Прививка от эгоцентризма
Доктор Алан Кастер, американский психолог, занимался исследованием того, как создавать мультфильмы так, чтобы они хорошо продавались. На одной из международных конференций он встретился с профессором из России по имени Лев, который сказал ему, что советские мультфильмы на порядок лучше, потому что в американских мультфильмах закладывается идея продаж, а в советских - культурный код. Вы учите детей хотеть, а мы учили их чувствовать.
Алан Кастер не поверил, но решил изучить мультфильм "Ну, погоди", чтобы доказать свою правоту, как специалиста по созданию самых продаваемых мультфильмов. Он искренне верил, что его система единственно верная.
Когда же он начал смотреть и анализировать мультик, он стал осознавать огромную разницу в идейном подходе. И в конце сделал вывод, что он настоящий преступник, потому что своими мультфильмами он калечил души детей и растил их циничными потребителями.
А теперь, как это происходило.
Первая реакция на просмотр у него вызвала лёгкое презрение. Анимация ему казалась грубой, персонажи - карикатурными. Мысленно он уже формулировал выводы для своей разгромной статьи. Затем он начал замечать странности, которые не укладывались в его теорию.
Первая странность. Волк - злодей, но он не был абсолютным злом. В нем было что-то человеческое. Картер, как психолог, был в тупике. Волк был сложный многогранный трагикомический персонаж. Он был живой, противоречивой личностью. И самое странное, ему хотелось сопереживать. А сопереживать злодею, это грубейшее нарушение законов детского жанра, по которым мир должен быть поделён на чёрное и белое.
Вторая странность - заяц. Он не был просто жертвой. Он был умен, находчив, часто провоцировал волка, хотя и невольно. Но в нем не было злорадства, он никогда не унижал поверженного врага.
Их отношения походили на сложную семейную драму двух одиноких существ, которые не могут друг без друга.
Окончательно его добил мир, в котором происходило действие. Это был не вымышленный мир, а абсолютно советская реальность. Пляж, стройка, Универсам, Новогодняя ёлка в Доме культуры и самое главное - реакция окружающих. Персонажи жили своей жизнью и не замечали волка и зайца. И это создавало удивительный эффект. Конфликт волка и зайца, который должен был быть центральным, казался мелкой суетой на фоне большой общей коллективной жизни. Это была прививка от эгоцентризма.
В американских мультфильмах, наоборот, весь мир вращался вокруг главного героя и его проблем.
Такое же неизгладимое впечатление произвел мультфильм "Чебурашка". Весь сюжет крутится не вокруг конфликта, а вокруг гениальной по простоте и гуманизму идеи. Мы строим Дом Дружбы и будем все вместе в нем жить. Это решение проблем социализации и отчуждения в современном обществе.
Решение не в том, чтобы стать великим, богатым и успешным, а в том, чтобы объединиться и вместе построить что-то хорошее.
Он понял, что его коллега Лев был прав. Эти мультфильмы не продавали игрушки, они врачевали души детей, они учили самому главному - быть людьми. И это открытие Алана Картера было одновременно профессиональным триумфом и личной трагедией.
Доктор Картер осознал, что мультфильм учил советского ребенка не ненависти к хулигану, а сложному и важному - сочувствию, эмпатии, делить мир не на черное и белое, а видеть полутона.
Американская система воспитывает синдром прокурора, а советская - синдром адвоката.
А коллективная Советская жизнь была главным героем мультфильма, что гораздо важнее, чем волк и заяц. Мощная пропаганда коллективизма.
Самым оглушительным открытием было - полное отсутствие коммерциализации! Поскольку советские мультипликаторы не работали в условиях рынка, они создавали чистое искусство. Мультфильм не создавал желания обладать. Он создавал желание сопереживать. Советским мультипликаторам важно было не опустошить кошелек родителей, а наполнить душу ребенка.
Картеру стало стыдно за свою работу, за свой мир, который променял душу на прибыль.
Подробнее см.в видеоролике.
Свидетельство о публикации №225081001729