Туполев Алексей Андреевич Авиаконструктор

         Авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев. Досье.

     Алексей Туполев - советский и российский авиаконструктор, академик Российской академии наук, сын знаменитого авиаконструктора Андрея Туполева. Он участвовал в создании многих самолётов серии "Ту2 и их модификаций. Туполев-младший, в частности, принимал участие в разработке советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. В 1963 году этот самолёт впервые в истории транспортной авиации преодолел звуковой барьер.

     Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 года в Москве в семье знаменитого советского учёного и авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962).Во время войны вместе с родителями эвакуирован в Омск. В 1942 году Алексей окончил среднюю школу и начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством отца. Его первой конструкторской работой стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2 - в дальнейшем её использовали в серийном производстве для экономии металла в годы войны.

     В 1943 году Алексей Туполев вернулся в Москву и поступил в МАИ им. Серго Орджоникидзе. Окончив учёбу в 1949 году, он вернулся в конструкторское бюро отца и занял должность ведущего конструктора.

     В 1956 году Туполев-младший начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полёта в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей. Год спустя возглавил отдел "К" по беспилотной технике авиационного завода № 156 (с 1966 года - Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Опыт", с 1969 года - Авиационный научно-технический комплекс им. Андрея Николаевича Туполева, сейчас - ОАО "Туполев" в составе Объединённой  авиастроительной корпорации).

     В период с 1963 по 1973 год занимал пост главного конструктора предприятия, а также работал заместителем генерального  конструктора. в 1973 году после смерти отца, Алексей Туполев стал генеральным конструктором ММЗ "Опыт".

     Туполев-младший принимал участие в создании многих самолётов марки "Ту" и их модификаций. Среди них были, в частности, Ту-134 - советский пассажирский самолёт, рассчитанный на 78-80 пассажиров, разработанный в начале 1960 года. Ту-134 выведен из эксплуатации в 2019 году.

     Алексей Туполев также участвовал в разработке советского сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Свой первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового  транспортного самолёта. Год спустя, 5 июня 1969 года, он впервые в истории транспортной авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация Ту-144 продолжалась до 1978 года.

     Также под руководством Туполева-младшего разработан Ту-154 - трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152-180 пассажиров.

     Среди других известных проектов, над которыми работал авиаконструктор, - среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт Ту-204, тяжёлый двухмоторный многоцелевой самолёт Ту-16, сверхзвуковой беспилотный дальний разведчик Ту-123, дальний противолодочный самолёт Ту-142. В 1986-1995 годах Туполев-младший был генеральным конструктором одноступенчатого многоразового  воздушно-космического самолёта (ВКС)Ту-2000, но проект заморозили из-за отсутствия госфинансирования.

     Алексей Туполев участвовал в проектировании советского орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы "Буран". Свой первый и единственный космический полёт "Буран" совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту.

     Алексей Туполев скончался 12 мая 2001 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

     Алексей Туполев был женат на Майе Александровне Туполевой. В браке родились двое детей: сын Андрей (род. 1961г.), кандидат технических наук, директор центра маркетинга ОАО "Туполев", и дочь Татьяна (род. 1963г.), кандидат медицинских наук.

     В 1953 году Алексей Туполев защитил диссертацию кандидата технических наук, а спустя десять лет, в 1963 году получил учёную степень доктора технических наук. В период с 1978 по 1985 год Туполев-младший возглавлял кафедру "Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов" Московского авиационного технического института.

     С 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в отделении механики и процессов управления по специальности "Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение". Алексей Туполев был автором ряда работ по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике. С 1991 года Алексей Туполев - академик Российской академии наук.

        Награды:

        Герой Социалистического Труда (1972).
        Лауреат Ленинской премии (1980).
        Лауреат Государственной премии СССР (1967).
        Три ордена В.И.Ленина.
        Орден "Знак Почёта".

        Источник: aif.ru   20.05.2020. Автор Мария Осина.


Рецензии