7 глава. Конфуцианство

Религия конфуцианство дана на изумрудном луче истины Конфуцием в пятом веке до нашей эры. Конфуций до сих пор является величайшим учителем для китайского народа. Его почитали намного больше, чем кого-либо за всю историю страны. Он был великим философом в социальной, экономической и политической сферах, заложившим теоретические принципы, благодаря которым Китай стал одной из величайших цивилизаций мира.

Конфуций стремился восстановить высокие принципы морали и культуру ранней эпохи Чжоу, процветавшей в XII веке до нашей эры, которой правил князь Джоу, известный под именем Золотой Император. Философ считал его своим учителем и стремился воплотить в жизнь его высокие идеалы.

К пятому веку до нашей эры династия Чжоу претерпевала кризис. В стране царил хаос. Для преодоления этого кризиса Конфуцием был предложен ряд мер, которые дали хорошие результаты.

В течение более двух тысяч лет его философия господствовала в культуре, образовании и управлении государством. Со временем идеи Конфуция распространились по всей Восточной Азии. Они продолжают оказывать своё благотворное влияние на огромное количество людей по всему миру.

Философ рассказывал о себе: «В 15 лет у меня явилась охота к учению, в 30 лет я уже установился, в 40 лет у меня не было сомнений, в 50 лет я узнал волю Неба, в 60 лет мой слух был открыт для немедленного восприятия истины, а в 70 лет я следовал влечениям своего сердца, не преходя должной меры… Я не тот, который обладает знанием от рождения, а тот, который любя древность, усердно ищет его».(52)

Таким образом, каждый человек, устремившийся к истине, может познать её и стать проводником законов Дао на Землю.
Изучив и усвоив законы Бога, Конфуций стал проводить их в мир. Он собрал вокруг себя группу из семидесяти двух учеников, а также был учителем для трёх тысяч приверженцев. В течение некоторого времени Конфуций занимал пост министра правосудия, но, не будучи понятым, оставил его и отправился в путешествие по стране. В каждом месте, где проповедовал, он закреплял фокусы Света, благодаря которым учение Конфуция широко распространилось по всему Китаю.

На Востоке Конфуцию поклоняются как великому Бодхисаттве. В эпоху Хань (206 год до нашей эры – 220 год нашей эры) он был обожествлён, ему приносили жертвы и считали сыном Чёрного Дракона. С 555 года согласно указу императора началось строительство храмов Конфуция. Самый большой из них расположен на его родине, в городе Цюйфу в провинции Шаньдун.

Великий философ стремился сохранить древнюю культуру и развить всё лучшее, что осталось от прошлого. Он изучил и отредактировал шесть классических произведений, написанных императором Веном: «Книгу ритуалов» («Ли цзин»), «Книгу перемен» («И цзин»), «Книгу документов» («Шу цзин»), «Книгу песен» («Ши цзин»), «Книгу Истории» и «Книгу поэзии». Основываясь на древней мудрости, он создал великое учение «Ву цзин».

Конфуций был приверженцем ритуала (ли). Он считал, что ритуал может преобразить человека. Благодаря ему индивидуум достигает бескорыстия и отзывчивости на нужды окружающих (йен) и становится благородным человеком, образцом, к которому необходимо стремиться. Благородный человек придерживается золотого правила: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом? Без сомнения, таким словом является «взаимность». Не делай другим того, чего не желаешь себе». Человек, придерживающийся этого правила, признаёт закон кармы – «что посеешь, то и пожнёшь».

Конфуций учил, что человек должен обладать гуманностью и чувством долга. Гуманность – это доброта и любовь, развивающиеся через чувство полезности для людей. Развитие сердечности является ключом к приведению мира в порядок. Совершенный человек изливает любовь своего сердца в мир, каждой частичке жизни – это высокий стандарт поведения по отношению ко всем, независимо от того, отвечают люди любовью или нет. Любовь, которую изливает человек – это и есть его свобода. «Благородный муж безмятежен и свободен; его отличает прямота, кротость, искренность, справедливость, мужество, знание, честность, трезвость, почитание родителей, требовательность к себе, снисходительность к другим, решительность, простосердечность». Благородный человек с благоговением относится к самосовершенствованию. Он должен познать законы Бога и не нарушать их.

Своими советами Конфуций призывал людей к освобождению от порицаемых качеств, но не одобрял осуждения других людей. Он писал: «При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного – исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков)».

Он считал, что тот, кто ошибается, всегда имеет возможность исправиться: «Ошибки, которые не исправляются, – вот настоящие ошибки». «Благородный человек стремится к принципу «хэ», а низкий человек – к противоположному принципу «тун». «Благородный муж вежлив, но не льстив, маленький человек, льстив, но не вежлив... Для благородного мужа существуют три предмета, перед которыми он благоговеет: определение Неба, великие люди и слова Мудреца. Низкий человек не знает велений Неба и не боится их, неучтиво обращается с великими людьми и презрительно относится к словам Мудреца… Благородный человек знает долг, а низкий знает выгоду... Если человек при виде корысти думает о долге, при виде опасности – готов пожертвовать жизнью, отдаёт людям давно обещанное и не забывает слов, данных в жизни, то такого можно назвать совершенным». Благородного человека отличает жертвенность. Чувство долга обусловлено высшими принципами, но не расчётом. Это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя.

По мнению Конфуция, правитель должен руководствоваться высокоморальными принципами, ибо он является тем, на кого ровняются люди: «Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить северной Полярной Звезде, которая пребывает на своём месте, а остальные звёзды с почитанием окружают её».

Совершенный человек – это святой, прорастивший семена добродетели в своей душе. Он обладает высокодуховными качествами, знает волю Бога и открыт для истины. Корни гармонии находятся в Дао. Проявив Бога в своём сердце, святой пребывает в гармонии с самим собой, с другими людьми и с обществом. Совершенный человек не уходит из мира, ибо он смотрит на Вселенную, как на большую семью, ни на минуту, не забывая о человечестве. Он может жить в уединении, чтобы достичь совершенства, но, достигнув его, должен осуществить на практике принципы своего учения. Об отшельнике Конфуций сказал: «Как он решителен в своём отрешении от мира, но это не трудно». «Люди живут отшельниками для уяснения своих стремлений и осуществляют справедливость для преуспеяния своего учения».

Конфуций считал, что смысл жизни благородного человека заключается в достижении Вселенского Дао – трансцендентного, Единого Бога. Дао – это также высшая гармония и путь правильного руководства для достижения гармонии. Человек, находящийся в гармонии с самим собой и с обществом, становится частью космической Гармонии.

«Благородный человек беспокоится о том, что он не достигнет познания истины, а не о том, что он беден… Если человек поутру постигнет истинный закон вещей, то вечером он может умереть без сожаления». Человек, постигший истину, не боится смерти, ибо он знает, что смерти нет. Если человек прожил жизнь праведно, в гармонии, в служении Богу и человечеству, не нарушая Божественных законов, подходя к жизненному финалу, он может сказать: «Я знал волю Неба…, был открыт для истины…, следовал влечениям своего сердца, не преходя должной меры». Такой человек обозревает космос, он готов слиться с Единым и Беспредельным Дао.

Конфуцианство считается открытой дверью к вознесению для китайского народа.

В настоящее время Вознесённый Владыка Конфуций служит на луче мудрости. С Небесных Высот он утверждает, «что семья является важной ячейкой общества, включая новое общество века Водолея. Он показывает нам, как брать эфирные модели и практически использовать их для улучшения нашей повседневной жизни, обретая опору в Боге, упрочивая святость семьи и форму Бого-правления».(53) Великий Учитель по-прежнему стремится создать Рай, но уже не только в Поднебесной, но и во всём мире с помощью Божественного правления.

Примечания

52. Здесь и далее выдержки из книги «Конфуций. Суждения и беседы» в переводе П. С. Попова, С.-Пб. СЗКЭО Кристалл, 2004.

53. Марк Л. Профет, Элизабет Клэр Профет «Владыки и их обители», С. 180.


Рецензии