Тернистый путь Адмирала Флота

   Этот обзор книжных новинок августа, вышедших в издательстве «Вече», хочу открыть историческим романом Валентина Пикуля «Из тупика». Написан роман был в конце 60-х годов, когда ошеломляющая литературная слава «русского Дюма» еще не накрыла писателя огромными тиражами  и изданиями .В то время Валентин Пикуль находился как бы на обочине литературного мейнстрима . Первые его романы были далеки от «деревенской прозы», да и в «лейтенантской прозе» юнга Северного флота был не особенно поддержан, а  к рефлектирующим «шестидесятникам» он  и вовсе был не вхож. Уже тогда его музой была история Отечества. При чем, в отличие от забронзовевших мэтров исторического романа с их хрестоматийными эпическими героями Степаном Разиным, Емельяном Пугачевым и иже с ними, Валентин Пикуль искал новых героев, связанных с морской и революционной тематикой. Не случайно почти в тоже время, когда был издан  роман «Из тупика», появились романы «Моонзунд» и «Реквием каравану PQ -17».
   «Роман-хронику «Из тупика»,- признавался автор, - я писал горячо и страстно: ибо писал о любимом Севере. Именно при работе над этим романом я побил рекорд своей выносливости: просидел за машинкой кряду тридцать два часа без еды и сна, держась на крепком чае. Я так слился с ним, что долгое время, когда я его закончил, мне как будто бы чего-то не хватало. Этот роман мне и до сих пор дорог...».
  Эта одержимость писателя своей самобытной исторической прозой и незаурядными героями привела его к  преждевременному уходу из жизни, не дав осуществиться «планам громадье». Но вот уже три, а может и больше, поколения читателей погружаются в историю Отечества, имея путеводную нить из романов и миниатюр Валентина Саввича Пикуля.

ХХХ
   Коль скоро мы начали этот обзор с морской тематики в творчестве Валентина Пикуля, продолжим наш разговор представлением интереснейших мемуаров Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. Они состоят из двух книг «Накануне» и «Курсом к Победе».
   Адмирал Н.Г. Кузнецов был свидетелем ожесточенных сражений на море и суше, участником споров в кабинетах Ставки и залах конференций.
   Под его руководством советский флот успешно противостоял гитлеровскому вторжению и добился победы. От первого до последнего дня Великой Отечественной войны автор воспоминаний фиксировал трудности и успехи Военно-морского флота СССР.
   В своих воспоминаниях адмирал рассказывает о героической борьбе моряков против захватчиков. В мемуарах рассматриваются основные военно-морские операции разных флотов, значимые сухопутные операции и сражения, в которых участвовал ВМФ.
   Адмирал, как член Ставки верховного главнокомандования, был в курсе всех планов советского командования и делится ими на страницах своих мемуаров.
   Особый интерес вызывают воспоминания Н.Г. Кузнецова о работе Ставки верховного главнокомандования, Крымской и Потсдамской конференциях и участии флота в разгроме японских милитаристов в 1945 г.
«Со временем я стал уверен в себе, упорнее отстаивал интересы флота и осмеливался возражать даже самому Сталину, когда считал это нужным для дела. На этом, собственно, я и "свернул себе шею"...» —вспоминал  Адмирал  Кузнецов.
   После войны  в  1947 году у Кузнецова случился спор с Сталиным по поводу развития флота, и адмирал был снят со своего поста. Спустя год его судил суд чести, вменяя ему  в вину передачу британцам секретных чертежей. Кузнецова признали виновным, понизили в звании до контр-адмирала, но сажать не стали. 
    В 1955 году адмирал Николай Герасимович Кузнецов, выдающийся главнокомандующий Военно-морского флота СССР, был отправлен в отставку. Несмотря на его орденоносное прошлое и значительный вклад в победу над гитлеровской Германией, его понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку с оскорбительной формулировкой «без права работать во флоте».
    Об этом и многом другом опальный адмирал мог бы рассказать  в третьей книге своих мемуаров. Но она не сложилась.То ли оттого, что сильно изменилась «политическая погода» в стране, то ли потому, что Адмиралам Флота «плакаться в жилетку» не пристало даже в мемуарах.

ХХХ

   А сейчас хочу представить любителям историко-приключенческого жанра три книги из серии «Мастера приключений». И начнем мы, конечно, с Вальтера Скотта.
   «...Единственный раз по душам поговорили Белинский с Лермонтовым, 4 часа продолжалась их беседа, и о чём же говорили они? Важнейшее место в их разговоре занимал Вальтер Скотт , его влияние на литературу.
   А в «Герое нашего времени»? Помните: всю ночь напролёт – и это перед дуэлью! – Печорин читает... Кого же? Конечно, Вальтера Скотта, роман «Пуритане».
    Джеймс Фенимор Купер (которого Белинский с Лермонтовым во время того памятного и единственного в своём роде разговора поставили наравне с «шотландским бардом») обратился к сочинению историко-приключенческих романов под сильным впечатлением от книг Вальтера Скотта.
   Бальзак называл «шотландского барда» не иначе, как гением, и стремился применить его повествовательный метод к современности.
   Гёте говорил: «Вальтер Скотт – великий талант, не имеющий себе равных, и, право же, неудивительно, что он производит такое впечатление на читающий мир.Он даёт мне обильную пищу для размышлений, и в нём мне открывается совсем новое искусство, имеющее свои собственные законы».
  Представленный в данном томе роман "Легенда о Монтрозе" повествует о восстании графа Монтроза в 1645 г. и о борьбе шотландских горцев за независимость от чужеземного английского владычества. В то время, когда Англия стала ареной битв между полками, верными королю Карлу I, и войсками парламента, Шотландия также оказывается расколотой на два лагеря. Стороннику короля графу Монтрозу удается, однако, объединить враждующие кланы, чтобы выступить против войск корыстного маркиза Аргайла, представлявшего интересы шотландского парламента.
   В отличие от Дюма и прочих создателей жанра «плаща и шпаги», у которых главное место занимает интрига, головокружительных приключений в романах Вальтера Скотта ( за исключением «Айвенго» и «Квентина Дорварда»), прямо скажем не густо. Зато истории сложных взаимоотношений Англии и Шотландии более чем достаточно. Причем за последнии четыре века лучше они стали.


ХХХ
   
   Имя канадского литератора Генри Бедфорда-Джонса мало о чем говорит нашим читателям, поскольку его книги в большинстве своем считались «пальп-фикшн» (макулатурой). Однако в его писательском наследии, а оно включает 200 романов, 400 новелл и 800 рассказов можно найти  и настоящие жемчужины жанра «плаща и шпаги».
    В этот том « Мастеров приключений» вошли три новеллы из цикла «Берега удачи» и роман «Блуждающий огонек», в котором появляется вездесущий граф Калиостро на фоне противостояния французской и английской разведок. А поскольку  кумиром для Генри Бедфорда- Джонса был  Великий Дюма страницы этого романа густо пропитаны ароматами мушкетеров.
   Все произведения Генри Бедфорда- Джонса выходят на русском впервые.


ХХХ

   Автор  книги «Ударом шпаги», шотландский врач сэр Эндрю Балфур, родственник Р.Л. Стивенсона и продолжатель его славных традиций, написал всего 4 романа, полных действия, интриг и романтики дальних странствий.
    В настоящий том «Мастеров приключений» входит первый из них — захватывающая историко-авантюрная одиссея «Ударом шпаги». Шотландец Джереми Клефан с детства рос не в длину, а в ширину. Слыл он одиночкой и книгочеем, но, несмотря на комплекцию, пристрастился к физическим упражнениям. Став лихим фехтовальщиком, Джереми решает отправиться в пиратский рейд с флотилией Дрейка в Вест-Индию. Его ждут абордажные схватки и драки в тавернах, акулы, змеи, шпионы, заговоры, контрзаговоры… и жгучая тайна на дне шкатулки.

   А наших читателей ждет несколько восхитительных недель с книгами, о которых рассказано в этом обзоре.


Рецензии
Уважаемый Виктор, прекрасная информация о нашей и не нашей литературе

Лиза Молтон   12.08.2025 09:07     Заявить о нарушении