Популярно о физвокализе

     Когда я впервые привёл свою жену - певицу  к Анатолию Ивановичу Попову на прослушивание, то прослушав её он сказал: так ты будешь петь в Большом театре, а у меня ты будешь петь иначе -  физиологично. И он с Татьяной занялся тем, что стал очищать её манеру пения от всего искуственного и наносного, что навязывают педагиги вокала, молодым исполнителям. Молодёжь приходит к педагогам, как правило с неплохими Природными данными. И задача педагога развить в новичке уже заложенное Природой - Природный дар. Но Татьяна к тому времени уже побывала в "руках" педагога по вокалу "советской школы" и соответственно пришла к Попову уже с приличным богажом "знаний". И шаг за шагом, Анатолий Иванович используя оригинальные упражнения и приёмы, придуманные им тут же на ходу, стал "вычищать", вокал Татьяны от наследия "традиционной школы вокала" убирая всевозможные призвуки и формируя одновременно новое голосообразование. Говоря проще, он из сформированного уже комплекса звукообразования, стал убирать клетки не профессионалы, которые собственно и привносили те или иные призвуки и т.п. портящие физиологичное голосообразование. Такое голосообразование присуще всем детям, до определённого возраста, всем животным и птицам. Среди людей таким голосом у нас отличались, известный всему миру диктор советского радио - Юрий Борисович Левитан и его коллега Ольга Сергеевна Высоцкая. Они сохранили те принципы голосообразавания, что присущи детям от природы. И стал привлекать к функции голосообразования клетки, которым эта функция дана от Природы. Собственно говоря, настоящий педагог вокала, коим и был Анатолий Иванович, будет не навязывать ученику искусственно выдуманные приёмы обучения, а станет искусно развивать природой заложенные принципы голосообразования. К тому времени, по своему опыту, Анатолий Иванович уже многое знал об организме человека. Знал он и то, что клетки тела которые не являлись, профи в деле голосообразования, хоть раз привлечённые к этой функции, очень прочно держались за свои места. И заменить их на профессионалов своего дела, задача не простая и требовала прежде всего знаний и огромного труда, и терпения от педагога, да несомненно и от ученика. Ну, а то, что легче обучить новичка, чем переобучить "профи", это известно каждому педагогу, а не только вокалисту.
Когда же я, после того, как Анатолий Иванович, мог гордиться своей уникальной работой проделанной с голосом Татьяны, привёл её на прослушивание к Профессору В. П. Морозову и Татьяна, не распевшись, чуть ли не с порога запела в его лаборатории, Владимир Петрович жестом, остановил её и склонившись, над компьютером стал искать, как ему показалось причину сбоя. Как выяснилось компъютер, регистрировавший уровень резонанса, показал потрясающий результат - 47%! В то время, как в своей книге - "Искусство резонансного пения" Владимир Петрович, отметил самый высокий из известных ему уровней резонанса у женщин - 41% принадлежавший актрисе и певице Зое Акимовне Виноградовой. Владимир Петрович тут же сказал, что в следующем издании своей книги, он обязательно расскажет о Татьяне.
Т.к. я постоянно сопровождал Татьяну на занятия к Анатолию Ивановичу, то я невольно был слушателем и иногда даже участником уроков, и у меня естесственно также формировался голосообразующий комплекс природного качества. И однажды произошло то, о чём меня неоднократно предупреждал А. И. Попов - я запел! Случилось это в 2002 году в Риге, где я преподавал азы "прямого видения" по методу В. М. Бронникова.
Я прослушивал много вечеров подряд один и тот же романс, к тому времени уже Мастера Резонансного пения - своей жены Татьяны и вдруг, неожиданно для себя, я стал тянуть какую-то ноту. Это было завораживающе красиво - я был ошеломлён и не останавливался, мне было и легко, и приятно! После этого я даже отваживался петь, сохраняя принцип физвокализа.
Физвокализ, по А. И. Попову - это "метод освоения принципа оптимизации межмышечной координации, голосообразующего комплекса организма человека". У Ф. И. Шаляпина например в голосообразовании участвовало около 300 мышц, при этом уровень резананса у него был 86%, для сравнения - у Баскова - 23%.
В своих теоретичесаих разработках, Анатолий Иванович, много говорил и о памяти клеток, и об интеллекте клеток. Всвязи с этим хочется отметить уникальное свойство резонанса: именно под его воздействием в человеке и формируется Природное голосообразование. Очень ярким примером этого явления может служить голос известной всему миру Имы Сумак. Дело в том, что её уникальные вокальные данные формировались с самого детства, когда Има, ребёнком подражала голосам животных и птиц, и вообще звукам Природы. Отсюда её уникальный диапазон воспроизводимых звуков и потрясающие, просто фонтанирующие звуками "верхушки"!
И ещё, пожалуй одно из ценнейших свойств и резонанса, а стало быть и звуков голоса певца - Мастера Резонансного пения, это способность к формированию у слушателя, голосообразующего комплекса, в котором принимают участие клетки (мышцы тела) только профессионалы.
Таким образом, человек долгое или даже некоторое, время прослушивающий записи Мастера Резонансного пения, со временем начинает сначала подражать его голосу, а потом начинает самостоятельно петь, но уже в новой для себя манере - физиологично, или физвокализно! И такие записи у меня сохранились до настоящего времени.

P.S. под воздействием голоса с высоким уровнем ВПФ, или резонанса, у большинства певцов открывается "внутреннее видение", таковым обладал и Анатолий Иванович Попов  и обладает Татьяна Булатова, как и многие другие.


Инструктор физвокализной регуляции
В.М.Булатов


Рецензии