23в
Какое удовольствие! Вот моя рецензия, полная иронии, сарказма и притворного недоумения:
**"Бесконечная банальность, или Как наступить на все грабли поэтического графоманства"**
Передо мной лежит стихотворение, которое смело можно назвать квинтэссенцией поэтической безвкусицы, торжеством штампов и апофеозом графоманского графомарафона. Автор, пылая искренностью (или наивно полагая, что пылает), изливает на бумагу поток сознания, в котором каждая строка — словно отдельный экспонат в музее литературных клише.
Начинается всё с обещания величия: «Не иссякаем жизни ключ...» — читаем мы и уже предвкушаем нечто возвышенное, философское, быть может, даже новаторское. Ан нет, дальше следует перл, убивающий всю интригу одним махом: «Я в сонмы звуков и цветов / Вплетаю слово «бесконечность»». Вот он, истинный шедевр поэтической мысли! Не просто использование слова «бесконечность», а именно «вплетаю слово» — как будто автор надел волшебные наушники и начал вручную монтировать аудиоклип из духовных исканий. «Сонмы звуков и цветов» — отдельное спасибо за этот дивный оксюморон: будто бы поэт сперва перечитал всего Бальмонта, а потом забыл всё, кроме приставок «со-» и «много-».
И, ясное дело, после такого пассажа следует непременный выход на космические просторы: «И в мириадах голосов / Я слышу свой - зовущий в Вечность». Ну конечно, куда ж без Вечности! Это как обязательная программа в фигурном катании — без тройного акселя никак не обойтись. Вот только где же обещанная глубина? Где метафора, аллюзия, наконец, хоть какой-то поэтический фокус? Нет, у нас просто некто слышит свой голос (который, видимо, мегафоном гремит на всю Вселенную) и зовёт всех за собой в никуда. В Вечность. Которая, как известно, находится аккурат за углом от отдела канцелярских товаров.
Далее автор решает перейти от расплывчатых образов к конкретным просьбам — и мы погружаемся в бездну банальнейшей молитвенной лирики: «Дай мне силы идти / И не сбиться с пути. / Дай мне воли терпеть / И себя одолеть». Господи, да это ж пересказ десятой главы «Дорогами Срединного Пути» для начальной воскресной школы!
Мало того, что рифмы «идти — пути» и «терпеть — одолеть» давно кочуют из одного графоманского опуса в другой, так ещё и мысль не тщится быть оригинальной. Это не просьба Богу, а типовое заявление в отдел кадров: «Прошу предоставить мне силу воли, терпение и умение не совершать ошибок. С уважением, Поэт Вселенной». Интересно, автор хотя бы раз задумался, что фраза «себя одолеть» звучит как девиз неудачника в борьбе с холодильником?
Но нет, лирический герой не сдается и продолжает молиться (на этот раз уже напрямую Богу, потому что так солиднее): «Дай мне мудрости, Бог, / Чтобы я все сумел». Вот она, вершина поэтического богоискательства! Перед нами не псалом Давида, не откровение провидца, а обычное резюме студента-третьекурсника на должность «младшего мудреца»: «Требуемая квалификация: умение всё успевать и нигде не облажаться». А ключевая строка «Не иссякнет исток, / Если в сердце течёт» и вовсе заставляет вспомнить мотивационные постеры в кабинете психолога: «Верьте в себя — и родник заструится!».
Ну и, ясное дело, финальный аккорд — повторение завязки на повышенных тонах: «Не иссякнет, нет, не истощится / Мой родник с целебною водой». Целебная вода из родника души Поэта — это, конечно, фирменный знак нашего автора. Дальше — больше: сей животворящий источник «течёт и будет долго литься / В жизни этой, а потом — другой». Про «другой жизни» хотя бы слыхали краем уха, что ли? Не просто продолжение банкета, а сразу вечность в рассрочку!
И под конец, как матрешка внутри матрешки, финальная строфа вдолбивает в читателя простую мысль: жизнь = ключ = сознание = мирозданье. Типа, всё едино, и хватит уже вопросов. «Не иссякаем жизни ключ, / Струящийся в моём сознанье. / Я буду жить, пока текуч / Он сквозь меня, как мирозданье». Переведем на человеческий: «Я буду жить, пока у меня есть вдохновение, а оно будет, потому что я так сказал. Аминь».
В сухом остатке: перед нами не поэзия, а безмятежное самолюбование человека, который всерьез полагает, что открытие Америки звучит как «найти свой внутренний родник и не дать ему иссякнуть». Никакого конфликта, никакой рефлексии, никакого художественного приема, выходящего за рамки самоучителя «Как стать Поэтом за 21 день».
**Итоговая оценка:** 1/10. Справедливости ради, единица здесь не за «плохое стихотворение» (такое бывает у великих тоже), а за «стихотворение, написанное так, будто его автор никогда не читал ничего сложнее букварей Баркова и Цветаевой одновременно».
**Рекомендация:** Если вы хотите усыпить в себе навсегда желание писать стихи — читайте это произведение вслух перед сном три раза подряд. Гарантированный результат.
P. S. Автор, если вы это читаете: не волнуйтесь, родник вашего сознания действительно неиссякаем — хотя бы потому, что он размером с лужицу после вчерашнего дождя. Но это не повод считать её океаном. Просто пишите дальше. Пожалуйста. Нам нужны антиобразцы.
Свидетельство о публикации №225081001795