Неизвестный Щелкунчик

Действующие лица:

Чайковский Петр Ильич
Петипа Мариус Иванович, балетмейстер
Всеволжский Иван Александрович, руководитель Императорских театров
Александра Ильинична  — младшая сестра Чайковского
Александр Дюма-отец
Лев Иванов – танцовщик, будущий балетмейстер
Ведущий-1
Ведущий-2
Посыльный, официант
Студент Чехов

Акт первый

ВЕДУЩИЙ 1. (показывая на Чайковского) Петр Ильич Чайковский.
ВЕДУЩИЙ 2. (показывая на Чайковского) Великий русский композитор.
ЧАЙКОВСКИЙ.  В роли самого себя. (Петипа) Камео!
ПЕТИПА. (кланяется) Мариус Иванович Петипа, выдающийся балетмейстер.
ЧАЙКОВСКИЙ. (хлопает) Браво, маэстро! 
ВСЕВОЛЖСКИЙ. (кланяется) Всеволжский Иван Александрович, бессменный руководитель Императорских театров.
ЧАЙКОВСКИЙ. Основатель научной школы Эрмитажа! (хлопает).
ИВАНОВ. (кланяется) Лев Иванов. Плох тот танцовщик, который не хочет стать балетмейстером!  (подкручивает ус)
ЧАЙКОВСКИЙ. У нас замечательная молодежь! Замечательная! Палец в рот не клади!
АЛЕКСАНДРА. (кланяется) Александра Ильинична – младшая сестра Чайковского.
ИНКОГНИТО. (без парика и шляпы, в темных очках кланяется) Я путешествовайть.... Как это по-русску... ИнкогнитО!

Чайковский – жест растерянного Траволты в поворотом.

ВЕДУЩИЙ 1. В 1890 году Петр Ильич Чайковский получил новый заказ от Дирекции императорских театров.
ВЕДУЩИЙ 2. К тому времени композитор уже создал «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу».
Звучит «Адажио» из «Лебединого озера»
ВЕДУЩИЙ 1. А теперь руководитель Императорских театров Иван Всеволжский предложил ему написать оперу "Иоланта" и балет "Щелкунчик" для постановки в один вечер.
ВЕДУЩИЙ 2. Именно этот… выдающийся чиновник
ЧАЙКОВСКИЙ. И ученый!
ВЕДУЩИЙ 2.  разглядел в истории о маленькой девочке и щипцах для орехов будущую балетную постановку.

Выходят Всеволжский, Петипа и Иванов.

ВСЕВОЛЖСКИЙ.  (Читает по книге) Мужчины только делают вид, что любят балерин, сухие вина и военные марши.
ПЕТИПА. А на самом деле?
ВСЕВОЛЖСКИЙ. А на самом деле, все они любят дородных женщин, сладкие вина и музыку Чайковского.  Иван Ефремов «Лезвие бритвы».

Показывает книгу. Петипа хлопает.

ИВАНОВ. Клевета!
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Простите, Лёва?
ИВАНОВ. Мужчины любят горькую!
ПЕТИПА. Экий вы, батенька, кракатук! А еще хотите стать хореографом.
ИВАНОВ. Я — реалист.
ПЕТИПА. Слышали, Иван Саныч? Он – реалист. Музыку надо видеть! А танец слышать!
ИВАНОВ. Я запомню.
ПЕТИПА. Вы запишите!
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Выучите в воскресенье…
ПЕТИПА. Осмыслите на буднях.
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Пришли… Конечно, никого нет!

Официант выносит поднос с мандаринами.

ИВАНОВ.  Надо было в Москву ехать, в Москве – вся сила!
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Хватили, сударь! У нас тут настоящий имперский стиль! А у них там, в Москве, по сцене бегают этаким кандибобером, мускулы показывают.
ПЕТИПА. Акробаты!
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Ну, и где они?
ПЕТИПА. Придет! Придет! Вы же знаете, что Петр Ильич любит работать на заказ.

Входит Чайковский и Александра.

ЧАЙКОВСКИЙ. Да кто же не любит!
ПЕТИПА. (Замечая Чайковского с сестрой). А вот и они! Александра Ильинична! Петя!
ЧАЙКОВСКИЙ.  Господа! Сначала новость хорошая. Я – пас!
ВСЕ. Как пас? Почему пас? Кому пас? 
ЧАЙКОВСКИЙ. Господа, рубите голову. (бьет себя по горлу)  Но я – ПАС!
ИВАНОВ. (презрительно) Манкируете?
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Блефует.
АЛЕКСАНДРА. Петя, но…
ЧАЙКОВСКИЙ. А теперь новость плохая! Стравинский на мели! (глядя в зал поднимает руки в стороны) Не слышу радости!
АЛЕКСАНДРА. Но Петя!
ПОСЫЛЬНЫЙ. Записка от Надежды фон Мекк! (вручает Чайковскому).
ВЕДУЩИЙ 1. Надежда фон Мекк — русская меценатка...
ЧАЙКОВСКИЙ. (жмет руку посыльному)  Передайте Надежде Филаретовне привет!  (ведущему) Простите, простите! Продолжайте!
ВЕДУЩИЙ 1....жена железнодорожного магната Карла Фёдоровича фон Мекка, хозяйка нескольких домов в Москве, подмосковной усадьбы Плещеево, виллы в Ницце.
ЧАЙКОВСКИЙ.  (посыльному) И что я себя презираю!  (ведущему) Простите покорно!
ВЕДУЩИЙ 2. Известна своим покровительством и финансовой помощью Петру Ильичу Чайковскому, с которым она долгое время переписывалась.
ВЕДУЩИЙ 2. Чайковский ни разу в жизни не видел своей покровительницы.
ИВАНОВ. Мечта поэта!
ЧАЙКОВСКИЙ. Пойду выпью холерной воды!
ВЕДУЩИЙ 1. Через три года, во время эпидемии холеры в Петербурге, Петру Ильичу Чайковскому подадут в ресторане стакан сырой воды…
ВЕДУЩИЙ 2. И через день…
ЧАЙКОВСКИЙ. Ну, ладно, ладно, ладно! Новый год все-таки! 

Подходит официант.
ЧАЙКОВСКИЙ. Гарсон! Какое вино вы посоветуете к музыке Чайковского в это время суток?
ОФИЦИАНТ. Во-первых, не вино...

Иванов поднимает вверх указательный палец.

ЧАЙКОВСКИЙ. Я вижу, мы с вами на одной волне.  Двести? Триста? Да вы читаете мои мысли!
ОФИЦИАНТ. …а, во-вторых, деньги покажите.

Чайковский достает из конверта купюры.
ЧАЙКОВСКИЙ. Однако!
ИВАНОВ. На шнапс-тринкен хватит.
ПЕТИПА. Доллары?
ЧАЙКОВСКИЙ. Индийские! Вот. Ганди.  Хомейни. Это кто? Я не знаю. (дает купюры Петипа). В расчете? Кстати! Встретил вчера Стравиского. Ничего не сказал. Только руку пожал и в глаза посмотрел. Со значением. По-моему, он поиздержался.
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Вы же обещали подумать…
ЧАЙКОВСКИЙ. Нет, ну, кроме шуток… Где я и где мыши? Я это… А МЫШИ, МЫШИ – это предмет философский!
АЛЕКСАНДРА. (перебивает Чайковского) Петя, это же Гофман! Поэт невидимого мира!
ЧАЙКОВСКИЙ. Ох, не люблю я этих высоких слов. Поэт, Бильярд…
ИВАНОВ. (страшным голосом) КонфитЮренбург!
ЧАЙКОВСКИЙ. (страшным голосом) Па-па-па-ба! (начало Пятой симфонии Бетховена) … Кстати, как этот ваш Гофман как себя обзывал? Амадей, кажется?
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Амадей.
ЧАЙКОВСКИЙ. Вот сам бы и это... (напевает 40 симфонию Моцарта) Ми, Ре, РЕ, Ми, РЕ, Ре, Ми, РЕ, РЕ, До...
ВЕДУЩИЙ 1. Эрнст Теодор Гофман считал себя прежде всего композитором, а потом уже писателем.
ВЕДУЩИЙ 2. Поэтому взял себе третье имя...
ВЕДУЩИЙ 1. Амадей.
ВЕДУЩИЙ 2. Эрнст Теодор Амадей Гофман.
ВСЕВОЛЖСКИЙ.  Куда ему до Чайковского?!
ЧАЙКОВСКИЙ. (машет рукой) Ну, ладно, ладно! Вот Моцарт — наше все! А я, так…(презрительно) До, Ре… (поет под гитару, постелив газетку на стул)

Пишу тебе, друг Моцарт, с садового кольца.
Где с неба льют раздробленные воды.
АЛЕКСАНДРА. Твоя музыка, Петя, - источник, утоляющий духовную жажду.
ЧАЙКОВСКИЙ. Да ладно…  Безделицы, безделицы...
ВСЕВОЛЖСКИЙ. И в то же время в ней нет тяжеловесной назидательности.
ЧАЙКОВСКИЙ. Да ладно?!!!!… 
ПЕТИПА. Она обходится без лобовой проповеди,
Чайковский показывает «рыбий хвост во рту».
ПЕТИПА. …но просвещает и просветляет.
ЧАЙКОВСКИЙ. Бу-бу-бу!
ВСЕВОЛЖСКИЙ. (дает Чайковскому три тома Гофмана) Дивная вещица!
ЧАЙКОВСКИЙ. (переводя пальцем с книг на зрителей) И это все про мышей?
ПЕТИПА. Петр Ильич, спокойно. У нас есть адаптация.

Звучит припев песни Высоцкого на французском «Эх, раз, да ищ-що раз!»
Входит ИНКОГНИТО - смуглый человек, похожий на молодого Макаревича. На голове - курчавый парик. На шее — африканские бусы, в ухе - африканская серьга. В руке – трость.
Чайковский – жест растерянного Траволты.

ЧАЙКОВСКИЙ. Коллега, не узнаю вас в гриме. (щупает мускул)  Качалов? Янковский – тьфу, Станиславский? (бьет себя по лбу) Никита… НИКИТА ДЖИГУРДА! (глядя на Петипа) Нет? 
ПЕТИПА. (голосом рефери боев без правил) Господа! Разрешите представить!
ЧАЙКОВСКИЙ.  (бьет себя о лбу) А-а-а-а-а...
ПЕТИПА. (3 секунды!) А-а-а-а-а-
ЧАЙКОВСКИЙ. А-а-а-а-а…
ПЕТИПАВ. а-а-а-а-а-а-а-лександр-р-р-р (взрывной, короткий, с двумя ударными гласными) Дюма-а! Известный парижский романист и драматург!
Дюма кланяется и делает пару мушкетерских выпадов тростью.
ДЮМА. Сестра! Имя, сестра!
АЛЕКСАНДРА. (протягивает руку Дюма) Саша.
ДЮМА. Ой-ля-ля!.. Как это по-русску... Analogichno!
Дюма и Саша делают оборот 90 градусов.
Дюма жмет, затем целует руку Александры, затем обнимает.
ЧАЙКОВСКИЙ. Алло, гараж! (жмет руку Дюма) Петручче.
ДЮМА. (жмет руку Чайковского) Саша.
ИВАНОВ. Шах и мат!
ДЮМА. Мат? (грозит пальцем Иванову) Pas une (пАзун) мат! Атэц!
ЧАЙКОВСКИЙ. Атэц?
ПЕТИПА. Александр Дюма-отец.
ДЮМА. Pas une (пАзун) мат! Атэц!
ЧАЙКОВСКИЙ. Ну, здравствуй! Отец!
ДЮМА. (встает в гордую позу) les trois Mousquetaires! (Ле труА мускитэр)
ИВАНОВ. Литр муската?
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Три мушкетера!
ЧАЙКОВСКИЙ. А-а-а… Les trois Mousquetaires! (Ле труА мускитэр) (поет) Есть в графском парке черный пруд!
ДЮМА, ЧАЙКОВСКИЙ. (горланят) Там лилии цветут, там лили цветут, цветут.
ДЮМА. (хлопая Чайковского по плечу) Чорний пруд! Чорний пруд!
ЧАЙКОВСКИЙ. Я вырос на ваших песнях!

Чайковский встает перед Дюма на одно колено.

ДЮМА. (кладет на плечо Чайковскому трость, как шпагу) Чуковский! Illumination! Esprit! Progres! (ИлюминасьЁн, эспрИ, прогрЭ).
ЧАЙКОВСКИЙ. (встает) Нет, ну я не знаю… Je sais pas… Je sais pas… (Жё сэ пА, жё сэ пА)
АЛЕКСАНДРА. Петя! Просто сделай.
ЧАЙКОВСКИЙ. Ну, давай, давай, уговаривай! Уговаривай меня!!!!
АЛЕКСАНДРА. Лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал.
ЧАЙКОВСКИЙ. Интересная мысль! Вот за что люблю тебя, Сашенька!
АЛЕКСАНДРА. Напиши. Для меня… Только поторопись… Не знаю, доживу ли… до премьеры...
ЧАЙКОВСКИЙ. (обнимает Александру) Ну, что ты? Что ты? (говорит Дюма, утирает слезу) Треклятая зависимость! Сначала Таня, теперь - мать...
ДЮМА. Как это по-русску... (кладет руку на плечо Александры) Бедный твой мат!
АЛЕКСАНДРА. Напиши такую же волшебную музыку, как эта сказка Гофмана.
ПЕТИПА. Такую же, только лучше!

Начинает громко звучать Па-де-де из балета "Щелкунчик". (Фея Драже и принц Оршад)

Дюма вручает Чайковскому конверт.

ЧАЙКОВСКИЙ. Надеюсь, от Надежды фон Мекк?
ПЕТИПА. Нет! Это краткая версия «Щелкунчика».
ЧАЙКОВСКИЙ. Другое дело! Вот такие версии  нам нужны! Такие либретто я люблю.
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Ну, по рукам, Петр Ильич?
ЧАЙКОВСКИЙ. Жё сэ пА, жё сэ пА … Надо еще все взвесить…(отдает либретто Петипа)  Кстати! А где Стравинский? Где наше всё? Я это так и вижу! Балет Стравинского... (щелкает пальцами) Щелкунчик!

Входит посыльный.

ПОСЫЛЬНЫЙ. Записка от Надежды фон Мекк! (вручает Чайковскому).
Чайковский жмет руку посыльному.
ЧАЙКОВСКИЙ. Ну, слава бгу! Как жена? Дети? Упражняетесь? Не бросайте. Та-та-та-та (поет и играет начало «Первого концерта»).

Чайковский достает из конверта купюры. Показывает Петипа.

ПЕТИПА. Индийские?
ЧАЙКОВСКИЙ. Белорусские. Рубли.
ДЮМА. (Дюма забирает деньги у Чайковского). Я есть немного поиздержаться дорога. Ой-ля-ля-ля! Как это по-русску... (показывает на часы) Цигель-цигель...
ВСЕВОЛЖСКИЙ. (тряся руку Дюма) Спасибо тебе, отец!
ДЮМА. (Показывает три тома) Я мочь в три томах! Ой ля-ля!
ЧАЙКОВСКИЙ. (дает Дюма еще три тома Гофмана) Задай жару, бро!   
ДЮМА. (потрясая кулаками) Я писать этот рука четыреста роман!
ПЕТИПА. Спасибо, товарищ! Краткость – сестра вашего брата!
ЧАЙКОВСКИЙ. Финита ля комедия!

Появляется посыльный.

ПОСЫЛЬНЫЙ. Бандероль от Надежды фон Мекк! (вручает Чайковскому).
ЧАЙКОВСКИЙ. Ну, наконец-то!
ВСЕ. Как бандероль? Бандероль? Она прислала бандероль?

Чайковский мерит толщину пакета и показывает в три раза толще.

ЧАЙКОВСКИЙ. Вот такой толщины»!
ВСЕ. Вот такой толщины!
ЧАЙКОВСКИЙ. (официанту)  Федя! Дичь! И кофе мне… СВАРИТЕ!

Чайковский разрывает пакет и достает треуголку Щелкунчика.

ПЕТИПА. Мы счастливы?

Чайковский трясет треуголку. Потом одевает на голову.
ЧАЙКОВСКИЙ. В Европе – кризис, господа. Иван Саныч! Вы не выбросили договор? Я подпишу. (подписывает мелом на доске и берет в руки тряпку). А это что? (показывает на цифры)
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Сроки, Петр Ильич.
ЧАЙКОВСКИЙ. Однако!

Начинает звучать Па-де-де из балета Щелкунчик.
Петипа, Чайковский, Иванов, Всеволжский уходят, разговаривая на ходу.

ПЕТИПА. Надо вставить.
ЧАЙКОВСКИЙ. (вытирая тряпкой руки) Посмотрим.
ПЕТИПА. И "Марсельезу"!
ЧАЙКОВСКИЙ. (вытирая тряпкой руки) Послушаем.
ДЮМА. (поет Марсельезу)
AлёоН заН фаН дё ля патри-и-ийё...
ЧАЙКОВСКИЙ. (вытирая тряпкой руки) Подумаем.
ИВАНОВ. (заглядывая в свой блокнот) а я предлагаю еще вальс снежинок и танец Феи Драже…
ЧАЙКОВСКИЙ. Я, вообще, за любой кипеж, кроме этого… (басом)  И в накипанье пен все ближе, ближе Маш Фенебр, Шопен.
ВСЕВОЛЖСКИЙ. Но и сроки, сроки! К первому, ну второму. В крайнем случае, к третьему.
ЧАЙКОВСКИЙ. Цифровой концлагерь!

Звучит Рамштайн. (Айн, цвайн, драй...)

ЧАЙКОВСКИЙ. Как вариант...
ПЕТИПА. Нет! Это будет бессмертный спектакль!
ЧАЙКОВСКИЙ. (останавливается) Да вы либретто дадите прочесть!?

Петипа отдает конверт с либретто.
Начинает звучать музыка из балета "Щелкунчик".


Акт второй

ВЕДУШИЙ 1. Премьера "Щелкунчика" состоялась в конце 1892 года.
ВЕДУЩИЙ 2. В балетном спектакле принимали участие ученики театральной школы императорской труппы.
ВЕДУЩИЙ 1. Эта премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики.
АКТЕР. Кстати, в тот вечер каждый начинающий артист получил от композитора предновогодний подарок — коробку конфет.
ЧАЙКОВСКИЙ.  Однако!.. Ладно, получите! Получите!
СТУДЕНТ. Петр Ильич!
ЧАЙКОВСКИЙ. (рассеянно) А?... Конфеты?
СТУДЕНТ. Я готов!
ЧАЙКОВСКИЙ. К чему?
СТУДЕНТ. Стоять в почетном карауле возле вашего дома.
ЧАЙКОВСКИЙ. Вы, собственно, кто?
СТУДЕНТ. А... Простите... Разрешите представиться. Антон... Чехов. Студент медик.
ЧАЙКОВСКИЙ. Будущий врач, стало быть? Людей будете резать? Молодой человек! Идите в свой университет! Лишь бы не учиться! Что за поколение! Мы такими не были! Огня в них нет, понимаешь, вот этого вот… (кричит в след Чехову) Штаны у вас на выпуск! (ведущим) Простите! Цц-чш---
ВЕДУЩИЙ 1. "Щелкунчик" - балет-рекордсмен по числу показов, сценический долгожитель, красочный и парадный.

Чайковский приосанивается и закладывает пальцы за отворот пиджака, как Наполеон. Поглядывает гордо по сторонам.

ВЕДУЩИЙ 2. Он сам похож на искрящийся новогодний шар, от которого невозможно отвести взгляд.

Чайковский ставит ногу на стул и смотрит в подзорную трубу. (свернул из газеты)

Танец цветов

ВЕДУЩИЙ 1. "Щелкунчик" стал своего рода ежегодным рождественским ритуалом, символом Нового года по всему миру.
ВЕДУЩИЙ 2. Только в Китае вместо мышей по привычке выпустили драконов.
Китайский танец с драконами под "Танец Феи Драже".
ВЕДУЩИЙ 1. Африканский танец снежных хлопьев на горе Килиманджаро.

Африканский танец. Под музыку Танца снежных хлопьев из балета «Щелкунчик»
Танец заканчивается, все участники выходят на сцену.

ДЮМА. (выходя вперед и снимая парик) Возможно, на сегодня это самый популярный балет в мире.

Все поют (без вступления!) на английском припев песни "We are the champions" под фонограмму "Queen". Дюма дирижирует париком.

ВСЕ. We are the champions - my friend
And we'll keep on fighting till the end
We are the champions
We are the champions

Звучит «Танец Феи Драже» в рок-обработке.
Потом перекрывается Па-де-де из балета "Щелкунчик".
В лесу родилась ёлочка.
Затем опять звучит в рок-обработке песня «В лесу родилась елочка».


Рецензии