Клады - это банки древних

Мифы и легенды

Правда в песне той поется, что лишь дурню клад дается?


И гомеровскую “Илиаду” много веков считали не более, чем красивой легендой. До тех пор, пока археологи не рискнули копнуть в тех местах, которые когда-то описывал великий слепец… Так была найдена знаменитая Троя… Не знаю, приходит ли эта мысль в голову современным кладоискателям, но разного рода историко-литературные труды прошлого перед началом своих поисковых работ они весьма усердно штудируют.

В 20-х годах минувшего ХХ века в Костромском крае работала научная этнографическая экспедиция. Как бы сказал незабвенный Шурик из “Кавказской пленницы”: “Собирали сказки, легенды, тосты”. Ну, о тостах – позднее, если будет повод (когда найдем что-то стоящее). А вот сказания и другие подобные материалы той экспедиции – настоящий клад для кладоискателей. На основании этих этнографических материалов,  изложенных известным костромским краеведом Василием Смирновым в статье «Клады, паны и разбойники» («Этнографические очерки Костромского края, выпуск ХХY1», Кострома, 1921) и подготовлена эта публикация.
 
Банки древних

“На болоте у Нерехты под Егорьевой горой зарыты несметные сокровища – кажутся часто огоньками…”
“У деревни Осиновая Слобода Костромского уезда родник есть теплый в лесу. А над ним большая ель. Тут и ищи клад!”
“В Ковернинском уезде на Пеузском болоте есть “Каменная закладь”, место, выстланное каменным плитняком, здесь находится глубокий омут, посредине его плавает бочка, в той бочке указания, где надо клад искать…”
“У села Блазнова Нерехтского уезда есть гора Степанова, раньше тут деревня была, около нее прудок, неподалеку в овражке кустики… Старики сказывают: жила тут шайка разбойников, они и клад зарыли”…
Черт, а мы-то чего ждем! Ориентиры порой настолько конкретны, что хоть бери лопату, металлоискатель и вперед, на поиски сокровищ! Одно только охлаждает пыл – что ж никто за эти годы и не перерыл все эти горы, курганы и схороны? Что-то тут не так!
Да, оказывается, не все так просто. Клад в народном представлении  не только россыпь монет или ювелирных украшений, а нечто одушевленное. А потому он живет своей собственной таинственной и непонятной нам жизнью, наделен мифической силой и не каждому искателю в руки дается.
Так, жители деревни Матвеевка, что недалеко от Кинешмы, сообщили членам костромской этнографической экспедиции, что за лесными дачами клад показывается … колодцем, а кругом его развешено белье. “Как только подойдем к этому месту, - на полном серьезе рассказывал крестьянин Х. Киселев, - так все сейчас же исчезает, и никакого колодца нет…” Да, близок локоток, но зубок короток!
В городе Галиче и по сегодняшний день ходит легенда о сокровищах, что якобы лежат на дне знаменитого Галичского озера. На клад этот будто бы наложено жуткое заклятие – нужно закопать живьем в землю своего первенца, тогда из озера появится двенадцать кораблей, груженных драгоценностями. Галичский князь Шемяка, известный своей алчностью, решил ради клада пожертвовать своим дитем. Корабли якобы уже стали появляться из воды, но прибежала мать и вытащила ребенка из могилы. И корабли вновь на глазах у всех погрузились в озеро, где, очевидно, и пребывают до сих пор…
Недосягаемы и клады, спрятанные ханом Золотой орды при взятии Иваном Грозным Казани. Согласно летописям, на дне озера Кабан покоится около полутора сотен сундуков с сокровищами. Однажды, в 1940 году, один из таких сундуков даже удалось приподнять над поверхностью озера. Но достать драгоценности тогда не смогли. Утверждают, что казна хана заговорена придворными магами и заклинание это такой силы, что действует до сих пор.

“Неуловимые мстители”

Кстати, такие вот неуловимые клады, говорят, бывают еще и дюже вредными. Рассказывают, к примеру, такую совершенно невероятную историю. Раз свекор со свекровью уехали в город, дома остались снохи. Одна и говорит другой: “А что бы нам явился сейчас клад?” А другая: “Что ты, дура, ишо явится да как страшно, насрать и на клад-от!” Только она это произнесла, смотрят, а в окно гроб пихают! Завизжали бабы от страха, а потом прочли молитву и из гроба посыпался навоз. Собрали они его и выбросили на двор. Вечером приехал свекр, а на дворе лежит куча… золота. Снохи говорят: “И нам, тятя, золота дай!” Дал им свекр денег, они положили в свои сундуки, а через некоторое время у той, что непочтительно говорила о кладе, оказалось не золото, а дерьмо… Вот ведь как надсмехается над человеком нечистая сила!
Встречаются клады, которые появляются только через определенное количество лет. В селе Куникове Костромского уезда у крестьянина Ивана Кончихина клад выходил трижды через каждые семь лет, и никак его не могли взять, все пропадал. Иные клады показываются нескольким лицам – десяти-двадцати, а воспользоваться им может только последний из них, если сумеет дотронуться до него и  трижды сказать заветные слова: “Аминь, аминь, рассыпься!” Клад и рассыплется золотым дождем!
Да, клад капризен. Не любит он, к примеру, если искатель матом ругается. Такой вот, понимаешь, поборник нравственности! В Юрьевецком уезде бывшей Костромской губернии близ деревни Дьяконово пробовали рыть клад Стеньки Разина. Дорылись до плиты, но один из рабочих выругался, и клад опять ушел в землю.
Говорят, есть клады, положенные на имя, например, на Ивана. И никакому Петру или Павлу они не дадутся! Или на то, чтоб кладоискатель был, к примеру, незаконнорожденным. Или такие, какие выйдут только дураку. Вот и думайте, тот ли вы человек, которому всегда везет?
Вообще же, считается, клады чаще всего даются людям некорыстным, а вот жадных они наказывают.

Дайте мне таблеток от жадности. Да побольше!

Был, говорят, такой случай. Копают двое клад, лопата уже ударилась во что-то железное, показался угол сундука. Вдруг вдалеке замаячила фигура прохожего. Кладоискатели, не желая делиться с ним, спрятались. Когда незнакомец ушел, опять взялись за работу, но как ни старались, ничего не откопали…
Или такая история. Артель кладоискателей однажды копала на Бараньих горах, у деревни Ульково Костромской губернии. По преданию, здесь есть большой белый камень, а под ним сундук. Одна партия копала, а другие сидели дома с каким-то странником – “ворожцом”, который читал по книге заклинания. Докопались до сундука и вдруг заспорили. Один говорит: “Я и на сына денег возьму”. А другой говорит: “Как же, сейчас! Держи карман!” Сундук как застучит, загремит и из рук ушел – не поймали. А ворожец в это время читал, читал, да как хлопнет книгой. “Нет, – говорит, – толку не будет!” И ушел.
Ну, а если и найдет корыстный человек клад, не впрок ему будет богатство.
Под Сенгилеем, в селе Кроткове рассказывали, что вдруг разбогател один мужик. Соседи стали к нему приставать: “Откуда у тебя деньги?” А он молчит, ухмыляется. Стали за ним следить и выяснили, что берет он деньги из заклятого клада в полночь на первый день Великого поста. А после этого больной лежит неделю – черти ему так ребра намнут, что не вздохнуть! Так он, прежде чем опять к кладу за деньгами идти, напиваться стал – проводить, так сказать, местную анестезию. Ну и упал пьяный в овраг и погиб.

Копайте, Шура, копайте

Удивительно, но кладоискательство было весьма популярным занятием в крестьянской среде. Вместо того, чтобы пахать и сеять, мужики собирались в артели и толпой шли ловить удачу. Слишком уж соблазнительно было разбогатеть  зараз, и не думать каждый день о хлебе насущном. Впрочем, не только крестьяне бродили по лесам в поисках халявных сокровищ, но и высокопоставленные чиновники и даже царствующие особы. Так, родная сестра Петра 1 Екатерина Алексеевна держала вокруг себя целую челядь ясновидящих, и каждый день расспрашивала: не видели ли они во сне каких знамений, указывающих, где клад зарыт. А если получала утвердительный ответ, – тут же снаряжала на поиски отряд. Но результативны ли были эти поиски - неизвестно.
А в Воронежской губернии в конце 19 века жил весьма состоятельный господин, который исходил весь край вдоль и поперек, разыскивая клады атамана Кудеяра. Вокруг него кормилась целая куча прохвостов, втридорога продававших ему всякие “кладовые записи”, чертежи, заговоры, “разрыв-траву” и иную атрибутику кладоискателя.
Между прочим, и сейчас есть немало людей, которые увлекаются кладоискательством. Благо металлоискатели нынче можно легко купить, причем с каждым годом появляются в продаже все более и более навороченные. Так, костромич Александр давно увлекся этим делом. Но пока ничего особо ценного не нашел, избороздив все окрестности своей дачной деревни. Но коллекция старинных монет и крестиков у него уже большая, он с превеликим удовольствием ее демонстрирует, хотя ничего особо ценного в ней нет. А еще он  изучает исторические документы - где когда-то стояла та или иная деревня, село, был храм или монастырь. Он считает, что в чистом поле никто клад прятать не станет - где-то недалеко от жилья закопали да в приметном месте, чтоб по ориентиру легко найти свои сокровища.
Однажды Александр с приятелями участвовали в солидной экспедиции. Искали клад знаменитого атамана Ивана Фаддеича, который когда-то гулял в костромских лесах. Клад, конечно, не нашли, все это, скорее всего не более, чем легенда. Но пыл Александра неудача не охладила, на кладоискательство он, похоже, крепко подсел – все мечтает отправиться искать сокровища атаманши Степанины, зарытые якобы на Бабьей горе, на границе Костромской и Нижегородской областей. И ни противная мошкара, ни тяжелый физический труд землекопа, ни вероятность нарваться на очень крупные неприятности (дело-то наказуемое) его не останавливают. Потому,  как говорят сами кладоискатели, важен процесс, а не результат. Ну, а если вдруг повезет, - вдвойне приятно. Вот тут-то и пригодятся тосты, записанные в той же этнографической экспедиции…

***
К сведению
Чтите уголовный и административный кодекс!

В России деятельность кладоискателей регламентирует закон №245-ФЗ от 23.07.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». По нему нельзя производить раскопки на территории культурного слоя старше 100 лет - около той же деревни, которая была здесь век назад, или утраченного храма. Все предметы археологии (монеты, церковная утварь и пр.) принадлежат не тому, кто нашел, а государству. Закон также устанавливает уголовную ответственность за поиск на объектах археологии - от внушительного штрафа до реального тюремного срока.


Рецензии