящее время-   древнехеттский период охватывает 1650 — 1500 гг. до н.э. (цари Хатту-силис 1 — Телибину), среднехеттский — 1550 — 1350 гг. до н.э. (цари Аллу-вамна — Тутхалия III), новохеттский — 1350—1200 гг. до н.э. (цари Суппи-лулиума I — Суппилулиума II).
Множество факторов указывает на то, что после Суппилулиумы I (т.е. в н.-хет. период) хеттский язык вымер. Языком общения стал лувийский, а хеттский получил статус официального письменного языка (в основном используемого в документах царского архива); о социолингвистической ситуации повохеттского времени см. Yakubovich 2008. По этой причине памятники новохеттского периода (особенно тексты, составленные в новохеттскую эпоху, а не переписанные с более древнего протографа) учитывались выборочно. Скажем, для анализа акцентной системы NS тексты признаются нерелевантными, но при широком статистическом исследовании орфографических правил, связанных со знаками для /и/, NS тексты используются на равных правах с OS и MS памятниками.
Для периодизации табличек принимается палеографические датировки т.н. Марбургской школы — Э. Ной, X. Оттен, Ф. Штарке, Й. Клингер; см. Kosak Konkordanz.
0.2. Предметом исследования являются наиболее существенные для нынешнего состояния науки вопросы хеттской графики, фонетики, морфологии, а также текстологии.
Хеттский язык, входящий в анатолийскую языковую группу, является древнейшим засвидетельствованным индоевропейским языком. Наряду с хеттским к древнейшему периоду архивов столицы хеттского государства Хаттусаса (с XVII в. до н. э.) относятся и некоторые другие анатолийские идиомы: палайский и лувийский, однако их данные достаточно скудны и двусмысленны. Следующая по древности фиксации индоевропейская группа — это греческие диалекты, но надежно дешифрованное крито-микенское линейное письмо В на несколько веков младше древне-хеттских табличек, кроме того система линейного письма В на порядок хуже клинописи приспособлена для передачи индоевропейской фонетики и морфологии, да и корпус и жанровый состав памятников принципиально уступает анатолийским.
Всё это делает хеттский язык исключительно важным объектом исследований для индоевропеистов, историков и культурологов.
0.3. Цели и задачи исследования. Одна из первоочередных целей работы — попытка определения орфографического или же фонетического характера того или иного феномена хеттской графики. Как известно, хеттская система клинописи (являющаяся адаптированной системой старовавилонского курсива северо-сирийского типа) плохо приспособлена для передачи индоевропейской фонетики и морфологии, следовательно фонетический анализ форм часто оборачивается нетривиальной задачей. Скажем хеттские глаголы с назальным инфиксом -пгп- теряют второе -ft- перед сочетанием согласных: от корня hark- форма 3 pi. выглядит как harnink-anzi, но 3 sg. как harnik-zi вместо *harnink-zi. Традиционно считается, что отсутствие второго -п- в инфиксе — орфографический феномен, и только недавно (Shatskov 2006) было показано, что мы имеем тут фонетическое падение -п-в консонантном кластере.
Вследствие уточнения чтений удается также поставить вопрос об установлении значений ряда темных лексем, что приводит к увеличению корпуса этимологизируемых хеттских основ. Аналогичные вопросы ставятся при помощи текстологического анализа методом критики текста.



В результате довольно оживлённой и интересной дискуссии с Ильёй Якубовичем я несколько подкорректировал свою собственную гипотезу о происхождении этрусков, которую на данный момент можно изложить в виде следующих тезисов.

1. После бронзового коллапса 13-12 вв. и где-то до 8 в. до н.э. этруски и родственные им народы свободно шастали по всему Средиземному морю от Палестины до восточного побережья Испании. При этом их собственная территория могла быть относительно небольшой (речь идёт о нурагической культуре на Сардинии и аналогичных «башенных культурах» на Балеарских островах, Корсике, Пантеллерии). Конкурентами им могли быть разве что финикийцы (не к тому ли времени восходит сотрудничество этрусков и финикийцев?).

2. Но где-то к 8-7 в. до н.э. обстановка меняется, государства Восточного Средиземноморья уже оправились от прежнего кризиса и стали вновь активно осваивать море. И у этрусков, которых с моря вытесняют более сильные и организованные конкуренты, впервые возникает экономическая необходимость в основании колоний. Этрурия в Италии - это удачная попытка, а Лемносская стела - это, видимо, след одной из неудачных попыток. Поскольку этруски околачивались у берегов Малой Азии ещё во времена Геродота, видимо, имели место и другие попытки, но безуспешные - куда этрускам было тягаться с тогдашними государствами, слишком поздно они опомнились.

Таким образом, лемносская надпись - это памятник не автохтонного населения, а неудачной колонизации раннеантичного периода. К этому же периоду наверняка восходит и слово nafoth.

3. Тем не менее, вышесказанное совершенно не исключает гипотезу о происхождении этрусков (или прото-этрусков), как и проторетов, из Восточного Средиземноморья, в более ранний период.

4. Лингвистические аргументы в пользу этой гипотезы, пожалуй, наиболее слабые и шаткие: это параллель между этрусскими tupi (страдание, кара), ana (этот) и хаттскими словами с аналогичным значением. Здесь весьма велика вероятность простого созвучия или совпадения неродственных языков.
 
5. Указания античных историков на миграцию этрусков из Малой Азии, легенды вроде сказания о плавании Энея и т.д. также имеют весьма относительную ценность, поскольку их хронологическая привязка весьма и весьма условна.

6. В материальной культуре этрусков, жителей нурагической Сардинии или даже "народов моря" много параллелей с Эгеидой, но вовсе не с Малой Азией, а скорее с минойским и микенским миром. При этом можно говорить с почти 100% уверенностью, что этрусский и минойский языки не то что не были родственны, но даже, скорее всего, относились к различным семьям (Яцемирский, я знаю, пытается доказать их родство, но приводимые им примеры похожи скорее на заимствования, контактную лексику).
 
7. Зато весьма весомым аргументом является генетика. Весьма редкая Y-хромосомная гаплогруппа G2a3a, частота которой в Европе исчезающе мала, имеет высокую концентрацию только в двух местах - с одной стороны, в Малой Азии, особенно в прибрежной части, а с другой - в Тоскане, на Сардинии и на восточном побережье Испании, т.е. в местах исторических миграций этрусков. В эту же "копилку" можно добавить и подробно описанные А.И.Немировским свидетельства контактов этрусков с Урарту, откуда они приобретали предметы культа (!).

8.  По этой причине миграция предков этрусков в Западное Средиземноморье из прибрежной Анатолии представляется мне вполне допустимой. По-видимому, миграция могла быть не одноразовым событием, а постепенным оттоком - так же, как и колонизация Америки. Возможно, стимулом послужило вторжение хеттов в Анатолию. Хетты, да и другие носители анатолийских языков, вели сухопутный, а не морской образ жизни, причём эти традиции сохранились и в античный период - стало быть, прибрежные жители, представители дохеттских культур, могли себя чувствовать относительно спокойно. До поры до времени. Но всё же, видимо, какие-то основания для беспокойства у них были, раз миграция началась, раз в античный период мы уже не встречаем по берегам Малой Азии доиндоевропейских народов, а лишь упоминания об их поглощении и/или порабощении носителями анатолийских языков (ликийцами - термилов, карийцами - лелегов, и др.).

9. Будучи сторонником малоазийского происхождения этрусков, я при этом совершенно не разделяю гипотезу Дьяконова (и его более позднего последователя В.М.Сергеева) о близости этрусского языка хуррито-урартским. Прежде всего, морфологически эти языки совершенно чужды друг другу. Могу предположить (нигде не найти этого полумифического дьяконовского доклада полувековой давности!), Дьяконов мог опираться на сходство имён - скажем, группа имён на -arna встречается и у этрусков, и у хурритов. Но общность имён нередко бывает следствием контакта. Опять же, хурриты и урарты, в отличие от этрусков, были совершенно не морским народом - это потомки куро-аракской культуры, мигрировавшей на Ближний Восток с Кавказа.

10. Что касается сходства вооружения "народов моря" с минойским и микенским, то могу предположить следующее. Контакты минойцев, а позднее микенцев, с Западным Средиземноморьем довольно хорошо подтверждены археологическими материалами. Возможно, минойцы, будучи относительно немногочисленными, рассматривали морские народы Западного Средиземноморья как своих союзников и вассалов, как проводников своей политики в этом регионе, поэтому охотно снабжали и оружием, и материалами. А вот когда, во времена Троянской войны, поток товаров из Эгеиды в Западное Средиземноморье резко сократился - там призадумались, поняли, что с бывшим гегемоном что-то неладно - и решили взять ситуацию в свои руки.

11. Что касается ретов, то они могли выйти из Анатолии с одной из предыдущих крупных волн миграции. Таких волн археология знает несколько, от раннего неолита до энеолита, дальше миграции пошли в противоположном направлении.


Рецензии