Трагедия в саду

Часть первая

Под гневом и проклятьем

Когда я, автор этих слов, впервые прочитал всю Библию, первым большим вопросом стал вот этот: как всемогущий  Владыка Вселенной мог допустить, чтобы ничтожный Его противник — сатана, которому позже рядовой Ангел наложит цепи, проник в подаренный Адаму и Еве Рай?

Это — один из самых трудных вопросов богословия. Существуют разные толкования. Одни утверждают, что Бог уважает свободу воли Своих творений, даже если она ведёт ко греху. Другие считают, что допущение сатаны было испытанием, призванным выявить верность человека. Но в любом случае, падение Адама стало не просто первым грехом — оно стало катастрофой для всего человечества. И мы, живущие сегодня, ощущаем её последствия на себе.

Из-за грехопадения Евы и Адама все потеряли общение с Богом. Все оказались  под Его гневом. Земля, как и люди, подверглась проклятию, что выразилось в трудностях в земледелии, проблемах со здоровьем и других естественных препятствиях и сложностях.  Достаточно вспомнить Всемирный потоп и его страшные, ужасающие последствия.  Но, несмотря на всё это, путь к спасению не закрыт. И Слава Богу — выход из дьявольского капкана существует. Об этом — чуть позже.

И всё же: если Бог всезнающ, всемогущ и вездесущ, а, значит, присутствует в каждом уголке, в каждом миллиметре Вселенной, не говоря уже о Земле, то почему Он допустил враждебную Ему и нам тварь — сатану — в предназначенный для человека Дом?

Чтобы найти ответ, нам предстоит проследить богословский контекст свободы, испытания и искупления. А также — разобраться с главными фигурантами эдемской драмы: хитрым змеем и запретным деревом.

Священное Писание описывает грехопадение как результат искушения, а не как прямое действие Бога. Змей, отождествляемый с сатаной, обманул Еву, убедив её вкусить запретный плод. Она, в свою очередь, дала его Адаму. Так была нарушена единственная заповедь: «От дерева познания добра и зла не ешьте» (Бытие 2:9). В Эдеме росло множество деревьев, и Ева вовсе не нуждалась в плодах именно этого. Но она попробовала. Адам — доверчиво последовал за ней. Последствия не заставили себя ждать.

Фатальный выбор...

Бог дал человеку свободу воли и, стало быть, свободу выбора. Змей — олицетворение зла — немедленно воспользовался этим даром, чтобы искусить людей. Мы, живущие вне Рая, тоже подвержены искушениям, хотя родились отнюдь не в Раю. Жизнь наша и без змея достаточно трудна.
Важно подчеркнуть: Писание не изображает Бога как творца зла. Грех — результат человеческого выбора, сделанного вопреки Божьему предупреждению.
Можно было бы ответить на наш вопрос кратко: «Божье допущение сатаны в Эдем демонстрирует Его уважение к свободе человека и создаёт почву для подлинного морального выбора. Это часть великого плана спасения». Но такое объяснение требует аргументации и библейских оснований. Писание не говорит прямо, почему Бог позволил греху войти в мир, но даёт нам материалы для разумного богословского анализа.

Главными объектами исследования становятся змей, запретное дерево и понятие «свободная воля». Бог создал человека не как куклу, запрограммированную на безупречное поведение, а как личность с драгоценным даром выбора. Только свободная воля делает возможной настоящую любовь — как к Богу, так и к ближнему. Без неё Адам и Ева были бы существами в экспериментальной шкатулке, а не соратниками Творца по управлению Эдемом.

Визит Люцифера...
 
Адам и Ева были сотворены благим Богом. Жили бы они счастливо, если бы не одно ограничение — запрет на вкушение плодов с одного дерева. И если бы не змей — не мифический многоголовый, а бывший Ангел Света, Люцифер… Он внушил им чудовищную ложь: «Нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:4–5).

Многие богословы считают, что змей — символическая фигура. Но в контексте Эдема он реально стал катализатором выбора, данного человеку. Бог предвидел, что Адам согрешит. Но предопределил ли Он это?
Если мы верим, что свободный выбор человека находится вне Божьего контроля, то вопрос о допущении зла теряет смысл. Но если всё в мире — под Его властью, то даже допущение греха становится частью великого замысла? Да, в Божьей системе управления случайностей не бывает. Всё — либо по Его воле, либо по Его допущению. И Слава Ему за это.
      
Идея о том, что Бог уважает свободную волю людей, означает, что Он не принуждает их к добру или злу. Сатана, как обманщик, предложил Еве (и предлагает сегодня каждому из нас) соблазн, который Ева могла  принять или отвергнуть. Но последствия принятия зла, как тогда, так и сегодня, ужасны: грех, смерть, разделение с Богом.
К счастью, ещё в Эдеме было дано обетование Мессии. Бог сказал змею:
«Я положу вражду между тобой и женщиной и между твоим потомком и её потомком: он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт. 3:15)
Апостол Павел уточняет: «Когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены» (Гал. 4:4). Этот Сын — Иисус Христос, наш благословенный и долгожданный Избавитель.
      
История о змее в Раю не подразумевает, что Сатана был допущен в Рай в буквальном смысле, а скорее, что он был использован Богом для реализации Своего плана по духовному испытанию и последующему вразумлению и должному воспитанию человека. Думаю, что прошедший через горнило земных испытаний человек, потом, будучи в Царстве Божьем, вряд ли захочет, как в своё время третья часть Ангелов, отвернуться от Творца. Грехопадение привело к необходимости искупления через Иисуса Христа, что является частью грандиозного Божьего плана по спасению человечества.
Пример из собственной жизни: если бы я, будучи безбожником, не наломал столько дров и не потерял бы всё самое дорогое — семью, здоровье, работу и само желание жить — не смог бы оценить великую Божью милость в отношении грешников и меня, грешника. Владыка, согласно Писанию, допустил наше падение, чтобы стать для нас, погрязших в грехах, Спасителем: «...где умножился грех, там преизобиловала благодать» (Рим. 5:20); «Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:10–12). 

Искушение свободой

Искушение в Эдеме показало, что человек способен отвернуться от Бога и выбрать свой путь. Это выявило необходимость спасения и углубило наше понимание Божьей любви. Допущение искушения — неотъемлемая часть дара свободы. Бог допускает зло, чтобы извлечь из него добро. Он не одобряет зло, но использует его для духовного роста человека. Покаяние, к которому нас ведёт Писание, — тоже дар. Бог суверенен. Он творит, даёт, берёт всё, что Ему угодно. И в этом — Его величие. «Кто изречёт могущество Господа, возвестит все хвалы Его?» (Пс. 105:2).
 
В любом случае, точная причина появления сатаны в Раю для многих верующих остается загадкой. Они понимают сей акт как божественное провидение. Так оно, собственно, и есть. Но искать истину Слово Божье нам не запрещает. Скорее наоборот: призывает к исследованию Священного Писания, которое освещает большинство возникающих у думающих, искренне верующих людей вопросов.

Итак, Отец наш Небесный предлагает нам свободную волю и уважает наш выбор: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих...» (Втор.30:19-20). Свобода — условие любви. Без неё нет подлинных отношений, только автоматизм. Эдем был не лабораторией, а пространством свободы, где человек мог довериться Богу — или отвергнуть Его. Увы, произошло второе.
Бог не стремился к машинальному поклонению, а к диалогу, любви, доверию. Этот принцип действует и сегодня. И останется вечным.

Дьявольский крюк...

Теперь пора рассмотреть сущность виновника трагедии — змея, и его роль в жизни первых людей и их потомков. «Змей был хитрее всех зверей, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1–6). Он убедил Еву, что плод не принесёт смерти, а откроет глаза и сделает их подобными Богу. Ева поверила. Адам — ей. И они вкусили. Последствия были трагичны.

В христианской традиции змей интерпретируется как сатана. Его присутствие — допущение, но не инициатива Бога. Бог — Свет и Любовь. Он не творит зло, но допускает его ради высшего замысла. Змей — не равный Богу, а всего лишь тень, появившаяся (и допущенная) для испытания.
Искушение — не поражение Бога, а часть пути спасения. Змей — не злое начало, а тварь с ограниченной свободой. Бог допускает противника, но не отождествляет Себя с ним.

Змей вошёл в Рай сам. Никто его не звал. Адам и Ева не знали, что такое смерть — у них не было такого опыта. Визит дьявола — попытка нарушить Божий замысел. Это урок личной нашей ответственности перед собой, перед своими детьми и ближними. Некоторые богословы и раввины считают, что змей — не сатана. В Библии напрямую это не сказано. Но в Откровении он назван «древним змием, диаволом и сатаной» (Отк. 12:9). Тут всё понятно.

Насколько каждый из нас борется с влиянием сатаны — неизвестно. Но ясно одно: «Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4). Это метафора, указывающая на трудность борьбы. Апостол призывает к стойкости и терпению, напоминая о мучениках — и древних, и современных.

Видим ли мы змея как сатану или как символ искушения — главное послание Священного Писания остаётся ясным: мы должны быть начеку, стойкими в вере и послушании Богу. С пастырской точки зрения важнее не сам факт проникновения зла в Рай, а то, что этот инцидент говорит нам о природе мира и наших отношениях с Творцом.

Зеркало души

Искушение, произошедшее посреди Рая, напоминает нам: даже в самых благословенных обстоятельствах мы должны оставаться бдительными, верными своей вере и преданными Богу-Спасителю. Искушения — это не просто внешние испытания, а зеркало нашего внутреннего, духовного состояния. Они проверяют нашу готовность следовать Христовым заповедям, выявляют глубину нашей духовной зрелости.

Сатана, через обман, соблазны и прельщения, стремится разрушить человека. Но в Божьем замысле даже это зло может быть обращено в благо: страдания, вызванные грехом, пробуждают в человеке жажду спасения и ведут к обращению к Христу. «Где умножился грех, там преизобиловала благодать» (Рим. 5:20). Даже надвигающаяся на мир Великая Скорбь (Мф. 24:21). будет служить этой цели — пробуждению, очищению, спасению. Победят только те, кто останется верен Богу.

Дьявол не просто искуситель, но и обвинитель. Он подстрекает человека к греху, а затем доносит на него, стремясь доказать Богу, что человечество недостойно спасения. «Ты был помазанным херувимом… ты был совершенен в путях твоих» (Иез. 28:14–15). Его цель — уничтожить лучшее творение Всевышнего. Человека. Стратегия его была и остаётся: вкрасться в сознание, в душу; завоевать доверие; внушить гордость, эгоизм и стремление к суверенности. Он хочет, чтобы мы сделали тот же выбор, что и он: отвергли Бога и возлюбили себя. Потому Бог и говорит великому Израильскому пророку Исайи:«Ибо мысли ваши — не Мои мысли — не ваши мысли, а пути ваши — не Мои пути» (Ис. 55:8).

Следовать за сатаной — значит выбрать смерть. Его внушения могут быть тонкими, изящными и даже «благородными», но цель их — разрушение. Сатана стремится к разрушению всего, что связано с Богом: веру, любовь, надежду, добро, моральные ценности. Главной его целью является отдаление нас в вами от Бога, посев сомнений и неверия. Порабощение нас грехом.  Уничтожение человечества. Но тогда возникает вопрос: умеем ли мы различать голос Всевышнего от нашёптывания лукавого?

Петер Браун

Продолжение следует.


Рецензии