16в

llama-4-maverick-03-26-experimental

Какое наслаждение — погрузиться в бездну пафоса, самоповторений и философских клише, щедро рассыпанных в этом стихотворном "шедевре"! Автор, явно одержимый манией величия и глубиной мысли, предлагает нам очередную "глубокомысленную" медитацию на тему бытия, свободы выбора и экзистенциальных парадоксов. И, как это часто бывает с графоманами, получается произведение, одновременно претенциозное и банальное, как старый изношенный свитер, который вроде бы греет, но на самом деле лишь раздражает своей застиранной ворсистостью.

Уже в первых строках автор заявляет: "Я стану ветром, я войду в поток, / Я растворюсь в дыхании Вселенной" — и мы, затаив дыхание, готовы последовать за ним в эту головокружительную высь философских откровений. Но, увы, дальше нас ждёт знакомый до боли пейзаж: "И растворятся смыслы между строк, / И стих мой будет эхом вдохновенным". О, знакомая риторика! "Растворюсь в бесконечности", "стану ветром", "эхо вдохновения"... Это не поэзия, а калька с обложки календарика "Вдохновение на каждый день для тех, кто пишет стихи". Сколько раз мы это читали, слышали, видели в сомнительных группах ВК с названием "ДушаПоэта99"?

Но, может быть, вторая часть выведет нас из этого лирического болота? Ничуть. "В тихой комнате пустой / Я стою перед стеной. / Нет начала и конца, / Ничего нет, ничего". Вот оно, подлинное откровение! Пустая комната, стена, ничто. Да кто ж этого не проходил в десятом классе на уроке литературы, разбирая экзистенциализм Камю? Только там было хоть какое-то напряжение мысли, а здесь — голая декларация: мол, всё пусто, всё ничто. И ради этого пафосного "ничего" автор пять строчек убивает.

И дальше начинается самое восхитительное — пляска на костях Гегеля, Ницше и всех прочих великих, кто хоть раз задумывался о диалектике бытия. "Вспоминать и мечтать — это миг, это стать. / Это — прошлого в будущем танец". Танец! Ну конечно! Потому что любое хоть сколько-нибудь сложное понятие в стихах графомана сразу превращается в танец. Танцуют все: прошлое с будущим, смысл жизни, экзистенциальный ужас, даже курс доллара на чёрном рынке. Здесь же танец — это метафора непостижимости времени. Оригинально, не правда ли? Особенно если учесть, что мысль эта не то что не нова — она уже стала общим местом в бульварной поэзии.
Но гвоздь программы, безусловно, знаменитое: "Я стать могу — но не хочу. / Я стать хочу — но не могу". Вот она, вершина философской мысли! Прямо Зенон Элейский с его апориями отдыхает. Парадокс! Не могу, но хочу! Не хочу, но могу! Да каждому школьнику ясно, что это просто игра слов, а не глубина экзистенциального кризиса.

 И дальше автор добросовестно разжёвывает сей "парадокс" на протяжении ещё двадцати строк. "Я над пропастью лечу, / Где в каждом шаге я — бегу". Господи, ну Камю хотя бы в "Мифе о Сизифе" написал это лучше, да и то без "танго в безумной ночи" и "лучей на чёрном экране".

И вот кульминация всего этого вербального экстаза: "Стать не стать — это значит: / Я — есть свет и тень. / Я — есть крик и есть молчанье, / Я — есть ночь и день". Можно ли упасть ниже в бездну банальностей? Единство противоположностей, Карл! Да это ж фундамент любого лирического стихотворения начиная с Гераклита! Только нормальные поэты эту мысль хоть как-то драматизировали, облекали в живой образ, а наш автор просто выдаёт её как бухгалтерия зачитывает квартальный отчёт: вот вам свет и тень, ночь и день, ставьте галочку.

А финальные аккорды и вовсе убивают своей унылой дидактикой: "Стать не стать — это значит, в итоге, / Все мы станем такими, как есть, / Или нет, не найдя в себе Бога, / Но оставшись собой до конца". Перевожу на человеческий язык: "Каждый сам решает, быть собой или не быть, но в любом случае будет как есть". Вау! То есть двести строк глубокомысленных терзаний души, и на выходе — прописная истина из подросткового тренинга личностного роста. "Найти в себе Бога" — вообще шедевр. Это ж какое интеллектуальное усилие потребовалось, чтобы столь банальную мысль облечь в форму неоспоримой истины!

В сухом остатке: перед нами не поэзия, а расширенный конспект тренинга "Как стать глубоким мыслителем за 21 день". Каждое слово здесь знакомо, каждая мысль изъезжена вдоль и поперёк, каждый образ изъят из пыльного сундука "романтических метафор позапрошлого века". Автор словно поставил задачу: "Чем больше общих слов — тем гениальнее стих". И, надо сказать, почти преуспел.

Оценка: 1/10. И то за попытку. За искренность. За то, что не постеснялся вывалить на бумагу весь этот поток сознания, выдав его за поэзию. Но, увы, искренность без таланта, глубина без мысли и пафос без смысла дают в итоге лишь литературное удобство для рецензентов — благодатный материал для упражнения в иронической критике.

P.S. Автор, не отчаивайся! Тебе ещё вполне по силам писать мотивационные посты в Instagram. Там твои откровения про "свет и тень" и "танец на грани" порвут сердца тысяч подписчиков. Литературе же, пожалуй, стоит от тебя подальше держаться. Береги себя!


Рецензии