Афонский Зографский монастырь и его связи с казака

Важно отметить, что Зографский монастырь на Афоне всегда был местом службы не только болгар, но и русинов, включая выходцев из Украины. Одной из таких фигур является известный украинский полемист и подвижник Иоанн Вишенский, также именуемый «Иоанн Русин», который жил в пещерах монастыря и отправлял множество посланий в Украину, подписывая их: «Писано во Святой Горе, в монастыре Зограф».

По мнению некоторых исследователей, с именем Иоанна Вишенского связано возникновение каллиграфического Евангелия-тетратки 1550 года, переписанного его земляком Лукой, который, вероятно, был его родственником. Также отмечается, что со второй половины XVI века в составе братии монастыря находилось немало иноков украинского происхождения.

В конце XVI — начале XVII века украинские и белорусские монахи в Зографе занимались переписыванием церковной и антикатолической литературы для отправки на родину. Известен украинский список Торжественника в двух томах, отправленный с Афона старцем Иоанном в 10-е годы XVII века.

Щедрыми жертвователями Зографского монастыря были такие украинские гетманы, как Иван Самойлович и Иван Мазепа, а также другие представители знатной украинской казачьей старшины, о чем свидетельствуют помянники монастыря. Важным источником информации о таких связях служит «Русский помянник», хранящийся в библиотеке Зографа, который охватывает период с 1639 года до русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Н. Мердзимекис отмечает, что этот документ является уникальным свидетельством тесных отношений Зографской обители с Украиной и Россией.

В другом помяннике, «Зографском», под 1666 годом упоминаются инок Иероним и архимандрит Иоасаф из Киево-Печерского монастыря. Сведения о русских и украинских монахах также встречаются в других помянниках обители. Более того, в монастырском Уставе за 1749, 1759 и 1766 годы упоминаются значительные пожертвования из России и Украины.

Эти факты подтверждаются архивными материалами Киевской губернской канцелярии, Киевской духовной консистории и Киево-Печерской Лавры. Например, в 1750–1751 годах представители Зографского монастыря посетили Украину для сбора пожертвований. В 1741 году бывший насельник Зографа Григорий, вернувшись из турецкого плена, подал прошение о поселении в Киево-Печерской Лавре, а в 1763 году из Зографа в Киев приезжал иеромонах Даниил, получивший большую партию богослужебных книг.

Учитывая, что в XVI-XVIII веках поездки монаха за пожертвованиями в Россию проходили через украинские казачьи земли, можно предположить, что Зографская обитель имела близкие контакты с казачьей старшиной начиная с эпохи И. Вишенского и П. Сагайдачного.

В целом, как отмечает игумен Петр (Пиголь), в XVIII веке большинство вкладов в монастыри Афона приходило именно с Левобережной Украины, где значительные пожертвования делали представители казачьей верхушки, включая генерального писаря и гетмана. Не удивительно, что благодаря поддержке богатых украинских меценатов при Зографском монастыре в 1747 году был организован отдельный скит, который, по информации из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, «принадлежал малороссиянам».
Іван Вишенський. Твори. К.: Дніпро, 1986. С. 171–173; Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины XVIII в. С. 115–117; Мицько I. З. Острозька слов’яно-греко-латинська академiя. К., 1990. С. 85–86.
35 
Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Зографския ман-р в Св. гора. София, 1985. Т. 1. С. 78–80. No 38; Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV-XVI вв. // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь на Афоне // Православная энциклопедия. 2009. Т. 20. С. 301–313.
36 
Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313.
37 
Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82–83; Сметанина С. И. Записи XVI–XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова // АЕ за 1963. М., 1964. С. 371; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313.
38 
Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года... С. 288, 295, 299.
39 
Ath. Zogr. slav. N 77; прежний шифр – II.б.16.
40 
Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Указ. соч. С. 63. Табл. 77–78; Снегаров И. Указ. соч. С. 34–35; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Сан-чес Л. К. Указ. соч. С. 301–313.
41 
Мердзимекис Н. Связи Афонского монастыря Зографу с царской Россией // Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материа-лы международной научно-богословской конференции. Москва, 1–4 октября 2006. М.: ПСТГУ, 2008. С. 253–254.
42 
Там же. С. 254.
43 
ЦГИАК Украины. Ф. 59, Киевская губернская канцелярия. Оп. 1. Д. 1878.
44 
ЦГИАК Украины. Ф. 59. Оп. 1. Д. 812. Л. 1–2.
45 
ЦГИАК Украины. Ф. 128, Киево-Печерская Лавра. Оп. 1.тип. Д. 70.
46 
Снегаров И. Културни и политически връзки между Болгария и Русия през ХVI-ХVIII в. София, 1953. С. 30–31; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Указ. соч. С. 301–313; Мердзимекис Н. Указ. соч. С. 251.
47 
Петр (Пиголь), игум. Русские иноки на Афоне в XVIII – нач. XX в. // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 154–159; Также см.: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года... С. 299.


Рецензии