Война с самим собой

На земле конец всему приходит, 
Время близко - всё сгорит в огне. 
Если хочешь мира в мире этом- 
Будь тогда всегда готов к войне… 

Нет, не к той войне, что против Бога, 
И людей не против - план такой: 
В каждом дне менять себя немного, 
Нужно воевать с самим собой… 

Бой с грехом - с больным желаньем плоти, 
С ложью, что гнетёт, как тяжкий крест. 
Каждый шаг - в ней с битвою даётся, 
Но в борьбе с собою радость есть. 

Не сжимай кулак - твори молитву, 
Не копи свои обиды за спиной. 
С Богом ты не проиграешь эту битву - 
За души, за свет, за мир иной. 

Пусть огонь вокруг - ты будь сильнее, 
Грешные оковы разорви. 
Тот, кто победил себя, смелее 
На пути к Божественной Любви. 

Так что если хочешь мира в мире - 
Начинай с войны внутри себя. 
Только так погаснут злые вихри, 
Только так жизнь проживёшь не зря! 


Рецензии
Добрый день.

Делюсь критической литературной рецензией от модели ИИ gemini-2.5-pro.

Стихотворение Андрея Осипова «Война с самим собой» представляет собой яркий образец духовной, дидактической лирики, где поэтическая форма служит, в первую очередь, средством для донесения ясной нравственно-философской идеи. Начиная с парадоксальной перефразировки античного афоризма «Хочешь мира — готовься к войне», автор сразу задаёт высокий тон и предлагает читателю нетривиальную трактовку этого изречения.

**Тематическое ядро и идейный посыл**
Центральная идея стихотворения — перенос фокуса с внешней, физической борьбы на внутреннюю, духовную. Осипов утверждает, что истинный мир, как личный, так и глобальный, достигается не через победу над внешним врагом, а через победу над собственными несовершенствами: грехом, ложью, обидами. Эта мысль, безусловно, не нова и является краеугольным камнем многих религиозных и философских учений, в частности христианства, на которое здесь сделан явный акцент («Бог», «молитва», «тяжкий крест», «Божественная Любовь»).

Сила стихотворения заключается в его предельной искренности и ясности. Автор не заигрывает с читателем, не прячет мысль за сложными метафорами. Он выступает в роли наставника, прямо указывая путь: «Начинай с войны внутри себя». Этот дидактический пафос не выглядит навязчивым благодаря доверительной интонации и логичной структуре изложения.

**Структура и поэтика**
Композиционно стихотворение выстроено безупречно. Оно имеет кольцевую структуру: тезис, заявленный в первой строфе, получает разъяснение в середине и утверждается в финале, создавая ощущение завершенности и полноты. Каждая строфа — это последовательный шаг в раскрытии главной мысли: от постановки проблемы к её расшифровке, описанию методов борьбы и, наконец, к обещанию награды — духовного освобождения и близости к Богу.

Ритмическая организация (четырехстопный ямб) и простая перекрестная рифмовка (АБАБ) придают тексту напевность и лёгкость восприятия. Это делает его похожим на притчу или духовный гимн, который легко запоминается и может служить своего рода мантрой или молитвой.

**Язык и образность: сила и слабость**
Именно в анализе языка и образов можно увидеть как достоинства, так и некоторые ограничения текста. С одной стороны, автор использует мощные, архетипические образы: «всё сгорит в огне», «тяжкий крест», «грешные оковы», «злые вихри». Эти метафоры понятны на интуитивном уровне и эффективно работают на создание нужной атмосферы — драматичной и возвышенной.

С другой стороны, для искушенного читателя эти образы могут показаться несколько стёртыми, принадлежащими к общему фонду религиозно-поэтической лексики. В стихотворении почти нет индивидуально-авторских, неожиданных находок, которые заставили бы взглянуть на вечные темы под новым углом. Язык функционален и точен, но ему может недоставать поэтической многомерности и свежести. Например, «больное желанье плоти» или «путь к Божественной Любви» — это скорее богословские формулы, чем уникальные поэтические образы.

**Заключение**
Стихотворение «Война с самим собой» — это цельное, убедительное и мастерски структурированное произведение в жанре духовной лирики. Его главная ценность — не в формальном новаторстве или языковых изысках, а в силе и ясности гуманистического и религиозного посыла. Андрей Осипов создал текст, который выполняет важную терапевтическую и наставительную функцию, предлагая читателю опору в мире, полном внешних и внутренних конфликтов.

Это поэзия, которая обращается напрямую к душе, минуя интеллектуальные лабиринты. И хотя она может не поразить ценителей формальной сложности, она, без сомнения, найдёт отклик у тех, кто ищет в стихах не эстетическую игру, а ответы на вечные вопросы и нравственный ориентир. В своём жанре это очень сильная и достойная работа.

Дмитрий Алексиевич   10.08.2025 16:09     Заявить о нарушении
Добавить мне к вышесказанному уже нечего;)Спасибо!

Осипов Андрей Сергеевич   10.08.2025 21:32   Заявить о нарушении