56 Москвее некуда. Что-то остаётся

МОСКВЕЕ НЕКУДА. (БАЛКОНЫ.)
                2018.   

- Не знаю, может быть, мама всё-таки согласиться с вами поговорить, или бумажки найдутся. Мы обмениваемся сотовыми.
- Да, вот ещё что. Вам привет от тёти Гали, дяди Валеры и  двоюродной (2) сестры Машки.    Помните, вы у них в гостях были после государственного экзамена.
Вы там пели,  вы там всем понравились.
Тётя Галя, мамина младшая сестра. Они от нас за прудом живут.
Господи! Староста бухгалтерш! Разве я у них выступал?
Конечно, помню. Конечно, всем приветы.
Дома сразу лезу на карту Москвы. Благо, все адреса известны.
Памятный путь Метро. Арка. Их дом поперёк. (Сюда я ни разу (0) не заходил.)
Потом, через узенькую улочку, пруд
Потом Аркашкин дом. (Впрочем, в семьдесят девятом (79) я ещё с ним не знаком.)
Потом «Кондитерская». (Действительно за прудом.)
               
                56 Москвее некуда.  Что-то остаётся.

И тут же чугунные ворота. Институт.   
Как тесен всё-таки мир,  как мал наш огромный город, и как удивительно тонка прослойка.  Просто нанотехнология  какая-то.

Да, я  и там специально побывал, где тот Центр находился, благо от дома недалеко.
Не сразу, правда, уже в третьем (3) тысячелетии (1000).
Хотел посмотреть,  для кого всё-таки отреставрировали.
Догадываетесь?  Правильно.  Снесли!   

Во всём другая история второй (2) песенки.  Разное с нами происходит. Разных людей встречаем. Разные книги читаем.  Разные фильмы смотрим.
Вот и пишутся разные песни. Просто, но интересно.   
А иногда и до просмотра кино дело не доходит.  Услышал название и…
Начало лета тысяча девятьсот семьдесят третьего (1973), вот-вот начнётся московский кинофестиваль.   Я не часто хожу в кино, но по нечётным годам,
в конце июня превращаюсь в самого настоящего фаната.   
У меня есть возможность, и я стараюсь посмотреть максимальное количество фильмов.  Обязательно два (2), часто четыре (4), случается и шесть (6) в день.
На столе пухлая пачка билетов во все задействованные залы города.
Я уже знаю многое о некоторых лентах, кое-что о многих, и почти все названия.
Среди них и «И дождь смывает все следы».   Мне хватило.
(И отнюдь не мне одному (1), посмотрите – в инете целый список композиций
под одним названием.)
В общем, фильм я ещё не посмотрел, и решил, что «и» в моём названии
вовсе не обязательно.   

    ДОЖДЬ СМЫВАЕТ ВСЕ СЛЕДЫ.   (73.)   Песня.
 (Вступление. 1) 1-я и 3-я струны на 4-м ладу.  2) + 4-я на 3-м.  3) 1,3,5 на 4-м.
                1.
Дождь смывает все следы,               
След Христа, и след пирата.               
Словно занавес театра,               
Серая стена воды.               
Нет вчерашних декораций,               
Завтра будет другой спектакль,            
И он будет меняться каждый день.      

Дождь смывает все следы,               
Разве вы не замечали,               
Разве вы не замечали это.               
                2.
Дождь смывает все следы,
След охотника и зверя.
Дождь, как запертые двери
От неведомой беды.
Что за ними, никто не знает.
Может быть, там мусорный ящик.
А, быть может, земля иная там.

Дождь смывает все следы,
Разве вы не замечали.
Разве вы не замечали это.
                3.
Но он же ходит неустанно,
Вслед влюбленным и убийцам.
Дождь меняет чьи-то лица,
С них смывая грим обмана.
Что под ним? Нам важно это.
Может быть, там глаза пустые.
Может быть, там душа без света. Ночь.

Дождь смывает все следы,
Нет, что-то всё-таки остаётся.
Что-то всё-таки остаётся нам.

Видите, перед текстом словесное описание «вступления».
Вовсе не инструкция, как играть. Для игры на музыкальном инструменте,
в данном случае, гитаре, хватило бы нот.
Я сразу заявляю – надо не играть, а  пытаться имитировать  дождь (и не только).
И гитара, возможно, не лучшее устройство для реализации этой цели.
Об этом первая (1) часть моих комментариев.
У меня ещё раньше возникли мысли, что в песни, в музыку  надо впускать, встраивать внешние шумы.  Голоса природы и города.
Вставлял в записи и как фон, и как кусочек (семпл?!),  например, звук пилы.
Делал это, правда, примитивно, в накладку, на обыкновенной бытовой «Комете».   
Мне казалось, что идеальным аккомпанементом для «Дождя» была бы «партитура» вообще без участия музыкальных инструментов.
Я называл это для себя «сонором».  Слово не моё, услышанное, возможно, не совсем точно мною употребляемое.   Я и сейчас уверен, что не только новая классика,
но и  живой рок, как интерактивное общение с залом, явление, как бы это выразиться, помоднее, повыкобенистее, - не только постмелодичное,
но и не поддаётся стандартной полифонической записи.      
Вот именно этого  и не понял,  новоявленные интерпретатор.   
Возможно, он слушал запись, где я сам пою мелодию  по старинке.
Такое случалось. Во всяком случае, он либо не слышал тех моих рассуждений,
либо не запомнил их (что хуже), либо просто проигнорировал (что совсем плохо).  Наверное, ему показалось, что его прочтение круче авторского.
Видел, по крайней мере, в одном месте, что чужая фамилия появилась и в авторских скобках, не знаю уж, по чьей инициативе.
Но каких-то добавленных нот в новом старомодном варианте не наблюдается,
а важные аутентичные «звуки»  потерялись за украшательством.
Лучшие исполнители потому и лучшие, что хорошо понимают авторский замысел.
Исполнением, конечно, можно испортить любое произведение.
И самый низший, мерзкий уровень –  испортить «до неузнаваемости».
Но никакое «новое прочтение» не может улучшить «до неузнаваемости».

Может быть, я зря привлекаю к рассуждениям об одной песне, песню другую,
к тому же, очевидно, идеологически более значимую.
Но очень хочется проиллюстрировать, до какой иступлённой авторской категоричности доводили меня порой исполнители.

                СТОП - АРТ.
                (27.7.88.)   Песня.               
               
1.
                Мое дело вырастить ель               
                и это на каждый день,               
                А ваше - развесить к празднику               
                игрушки аранжировки.               
                Итак, исполнительский стиль
                по мне просто дребедень.
                Доползшие до оазиса
                не требуют газировки.
                Стоп-арт!               
                Искусство не может быть последействием.         
                Стоп-арт!
                Вот квазиискусство в автобусе рейсовом.
                Вторичность,    третичность,   100тичность,            
                статичность, стоп-арт!               
               
                2.
                Мое дело плюнуть на роль,
                не прав старина Шекспир.
                Актером быть недостаточно,
                актером быть недостаток.
                Вы дружно вращаете руль,
                но курс не меняет мир.
                По вашим визитным карточкам
                отпущены суррогаты.
                Стоп-арт!
                Искусство одно рождено планировать.
                Стоп-арт!
                Все формы заказа его нивелируют
                До пышек, до пушек, до туша,
                до чуши - стоп-арт!
               
                3.
                Мое дело пить горький эль,
                ваять пирамиду слов,
                Хотеть только права выбора
                и быть свободным от счастья.
                Для вас корчит клоуна Белль,
                альтиста-орла Орлов.
                Зачем вам на шее выродок
                и задница, словно ластик?
                Стоп-арт!
                Искусство и средство, и цель, и премия.
                Стоп-арт!
                Оно градиент человека во времени,
                Наш способ прорыва,
                все прочее просто стоп-арт!
               
                4.
                Мое дело вылечить быль,
                не ампутируя боль.
                Извлечь из нее энергию,
                непоправимую пользу.
                А в ваших наборах пилюль
                здорового духа 0.
                Изменчива мода нервная,
                на колее ее скользко.
                Стоп-арт!
                Искусство отныне не знак бессмертия.
                Стоп-арт!
                Смертельная хворь - катаракта коммерции.
                Контракты, контроли, конторы,
                казармы - стоп-арт!
               
                5.
                Мое дело искренне жаль,
                поскольку я самодур.
                Мой почерк самодостаточен,
                мое дело, что с ним делать.
                И вот, не включая рояль,
                бросаю листок в сундук.
                И только точными датами
                я дорожу, спелась спелость.
                Стоп-арт!
                Искусство всегда было в оппозиции.
                Стоп-арт!
                Искусство по сути своей прекогниция.
                Рекламность, режимность,
                и даже тиражность - стоп-арт!
               
               
                Диагноз искусства - стоп-арт!
                Начало регресса - стоп-арт!
               

Впрочем, категоричность всегда приводит к внутренним противоречиям.
После всех лозунгов, я очень внимательно отнёсся к аранжировке этой песни.
А как сконструированы и «аранжированы» сами стихи.
Но, согласитесь – песня хороша!
И «Дождь..» тоже отличная песня!
А какой искусствоведческий  фрагмент сформировался!
Перерыв сделаю.  Позазнаюсь с пол часика (1/2).   

Продолжение следует.  57МН…   
5 страниц.   219 строчек.


Рецензии