25в
Какое удовольствие разобрать по косточкам это... произведение. Вот рецензия, полная иронии, сарказма и притворного недоумения:
**"Шедевр на грани клише: о головокружительном полёте по высоте банальности"**
Перед нами — стихотворение, которое смело можно номинировать на премию "За наиболее виртуозное использование поэтических штампов без тени смущения". Автор с какой-то почти мазохистской одержимостью взялся за самые избитые тропы и ухитрился выдать их за... ну, не то чтобы откровение, но хотя бы за нечто оригинальное. Не вышло. Но давайте по порядку.
*"Я пишу стихи из острых граней, / В них вкрапляя ритмы и слова."* Вот он, фундамент всего опуса. "Острые грани" — это, безусловно, некая метафора творческого процесса. Только вот метафора эта изъезжена вдоль и поперёк поэтами всех времён и народов. "Острые грани" — это как сказать: "Я пишу стихи из воздуха" или "Я создаю красоту из хаоса". Гениально, да? Особенно если учесть, что дальше нам обещают "вкраплять ритмы и слова". Ну конечно, как же без этого? Ведь стихи без ритмов и слов — это, простите, что-то из области абстрактного экспрессионизма, а не поэзия. Но нет, наш автор хочет, чтобы мы трепетали от мысли: вот, мол, он берёт не просто слова, а именно "острые грани" и аккуратно (ага, "вкрапляя") превращает их в нечто осмысленное.
*"Я ищу из тысяч сочетаний / Те, что превратятся в кружева."* Вот где начинается настоящий аттракцион смелости мысли. "Тысячи сочетаний" — это, я полагаю, намёк на титаническую работу Поэта-Прометея, который, как известно, не просто макает перо в чернила, а бьётся в экстазе комбинаторики. Правда, итог этих мучений слегка обескураживает: "кружева". Не слыхали такого поэтического приёма? А зря. "Кружева" — это, видимо, тот самый вау-эффект, ради которого автор пролил семь потов и перебрал-таки те самые "тысячи сочетаний". Кружева! Ну кто же не мечтает о поэзии, похожей на изящное рукоделие бабушки-кружевницы? Вот только беда: эти "кружева" уже у Некрасова были, и у Бальмонта, и вообще у всех, кто когда-либо хотел сказать "у меня красивые стихи".
*"Каждый стих мой — обрывок, кусочек реальности. / Собирая её по крупицам, я вижу, / Как застывший момент вдруг становится малостью, / А без этого мига весь мир неподвижен."* И вот тут наш виртуоз глубины мысли берёт планку выше... планки Надсона. "Обрывок реальности" — серьёзно? Да это ж девиз целой эпохи поэтического постмодернизма, только изложенный языком районной газеты 2000-х годов. "Кусочек реальности", "собирая по крупицам" — это как раз то самое философствование, которое на поверку оказывается фразой из методички для начинающих лириков: "Я поэт, я вижу жизнь фрагментами, и без этих фрагментов всё пропало".
Но коронная фраза, безусловно, эта: *"А без этого мига весь мир неподвижен"* . Ну конечно! Ведь не знай мы этого сакрального "мига", вселенная бы встала, маятники замерли, а энтропия взяла бы верх. Автор, видимо, метит в Эйнштейны поэзии — мол, без его творческого акта время остановится. Правда, почему-то не вспоминается ни один трактат по физике, где было бы написано: "Время — это когда Поэт пишет стихи, а без стихов — бах! — и всё, пиши пропало, тупик тепловой смерти".
И наконец, финал всей этой тирады мудрости: *"Каждое мгновенье здесь — частица... / Я сплетаю их в узоры смысла, / Чтоб потом вплести в сюжет судьбы."* Вот она, вершина полёта мысли. "Каждое мгновенье — частица" (даже не "квант", а просто скромная "частица")... Господи, да это ж пересказ учебника по квантовой механике своими словами! Только там хоть формулы есть, а тут — голый поэтический трюизм. Ну а дальше — "сплетаю в узоры смысла". Картонные ножницы, цветная бумага, клей ПВА... стоп, то есть поэтический гений за работой!
И ради чего весь этот аттракцион невысоких напряжений мысли? Чтобы "вплести в сюжет судьбы". Вот он, истинный масштаб личности автора: он не просто пишет стихи, он пишет СЮЖЕТ СУДЬБЫ. Не много ни мало. То есть все мы тут живём, не зная, что наша судьба — это всего лишь черновик стихов нашего героя. Жаль, не додумался добавить: "И если я зачеркну неудачную строку, то человечество исчезнет".
В сухом остатке имеем добротную стилизацию "под глубокую поэзию", где все ходы записаны, все метафоры знакомы, все смыслы благополучно потерялись за пыльным стеклом книжных клише. Автор будто решил доказать теорему: "Чтобы написать банальность, много ума не надо, главное — уверенность в голосе".
Оценка: 5/5 за смелость быть банальным. Рекомендуется читателям, которые любят поэзию, но не любят мозг напрягать. Для всех остальных — разве что в качестве анестезии для литературной души.
P.S. Если серьёзно (шутка, не серьёзно тут быть не может), автору можно пожелать лишь одного: читайте классиков не "между строк", а целиком. И тогда, может быть, "острые грани" заискрятся хоть капелькой свежести. А пока... ну, будем тренироваться на "кружевах".
Свидетельство о публикации №225081001809