Счастье

СЧАСТЬЕ из книги "Учение суфиев"


Зависит ли счастье от обстоятельств или от нашего отношения к жизни? Вот вопрос,
который часто задается и на который особенно трудно ответить. Многие из нас, имеющие
некоторое представление о философии, скажут, что материальный мир – лишь иллюзия, а
жизненные обстоятельства – сон, но лишь очень немногие способны действительно поверить в
это сами. Знать нечто в теории – это одно, а применять на практике – совсем другое. Очень
трудно возвыситься над тем воздействием, что оказывают на нас обстоятельства. Без сомнения,
лишь одно средство поможет нам подняться над ними, и состоит оно в изменении восприятия
жизни; а эта перемена, в свою очередь, происходит через изменение нашего отношения к
жизни.

Счастье есть процветание души. Ребенок, который начал с невоспитанности,
неосторожности в обращении с другими и разрушительности, со временем притянет к себе ту
же силу и с ним случится то же самое. Что мы даем ребенку, то и получим обратно. Многие ли
считаются с этим фактом? Люди никогда не думают, что их могут ранить собственные слова,
собственные поступки, мысли или чувства; они продолжают в том же духе, но в свое время все
это вернется к ним, изгоняя из страны счастья.

На санскрите жизнь обозначается словом сансара. Она изображается как пребывание в
тумане. Человек думает и говорит, делает и чувствует, но никогда полностью не понимает
почему. Если человеку известна одна причина, всегда есть скрывающаяся за этим знанием
другая причина, о которой он даже не знает. Очень часто обстоятельства жизни представляются
пленом; порой кажется, что идешь между рекой и пропастью; чтобы подняться над этим,
нужны крылья, которые есть не у каждого. Душа имеет два крыла: одно – независимость,
второе – беспристрастность. Требуется огромная мера самопожертвования, прежде чем
обретешь независимость в жизни, а беспристрастность вступает в противоречие с природой
любви и симпатии; надо словно разрезать свое сердце пополам, прежде чем сможешь
практиковать беспристрастность в жизни. Конечно, когда душа получает возможность
расправить крылья, человек начинает видеть обстоятельства жизни отделенными от себя; тогда
он поднимается над всеми обстоятельствами, делающими человека пленником.

Нет трудности, которую раньше или позже нельзя было бы преодолеть, но, даже если
человек и получил то, чего страстно желал от жизни, всегда остается нечто такое, что еще не
получено; поэтому если человек идет от одной вещи к другой, осуществляя все свои мечты, то
предмет его желания все более разрастается и множится, и этому не будет конца. Чем больше
ему надо сделать в жизни, тем больше трудностей придется преодолеть, а если человек
держится вдали от жизни мира, то его присутствие здесь бессмысленно. Чем важнее задача, тем
труднее ее выполнение.

Так вечер следует за днем, и все продолжается вечно. Поэтому суфию нужно обладать не
только терпением, чтобы вынести все, что потребуется, и моментально освободиться от
трудностей и боли, но и умением видеть вещи с определенной точки зрения. Очень часто такая
точка зрения изменяет всю жизнь человека. Она может обратить ад в небеса; может сделать
горе радостью. Человек может так смотреть на жизнь, что даже самый легкий укол кажется
ударом меча в самое сердце, но при другом угле зрения сердце оказывается защищено от
уколов; ничто не может повредить его; все то, что камнем тянуло вниз, теперь не оказывает на
него воздействия.

В чем смысл хождения по воде? Вода символизирует собой жизнь: один тонет в ней,
другой плывет, но есть и тот, кто может ходить по воде. Человек, который чувствителен
настолько, что даже после легкого укола ощущает себя несчастным целые сутки напролет,
относится к первой группе. Тот, кто берет и отдает, превращая жизнь в игру, является пловцом.
Он не огорчается, получив один удар, потому что черпает удовлетворение в способности
ответить на один двумя ударами. Но тот, кого ничто не может задеть, пребывает и в мире, и над
ним. Он идет по воде; жизнь оказывается у него под ногами вместе со всеми радостями и
страданиями. Воистину, независимость и беспристрастность есть два крыла, дающие душе
способность летать.


Рецензии