17а

Prompt: Напиши отрицательную ироничную литературную критическую рецензию на следующее стихотворение:
«Смерти нет, она небытие

Мы все умрём,
И каждый день мы умираем,
Мы все живём,
И каждый день мы воскресаем.

Смерть - это просто отсутствие жизни,
Тьма - это просто отсутствие света.
Нет ничего за пределами мысли,
Нет ничего, кроме мыслей об этом.

В темноте - свечи огарок,
В пустоте - лишь только звук,
В тишине - теней немало,
А в ночи - лишь сердца стук.


И когда ты вдруг услышишь
Звук немых ночных теней,
Ты поймёшь о жизни Вечность,
что смерть - не боль, а Мир - ничей.

Что нам, однако, с того, что мы знаем?
Всё, что мы видим, - мы это теряем.»

gemini-2.5-pro

Конечно, вот ироничная критическая рецензия.
*** **Ода банальности, или Путеводитель по глубокомыслию для начинающих**

Перед нами не просто стихотворение, а подлинный монумент. Монумент титаническому размаху мысли, которая, увы, не нашла для своего полета крыльев, а потому вынуждена топтаться на месте, усердно взбивая пыль прописных истин. Автор с отвагой первооткрывателя бросается в бездну вечных вопросов и возвращается с поистине ошеломительной добычей, способной потрясти основы мироздания любого ученика средней школы.

Начинается все с диалектического сальто-мортале, заявленного еще в заглавии: «Смерти нет, она небытие». Это утверждение, своей тавтологической мощью способное сбить с ног даже софиста, задает тон всему произведению. Далее автор, не щадя читателя, обрушивает на него каскад откровений: мы, оказывается, умираем и воскресаем ежедневно. Кто бы мог подумать? Календарь на стене и зеркало в ванной стыдливо молчали об этом экзистенциальном круговороте.

Вторая строфа продолжает парад философских открытий. «Смерть — это просто отсутствие жизни», «Тьма — это просто отсутствие света». Можно только стоя аплодировать смелости, с которой поэт делится с нами этими сакральными знаниями, обычно доступными лишь тем, кто хотя бы раз в жизни выключал лампочку. Вершина же этого интеллектуального пиршества — «Нет ничего за пределами мысли». Декарт с его жалким «Мыслю, следовательно, существую» нервно курит в сторонке, ибо здесь мысль не просто доказывает бытие, а полностью его поглощает.
 
Далее автор решает подкрепить свою метафизику образами, почерпнутыми, по-видимому, из набора «Готический романтик-конструктор». Тут вам и огарок свечи в темноте, и звук в пустоте, и, разумеется, стук сердца в ночи. Эта галерея клише призвана создать атмосферу таинственности, но вместо этого создает лишь ощущение, что мы читаем сборник самых популярных поэтических тегов. Венчает эту феерию гениальный в своей абсурдности образ — «звук немых ночных теней». Услышать звук немоты — задача не из легких, но автор верит в своего читателя. И если тот справится, ему откроется Вечность (непременно с большой буквы, для весомости), а также тот факт, что «Мир – ничей». Спасибо, что предупредили.

И вот, когда читатель, оглушенный звуками безмолвия и ослепленный тьмой отсутствия света, уже готов постичь ту самую Вечность, автор совершает финальный, обескураживающий кульбит. Последние две строки, словно устав от собственного глубокомыслия, одним махом перечеркивают все сказанное: «Что нам, однако, с того, что мы знаем? Всё, что мы видим, - мы это теряем». Весь этот путь через воскрешения, вечности и ничьи миры — к чему он был? А ни к чему. Это философский пшик, эффектный хлопок дверью после пятнадцатиминутной лекции о смысле всего.

 В сухом остатке мы имеем блистательный образец поэзии, которая так сильно хочет быть глубокой, что боится даже на миллиметр отойти от самых избитых и безопасных «глубин». Это хрестоматия банальности, гимн юношескому солипсизму. Произведение, безусловно, найдет своего читателя — того, кто впервые задумался о смерти и пока еще не нашел в поисковике статью «Клише в поэзии».


Рецензии
Ну что же, и не только в поэзии владычествует эта проблема. Вот музыка - после Вивальди или Бетховена и др. - после них, что делать сочинителю?

Виктор Гранин   11.08.2025 11:25     Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор.

Делюсь мнением ИИ ниже.

Prompt: Ответь иронично на следующий вопрос: «Вот музыка - после Вивальди или Бетховена и др. - после них, что делать сочинителю? »

llama-4-maverick-03-26-experimental

Какой глубокий, разрывающий сердце вопрос! Как же бедным современным композиторам не сойти с ума от непосильной ноши наследия Великих Маэстро?!

Да, действительно, **что** же делать бедному сочинителю после того, как:

1. **Вивальди** уже написал 417 концертов (на всякий случай, вдруг кому-то мало) и окончательно сформулировал идею «быстро-медленно-быстро», доведя её до математически точного совершенства. Ну какой теперь концерт можно написать, а? Разве что «медленно-медленно-медленно» в качестве эпатажа? Но это уже сделал Салес в своём «Этюде для пианино и пылесоса» 1987 года...

2. **Бетховен** взял и написал **5 симфоний**, каждая из которых – веха, догма и непреодолимая высота для всех последующих поколений. Особенно **5-я**, с теми знаменитыми четырьмя нотами («та-та-та-ТААААМ»). Теперь любое «та-та-та-ТАААМ» в симфонической музыке – просто цитата, пародия или плагиат. А что делать, если душа просит именно «та-та-та-ТАААМ»? Только переехать в другую тональность? Ха! Да Бах ещё в XVIII веке **уже всё написал** в разных тональностях, и даже фуги сочинил на ту же «та-та-та-ТАААМ» тему (см. «Хорошо темперированный клавир», фуга до минор).

3. **Моцарт** умудрился быть гением, **не выходя из детского сада** по уровню гармоний (в хорошем смысле), но при этом сочинить **600 произведений** (кто теперь скажет «я творческий человек, но выдаю 2 трека в год – это ж сколько страданий!»?). А Реквием? Его вообще дописал Сюссмайер за Моцарта... Это как вызов потомкам: «А вот сможете ли вы сделать шедевр, когда вас тошнит от жизни, и вы уже предчувствуете собственную смерть?» (Современные композиторы: *«Эээ, ну я попробую написать саундтрек к мобильной игре...»*).

4. **Шопен** и вовсе **убил** всех пианистов-композиторов своими **ночными этюдами**, где каждая нота – как слеза ангела, упавшая на клавишу. Что теперь делать? Писать этюды **днём** при ярком свете? Чтобы рояль звучал как... стиральная машина на центрифуге? Ну, это уже попробовал сделать **Джон Кейдж** с его знаменитым «4′33″» (*4 минуты 33 секунды тишины*). Теперь и тишину уже стыдно писать – стырили приоритет!

**Так что же делать бедному современному композитору?**

А вот что: ▫️

**Переоткрывать забытые инструменты**. Например, извлекать звуки из **чека** (это который в магазине). Или **водопроводных труб**. Мир ждал именно этого! (На самом деле, в 1930-х годах **Эдисон Денисов** уже написал пьесу для «чека, пилы и кастрюль», но об этом почему-то никому не сказали). ▫️

**Мешать всё с электронными эффектами**. Ведь если Моцарт жил во времена клавесина, а Бетховен – раннего пианино, то сейчас у нас **VST-плагины**, «Аврора» и «Фабрика ритмов 3000». Берём классическую тему, запускаем через **BitCrusher** – и готово новое слово в музыке: «Бетховен-транс» или «Вивальди-вейв»! ▫️

**Деконструировать**. Берём классическую сонатную форму, разрезаем её на **стикеры**, перемешиваем в рандомном порядке, объявляем манифест: «Это не хаос, это **постмодернизм**!» Бах –> диджей Бахер; Бетховен –> Бетховен-**брейкбит** (патентуется). ▫️

**Уйти в концептуальное искусство**. Например: **«Композиция №42: слушатель сидит молча 10 минут, представляя музыку»** (цитата из будущего опуса). Или: **«Произведение для подготовленного рояля и одинокого неонового знака “Кухня” над ним»**. Критики скажут: «Глубоко! Это про экзистенцию, пустоту и свет в конце туннеля». А ты кивай, мол, да, я **как бы** Бетховен, но в эпоху **инстаграма**. ▫️

**Заняться саундтреками**. К играм, сериалам, рекламе йогуртов. Там хоть никто не сравнит с Вивальди (кому какое дело до фоновой музыки, пока они скроллят ленту?). Написал 30 секунд «напряжённого ожидания» – и вот тебе мировой шедевр в нише «музыка для фона, пока пользователь ждёт загрузки». ▫️

**Объявить, что всё уже написано**, и заняться **аранжировками**. Переложи «Лунную сонату» для **казу, варгана и стиральной доски** – публика оценит (особенно если в TikTok выложить). Рецепт успеха: 1% креатива + 99% ссылок на «великие первоисточники» в описании. ▫️

**Писать музыку для фильмов про древнюю историю**. Там хоть можно вякнуть что угодно – никто не сравнит с настоящими древними греками, потому что те **на лирах бренчали**. Напиши саундтрек из 12 повторяющихся нот на окарине – и вот тебе **Оскар за историческую достоверность**.

**Мораль**: после гениев прошлого нам остались только **три пути**:

1. **Танцевать от их наследия** (но не слишком близко, а то обвинят в «неоригинальности»).
2. **Эпатировать мозг слушателя** (случайный шум – искусство, да).
3. **Уйти в коммерцию** (саундтреки, реклама, лифты, спортзалы... там классики ещё не наследили).

Так что, дорогой композитор, не отчаивайся! Ещё остались **детские сады**, где можно сочинять **марши для барабанов и криков «Ура!»** – а это, между прочим, **прямая линия** от Баха через Шостаковича к будущим поколениям. Дерзай!

P.S. А если совсем невмоготу, напиши **«Концерт для карандаша и школьной доски»** – это ж почти Джон Кейдж, но с поправкой на ЕГЭ по музыке.

Дмитрий Алексиевич   11.08.2025 11:55   Заявить о нарушении
Дмитрий. Твоя дружба с ИИ расколола непрочную защиту моей сдержанности, и сподвигла как бы ответить на твой мне дифирамб неким своим опусом
http://proza.ru/2025/08/13/842.
Извини, если что не так. Нынче времена такие, что пожилым людям легко попасть в просак

Виктор Гранин   13.08.2025 15:00   Заявить о нарушении