Часть 10 Трактор Фордзон в колонии Ам Тракт
"Немцы Поволжья, не являлись диаспорой германской нации, а были одним из коренных российских народов."
/Национальный исследовательский Томский политехнический университет/
***
Рождество-самый почитаемый праздник у меннонитов и к нему готовятся основательно. Мужчины, продолжают заниматься своими важными обязанностями, но и они знают, что без их участия не обойдётся. Женщины все в заботах что приготовить на праздничный стол, какие подарки и кому приготовить, да мало ли ещё у них хлопот перед праздником. Дети заняты репетициями к праздничному концерту. В Хохендорфе Генрих Шмидт преподаёт детям религию, и они готовятся торжественно отметить канун Рождества. Марийхен Унгер, а теперь уже Есау обвивает венки красивыми лентами, будут украшать зал. Она наготовила эти венки в своём огороде, и сейчас делает из них праздничные украшенья. Её сестра Катерина иногда помогает ей, но у неё тоже дела, она бежит на репетицию к празднику. Закончились рождественские приготовления к Святому Вечеру. Прошлый год в Ам Тракт много строили и многие хотят строить. В Линденау Давид Фрёзе, Абрам Варкентин, Давид Ламерт. В Хохендорфе Николай Валл, Герхард Дик построили, А сейчас Густав Тейвс начал строить, Герхард Классен готовит ему окна в новый дом. И вроде Иоганн Филипсен думает о строительстве дома во дворе родителей. Зимой было лишь две свадьбы. Первая была во Фрезенхайме у Иоганна Тевс с Анной Никель, дочь Петера Никкель. А вторая в Линленау Корнелиус Янцен и Сюзанна Фаст. Наступил новый 1924 год! Теперь все хлопоты позади, начинается жизнь в наступившем году. Погода установилась нормальная, но ещё могут быть и морозы, особенно в феврале, поэтому надо подумать, чем топить печи дальше. У многих были заготовлены стебли при уборке урожая, это помогало решать проблему с отоплением. Обычно они к новому году заканчивались и тогда переходили на навозные брикеты. Не только плохие новости, но хоть и редкие, но и хорошие новшества радовали колонистов. В Линдерхох и Остенфельд открылись магазины, до этого был всего один магазин в Коппенталь. И товары стали последнее время дешевле.
В конце февраля колонистов познакомили с новым постановлением правительства. Не все и не сразу по-настоящему поняли, что их теперь ждёт. Ещё не все забыли, как с конца 1922 года начала сужаться их свобода, особенно их религиозные устои рушились. Власть старалась держать под контролем процесс домашнего преподавания Закона Божьего.
В новом постановление правительства сообщалось о создании Автономной Советской Социалистической Республике Немцев Поволжья. Что ждать от Республики это вопрос времени, а вот от прошедшей уравниловки результаты уже видны. Теперь каждый кто хотел землю, мог её получить, но вопрос, где её берут. Да просто участки, у кого они были разрезаются и отдаются тем, у кого их не было. И делятся по составу семьи. Вроде и хорошо, но у кого не было земли, у них и не было семян и инвентаря обрабатывать и, возможно, вопрос как спахать, убрать, да мало ли вопросов при обработке земли. И не только делились земельные участки, разделу подлежали скот, строения, инвентарь. Вот так наделяли безземельных имуществом их братьев колонистов. Но как оказалось уравниловка это ещё не равенство. К концу года плохие новости стали приходить чаще хороших. На секретаря Кеппентальского районного Совета И.И. Квиринг был сделан донос. Как будто он по воскресеньям преподаёт детям школьного возраста Закон Божий, и при том там в доме служится молебен. Никто не хотел верить, что это могли сделать колонисты, разве что под давлением. Молодые люди призывного возраста к тому времени уже плохо знали Библию. В Хиве в Азии у наших Братьев уже по военной службе произошли перемены. Был издан приказ о том, что все родившиеся между 1885 и 1905 годами должны были немедленно явиться в офис комиссара для регистрации. Они должны были расписаться, чтобы быть готовыми в любое время к полноценной военной службе. Тем не менее, в суд была подана апелляция об освобождении от службы. Их вызвали в суд и допросили, почему не хотим служить. Старшие были допрошены позже и освобождены. Вердикт был таков, что те, кто родился между 1903 и 1905 годами, будут свободны от всякого служения, а именно О. Тоевс, Г. Дик, В. Эверт, Д. Дау, Р. Паулс, Г. Янтцен, Г. Хамм, А. Лёпп, А. Эверт и Вальтер Шмидт. Некоторое время назад их снова вызвали в офис комиссара, измерили и провели обследование. Затем забрали бумаги, которые они подписали, и выдали другие, свидетельствующие об освобождении. Но кто знает, надолго ли? Да хранит их Господь. Если Он не поможет нам, то все тщетно. Жившим с Верой колонистам такое было трудно понять. В первый год своего существования новая Республика Немцев Поволжья пережила серьёзные испытания. Все лето стояла жара, не было дождей, а в итоге засуха, недород. И колонисты, и правительство были напуганы тем, что может опять наступить голод. Руководство страны приняло меры по оказанию помощи. Но проблемой стал классовый подход по распределению помощи. А запреты на частную благотворительную помощь из-за рубежа привели в ряде сёл к повторной волне голоданию. Так что каких-то изменений, которых ожидали от Республики, в колонии не ощутили.
Вот так встретили колонисты новый 1926 год, что от него ждать. В последнее воскресенье января в церкви отмечали 400-летие со дня основания меннонитов. Народу в церкви было очень много, все друг друга поздравляли, Тевс произнёс праздничную торжественную речь. Все радовались хотя бы тому, что пока не запретили вот такие церковные мероприятия. В этом году зима до сих пор была довольно мягкой, и очень мало снега. В Коппентале в церкви прошло богослужение, Юлиус Зиберт проповедовал, был спет предсмертный гимн. 21 февраля умер Густав Тевс, с Лизандергея, сын Арона Тевс. Он был женат на Мете Арона Эсау. У них было двое детей, и от первой жены у Густова было трое детей. Сегодня дует сильный ветер, весна зиму прогоняет. У Иоганесса и Марии Есау с крыши сорвало пару черепиц. Но не было бы проблемы, если бы было где взять новые чтобы заменить. Плитку изготовлял Якоб Варкентин с Линденау. Но у него забрали пресс, и черепицу больше не делают. Так что достать плитку теперь негде. В Хохендорфе ещё не забыли подарок. Новинка тех лет-ТРАКТОР Фордзон! Все вспоминают как им нравилось на нём пахать. Но содержать трактор очень сложно, и очень дорого, надо и ремонт, и топливо, да и умение с ним обращаться. Было принято решение продать его сельскохозяйственному обществу. Сделка состоялась и трактор был продан за 600 рублей. На начало года в колонии насчитывалось четыре трактора, и один ещё с осени был у семьи Эпп в Копенталь. А к началу посевной уже было около пятидесяти. Колонистов захватила тракторная лихорадка. Частникам заказывать сложней, ждать долго, а вот через Ассоциацию очередь идёт быстрей. Кооперативы на первом месте, их заявки удовлетворяются первыми. В начале тракторы были хуже, и поэтому все хотят Фордзон. Они совершают больше оборотов в минуту и быстро включаются в работу. Пока здесь двух срезные. Но уже некоторые опробовали трехсекционными ножницами. Но скоро будут поставлять и с четырьмя ножницами, они лучше тем, что у них меньший разворот и дольше срок службы. Трактор купить не каждый сможет, он стоит 1900 рублей. Большое напряжение в колонии вызывало откровенное давление на религию. В июне 1926 года в эшелонах власти стали рассматривать признание службы с оружием в руках на ровне с другими гражданами. Руководителей церквей отказывающихся это принимать в своих церквях ждало наказание. Руководство Республики на своих заседаниях открыто высмеивали и даже оскорбляли религиозные чувства. Традиционные религиозные праздники постепенно вытеснялись с календаря. Этим летом в колонии произошёл печальный случай. Учитель Вильгельм Винс и 12-летний Петер Валл утонули во время купания в воскресенье днем в нашей реке Тарлык. Петр купался в реке и что-то пошло не так, он стал тонуть. Его пятилетний брат заметил это и стал звать на помощь. Винс хотел вытащить его, он был хорошим пловцом, но стал тонуть вместе с Петром. Потребовалось много времени, примерно шесть часов, чтобы их найти. Здесь появился новый сорт пшеницы. Сама головка похожа на гладкую пшеницу, а ядро чем-то похоже на турецкую пшеницу. Но она созревает раньше, чем турецкая или гладкая пшеница, а также дает лучшие результаты. Но в целом урожай в этом году был неплохим, хотя кое где и скудным. Все, что было вспахано осенью и посеяно весной, дало хорошую отдачу для семян. Но то, что было вспахано только весной, ничего не дало. Во время жатвы было очень много дождей, и большая часть зерна, которое не было связано шпагатом, было испорчено. Но шпагат очень трудно достать, если к следующему году он не будет импортирован, связывать будет нечем. Землю нужно будет скосить перед вспашкой, иначе пахать будет невозможно. В этом году молотили своим мотором. Он был шесть лошадиных сил «International». Прежде чем запустил его, надо было нагреть мотор. Когда мотор был теплым, он работал хорошо, но зажигание было слабым. В конце концов вскипятили чайник с водой и погрели его, а затем ещё немного подогрели с помощью Primus. Вначале мотор издавал такой шум, что его было слышно по всей деревне. Этой осенью было посажено не слишком много, хотя работало три трактора., но этого было недостаточно. Наш заказ на трактора был исполнен слишком поздно, мы уже не могли ничего сделать. Те, которые были куплены последними, пришли слишком поздно Пока трактор не завоёвывает популярность у людей, особенно у кого не большие участки, а что касается больших участков, они тоже не видят больших перспектив от него. Трактора такие хрупкие и слишком легкие для России. В Саратов приезжал представитель фирмы «Fordson». И сказал, что они работают над этой проблемой и уже есть положительные сдвиги. Цены так меняются, что трудно к ним привыкнуть. Два года назад колонисты смеялись и называли себя миллионерами. Сейчас опять произошёл возврат к старым ценам. Два года назад лошадь стоила 7 500 000 рублей, а сейчас кобылу с жеребенком можно купить за 135 рублей. Осенью опять начинают справлять свадьбы. Брат Иоганнеса Есау Герман хочет жениться в новом году на Маргарете Янцен, дочери Дитриха Янцена из Медемталь. Ее мать сейчас живёт в Азии в Аули-Ата. В воскресенье Маргарет исполнилось 30 лет. В колонии теперь только один журнал из периодического издания под названием «Unser Blat», который выходит ежемесячно и издается в Москве Федеральной конференцией меннонитских церквей. и теперь это единственное религиозное периодическое издание в России. раньше они получали ещё журнал «Герольд». В Лизандерге в районе, где раньше стояла мельница Якоба Вибе, проходила выставка крупного рогатого скота. Случайно присутствовал мистер Лоуэнс из Америки. Он рассказал, откуда он и что ему здесь очень понравилось. Он приехал на машине. Всего было пять автомобилей. На четырёх машинах подвозили школьников с их учителями от Вибе до конца Хоэндорфа и обратно. День был прекрасным, народу было очень много. Все, у кого были хорошие животные, приводили их на выставку. Сегодня воскресенье, второе воскресенье Адвента. Мария и Иоганнес Есау сегодня на службы не ездили, декабрь очень насыщенный месяц. Вчера они фаршировали перцы, делали колбасу и всё это готовилось к рождеству. В прошлое воскресенье они были в церкви. Старейшина Питер Винс и Старейшина Якоб Бергман провели прощальные беседы, в которых выразили окончание своего служения в качестве проповедников. Питер Винс служил проповедником 44 года, а Якоб Бергман 28 лет. За период своего служения Петер Винс провёл процессы бракосочетания и зарегистрировал в общем 98 человек. Питер Винс в прощальной речи призывал людей не пить спиртное. Всё начинается с того, что некоторые думают, что немного крепкого алкоголя мне не повредит, и продолжали пить и это затягивало, а потом начинали готовить спиртное сами, хоть это было запрещено. Он привёл пример, как у одного портного заболел живот и Старейшина предложил ему ложку спиртного из бутылки, на что портной отказался. Объяснив свой отказ тем, что, если ты выйдешь, я не смогу контролировать себя и буду пить, пока бутылка не опустеет Подготовка к празднованию Рождества шла как обычно, хотя уже были зачитаны новые правила по его проведению. С декабря 1926 г. в школах празднование Рождества, исполнение рождественских гимнов, стихов и отрывков из Библии подверглось запрету. И в добавок к этому в 1926 г. священники Й.Й. Тевс, К.П. Никкель, Ф. Квиринг, а также лидер «братских меннонитов» Й.А. Фрезе подверглись лишению избирательных прав. Если в случае с Й.Й. Тевс можно проследить классовую причину («кулак»), то остальные стали «лишенцами»
***
Свидетельство о публикации №225081000995