Острога богослова

В фолианте «Христианское богословие» (пока что это мой любимый учебник богословия) Миллард Эриксон пишет: «Осознание своих предрасположенностей делает нас более объективными. Предрасположенность отражается на нашем понимании реальности, мы даже порой ее не замечаем. С другой стороны, если мы знаем, что она в нас есть и определенным образом воздействует на нас, мы можем как-то нейтрализовать ее».

Дальше он приводит две удачные аналогии. Первая о том, как рыбак бьет острогой рыбу. Когда он замечает рыбу, у него возникает желание бросить острогу в то место, где он ее увидел. Но благодаря своему опыту рыбак понимает, что из-за преломления света между одной средой (водой) и другой (воздухом) рыба видится ему не там, где она есть на самом деле. Поэтому умелый рыбак направляет острогу в то место, где рыбы вроде бы нет.

Так и охотник, наблюдающий за движущимся животным, стреляет не в то место, где он видит цель в данный момент, но в то, где он предполагает увидеть ее через мгновение. Читающий Библию экзегет и богослов, который сознает свои пристрастия, ограничения, предубеждения, предзнания, предпочтения и предрассудки, имеет больше шансов на адекватное истолкование и рассуждение. Миллард приводит в пример себя:

«Понимание собственных предрассудков означает, что мы сознательно регулируем свое восприятие. Это относится как к общему анализу, так и к частностям. Я, например, по своему происхождению баптист, и это вроде бы должно вести меня к большему акценту на баптистских представлениях в таких областях, как учение о церкви. Следовательно, я должен всегда осторожно относиться ко всем представлениям, в которых слишком очевидно сказываются мои пристрастия».

11.08.2025


Рецензии