Трагедия в саду
Хлеб вместо «яблочек»
Так или иначе, но мы с вами, уважаемые читатели, и всё человечество с момента грехопадения стали частью поля битвы в конфликте между Богом и его противником - сатаной. Стратегия, последнего, как мы уже выявили в первой части нашего повествования, заключается не в том, чтобы маячить перед нами в зловещем чёрном одеянии с перевёрнутым крестом на спине и разглашением повсюду ругательств, заклинаний и различных проклятий. Напротив, он стремится использовать сохранившееся его величие как некогда властного и очень влиятельного на Небе Ангела, чтобы ослепить и обвести нас вокруг пальца и... лишить нас спасения. Спасения, которое Бог возвестил уже от начала времён через Авраама и Моисея, а затем осуществил через смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 11:14-15).
Таким образом, загадочное и трудно объяснимое появление лукавого в Эдеме - не поражение Бога, а часть драматической человеческой истории, если хотите, часть цельной концепции нашего с вами спасения от вечной смерти. Как сказал апостол Павел: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32).
Бог не уберег человека Адама от испытания для того лишь, чтобы открыть ему, и нам тоже, путь к духовной зрелости, чтобы он и мы, сыновья и дочери Его, не оставались младенцем в вере и не питались до конца жизни, образно говоря, одними лишь яблочками да молочком. Потому Христос и сказал: «Не единым хлебом сыт человек» (Лк. 4:4). Этим Библейским стихом Иисус отвечает на искушение дьявола. Здесь Он цитирует Тору, точнее, книгу Второзаконие 8:3. "Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек".
Христос подчеркивает, что духовная пища - важнее материальной и что человеческая жизнь не сводится только к удовлетворению физических потребностей, каталог которых, надо сказать, довольно обширен... Духовные и моральные потребности, в лбом случае, должны стоять на первом месте. Иначе не видать нам блаженного житья-бытья в Доме Владыки Вселенной..
Ослепительный свет
Как видим, испытание человек есть путь к его духовной зрелости. А искушение — не ловушка, а, пожалуй, единственная возможность морально, нравственно, духовно возрасти, утвердиться в добре и любви к людям и Богу, по образу и подобию которого мы сотворены (Бытие 1:26). Эдем в этом смысле всего лишь начало нелёгкого пути грешного человека (а им, понимаем мы это или нет, являемся, все мы) к Богу. Вседержитель не автор зла, но Он использует его для осуществления Своего благого замысла. Вспомним что Иосиф сказал своим братьям: «Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро» (Бытие 50:20). А вся Эдемская история, выходит, не столько трагедия, сколько пролог к искуплению человечества.
Да, Эдем — начало пути павшего Адама и его последователей к вечной жизни в Царстве Божьем, а не его завершение. Бог допустил зло, чтобы через него явить высшее благо — спасение, милость, преображение. А сатана в саду - всего лишь тусклая тень, на фоне которой сияет ослепительный свет Сына Божьего и Спасителя нашего — Иисуса Христа.
Первый Адам пал, но Второй Адам - Христос - победил искушение, победил и самого дьявола. Христос есть прямой ответ на древнее змеиное искушение. В Библии победа Христа над дьяволом описана в нескольких местах. Наиболее явно - в Откровении Иоанна Богослова. Там говорится о том, что сатана будет связан на тысячу лет, а затем будет брошен в озеро огненное. Победа над дьяволом подразумевается также в описании смерти и воскресения Христа, которые принесли искупление грехов человечества и лишили сатану его власти над смертью.
Допущение Сатаны в Рай не разрушает божественного порядка, а служит его высшему проявлению. Через свободу и испытания Бог ведёт нас с вами, уважаемые читатели, к зрелой, истинной любви и вечному общению с Ним. Другими словами, Эдем - не окончательный приговор человеку, а первый его шажок на узком, тернистом, пути к Небесному Царству, где зло и несправедливость навсегда исчезнут в сиянии Божьей славы.
Бог, начиная от Эдема, ведёт человека от невинности к зрелой святости. И Он непременно доведёт начатое до победного конца. Вот почему мы в последней книге Библии - Откровении - вновь видим дерево жизни, но теперь уже в Небесном Иерусалиме. Впрочем, в переводе с еврейского слово «Эдем» означает «наслаждение». То есть, старт всей драмы был не в муках, а в радости. Вечность же будет (для чад Божьих, разумеется) — в благоденствии и блаженстве. Кто не верит — читайте Нагорную проповедь Христа (Мф. 5:3-12). Если и это не поможет увидеть истину и поверить в обетования Всевышнего — просите у Него мудрости и Святого Духа. Кто просит, говорит Библия, тому даётся.
Таинственное дерево...
В центре рая, напомним, стояла два дерева. Плоды одного из них, согласно Писания, даровали жизнь вечную, другое задумано было Богом для проверки верности Ему, как Творцу и Отцу первых человеков. Бог поместил дерево познания добра и зла в Эдемский Сад, чтобы дать Адаму и Еве право выбора: повиноваться Ему или нет.
Адам и Ева могли пользоваться всеми фруктами, но только не есть плоды дерева познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16-17). Если бы Бог не дал им права выбора, они, по существу, были бы роботами и делали то, на что запрограммированы. Однако, Господь создал Адама и Еву свободными существами, способными принимать решения, то есть, самим определять, что такое хорошо, и что плохо. Понятно, что для того, чтобы Адам и Ева могли быть абсолютно свободными – у них должен был быть выбор. Это уже логика.
По существу, в Саду не было ничего, расцениваемого нами как зло, помимо дерева и его плодов. Едва ли, съевши плоды, Адам и Ева получили новые знания. Правильнее будет сказать, что акт их неподчинения открыл им глаза на зло. (А познания их и их отпрысков, а также интеллектуальный уровень, очень похоже, намного уменьшились, если проанализировать всё, что сегодня творится в мире). Этот тяжелейший проступок, как видим, внес грех и зло не только в их жизни, но и в весь наш мир, включая, конечно же, всё человечество. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 3:6-7). А когда наступили холода, Бог одел их в шкуры и разрешил есть мясо. Иначе не выжили бы.
Знак границы
Бог вовсе не желал, чтобы Адам и Ева согрешили. Но, в то же время, всезнающий и вездесущий Господь, конечно же, знал о том, что они согрешат и, таким образом, принесут зло, страдания и смерть в наш мир. Здесь читатель вправе спросить: так зачем же Он тогда поместил это диковинное дерево в Эдемском саду, да ещё и позволил сатане искусить, соблазнить Адама и Еву к пробе его плодов?
По всей видимости, Владыка сделал это для того, чтобы ускорить процесс их выбора. Они сознательно ослушались Господа и сделали то, чего ни в коем случае нельзя было делать. Как результат: зло, грех, страдания, болезни, смерть наполнили нашу землю и вся эта драма с каждым веком прогрессирует. Всё больше больных и всё меньше детей.
В этом смысле смерть, парадоксальным образом, представляется милостью! Она ограничивает последствия зла и подготавливает путь к искуплению надеющихся на Господа. Он, по всей видимости, намеренно допустил смерть после грехопадения, потому что она, смерть, не только ограничивает зло, но и препятствует его бессмертию. Эта временная мера очищает человеческую природу от зла до окончательного духовного восстановления через воскресение.
Все мы ежедневно ощущаем, что опрометчивое решение Адама и Евы всё ещё влияет на каждого из нас, ведь все мы рождаемся уже будучи грешниками, склонными к дальнейшим прегрешениям. Не удивительно, что апостол Павел пишет римлянам: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (7:24-25). Именно тот давний злосчастный выбор Евы и Адама, стал причиной того, что по нашей всеобщей вине перед трижды святым Богом ЯХВЕ, невинный ни в чём Иисус Христос погиб на кресте и пролил Свою святую кровь ради нашего с вами, уважаемые читатели, спасения.
Теперь мы лишь через веру в воскрешённого из мёртвых Христа можем избавиться от страшных последствий греха и от самого греха, как такового. Об этом спасительном акте Всевышнего сообщил в своё время Великий Израильский пророк Исаия:«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу... и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!».
Итак, древо познания добра и зла, как символ доверия, не источник зла, а своеобразный знак границы, установленной Богом. Присутствие древа познания в Эдемском саду было, по сути, приглашением к доверию, а не к запрету. А выбор дан был первой на Земле замечательной парочке, как необходимое условие их и их потомков личностного духовного становления и должного воспитания. Бог не ошибается. На то Он и Бог. Запрет, в данном случае, призван был научить благоразумию. Без «нет» мы не узнали бы цены «да».
Древо не искушало само по себе, но предоставляло пространство, если хотите, возможность, для доверительного «да» или же измены. Случилось, увы, последнее...
Не финал, а начало
В заключение нашего длинного повествования можем с уверенностью повторить: Эдем — не конец поучительной человеческой истории, а её, хоть и весьма горькое, но жизнеутверждающее начало.
Эдем - пролог, а не эпилог драматической хронологии человечества. Бог допускает зло, чтобы через него явить высшее благо — спасение, милость, преображение. Первый Адам пал. На его примере мы должны бы не искать зло вовне, а учиться распознавать и всячески бороться с ним в себе. «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак 4:7). Второй Адам — Христос — победил искушение. Христос есть полнота откровения, ответ на древнее падение венца творения Божьего — человека.
Какова эсхатологическая перспектива трагедии в Рае? Эдем — не утраченный Рай, а образ будущего Царства, где всё будет великолепно. И это — в веках! В этом смысле Рай можно рассматривать не столько символом идеального, сколько потенциального.
Эдем не исключал соблазнов, но одновременно он требовал внутренней зрелости и преданности. Там, где Адам пал, Христос устоял. Второй Адам принёс совершенство послушания. В пустыне Иисус отверг искушения дьявола, показав истинное смирение перед Отцом и верное Ему служение. А Церковь, по сути, новый (будущий) Эдем, где человек вновь встретится с Богом. Более того, пребудет с Ним в вечности.
Однако, условием возвращения нас в Рай-Царство является не только избавление нас от сатаны и грехов, но и возрастание в Духе Божием. А для этого нам крайне необходимо воссоединение с Богом. Только тогда дьявол не сможет владеть нашими душами. Времени у него осталось немного (Отк. 12:12). Поэтому он и пытается набрать себе побольше слуг и служителей, о которых апостолы, уже два тысячелетия тому назад, нас предупредили (Мф. 7:15-20; 2 Пет. 2:1-3). А вот что сказал по этому поводу любимец Иисуса Иоанн: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4:1).
Приглашение к свету
Визит дьявола в Эдемский сад и само грехопадение раскрывают нам центральные аспекты грандиозного, масштабного спасительного плана и благих намерений Отца нашего Небесного. Драма в Эдемском саду показала высокую ценность человеческой свободы, необходимость испытаний для духовного роста и долгосрочную стратегию Бога по преодолению зла и нашего с вами, дорогие читатели, спасения от небытия, а то и от ада. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Но этот же апостол Иоанн напомнил нам и о том, что многие, увы, не понимают или не хотят понять как важно осмыслить следующее: «Не любите мира (прелести этого лживого, обманчивого, несправедливого мира, которым правит князь, который есть сатана, - П. Б.), ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.;2:15;16). Весь негатив в мире есть последствия трагедии в Эдемском саду. Освоить эту чрезвычайно важную истину можно только с Божьей помощью, те есть, через Его Слово (Библию), через молитву и плодотворное общение со зрелыми братьями по вере.
Эдемская драма раскрывает глубину Божьего замысла: свобода, испытание, искупление. Это не просто история — это приглашение. Приглашение к жизни, к свету, к вечности.
Опасный тандем!
Давайте же сосредоточимся на поиске Бога и последующем укреплении наших с Ним отношений. Давайте будем культивировать добродетель и проявлять любовь. Силы и благодать для этого дарует нам Христос.
Чтобы противостоять искушениям и расти в святости, без которой не видать нам ни благословений Всевышнего, ни места в Его грядущем Царстве Небесном, необходима, как минимум, вера. Доверие Богу. И верность Ему. Стоящим на распутье пора бы уже и решиться на первый шаг к любящему всех нас Отцу. Никто из нас не знает в какой день и час настигнет нас смерть. Поэтому уже сейчас и здесь надо бы позаботиться о своём будущем.
Пусть катастрофическое падение наших дорогих предков Адама и Евы в Эдемском саду послужит нам полезным, поучительным уроком в повседневной нашей жизни, проистекающей в условиях, весьма далёких от райских. На горькой ошибке наших первопроходцев, право же, можно многому научиться. Неученье, гласит народная мудрость, было и остаётся тьмой. А тьма, согласно Священного Писания, есть и неведение, и фактическое духовное состояние человека, отделённого от Бога и потому ведомого своим «Я» и лукавым. Чем дирижирование такого опасного, преступного тандема может закончится нетрудно догадаться...
С Богом!
Петер Браун
Свидетельство о публикации №225081101135