Закодированный

 
         
                "Тот же Савка, да на иных санках"(русск. пог)
          
                Был поздний осенний вечер, за окном сеял неприятный холодный дождь, семья Риты готовилась ко сну. Внезапно раздался звонок в дверь. Рита открыла, за её спиной встал обеспокоенный муж. Оказалось, это зять Мишка – муж сестры Лены. Измученный, уставший, грязный.
                - Чего тебе? – грубо спросила Рита.
                - Я с дачи, пешком. Дайте мне денег в долг на такси до дома доехать, а то автобусы уже не ходят, - смущённо попросил он, не переступая порога…
                - Что-о? На такси? До дома? Тебя ещё домой пускают? Пешком дойдёшь! Ты – последний человек, которому бы я дала в долг! – заявила Рита, и захлопнула дверь перед его носом.
               - Ну, зря ты так, надо было дать,  – сказал муж. – Далеко ведь идти!
               - Обойдётся! – ответила жена, в глубине души не уверенная, что поступила правильно. От их окраины до центра города расстояние примерно в шесть километров, да столько же Мишка шёл от дачи по глинистой дороге... Семья легла спать, и во сне Рите снилось, что это она идёт под холодным дождём, по невылазной грязи, к мерцающим на горизонте городским огонькам. А потом ещё долго-долго - по городу, промокшая  насквозь, уставшая…
                Её сестра Лена  училась  на строительном факультете Пермского Университета, вышла замуж за однокурсника Михаила после его окончания, и приехала вместе с ним в родной город, оба по распределению. Стали работать по своей специальности: Лена - в Проектном Институте, архитектором, Михаил - прорабом на стройке. Для начала молодой семье дали комнату в молодёжном общежитии, но можно было не сомневаться, что квартиру получат быстро: строители, молодые специалисты!
               Лена была очень красивой девушкой, а Михаил – очень умным, хорошая пара. Однако вскоре в Михаиле обнаружился  изъян  - оказалось, он большой поклонник Бахуса.  Родился сынок Владик – слабенький.  А Мишка продолжл пить.  Пил, опаздывал на работу, подводил начальство, попадал в вытрезвитель, валялся пьяный где попало, терял шапки, шарфы  и перчатки без конца. Из прорабов пришлось уйти, стал мастером, а потом и рядовым строителем… И очередь на квартиру по мере того, как он себя компрометировал, откладывалась и откладывалась. Жить молодой семье было трудно, Лена себе во всём отказывала, переживала из-за мужа, взывала к его совести – всё было напрасно!
               Как-то Рита пришла к ним в гости в общежитие, и просидела несколько часов. Был выходной, Лена с Мишей вместе стирали на старенькой стиральной машинке, без центрифуги, когда у многих уже были автоматы. Белья накопилось много, стирали в несколько партий, уже и дело к вечеру. Наконец, закончили. Рита помогала молодой паре, проголодалась. Думает - и хозяева  устали, есть хотят, сейчас они все вместе сядут за стол, чего-нибудь поедят!  Но Лена дала денег Мише «на пиво», и он ушёл.
              - А обедать? Он же голодный! Вы оба с утра наверняка не ели! Лучше бы ты его покормила! Жена, называется - сама дала денег на пиво… - возмутилась Рита.
              - И утром не завтракали, и есть нечего…
              -  Как то есть – нечего? Война, что ли? Ну-ка давай чего-нибудь на стол! Я есть хочу! – потребовала Рита по-свойски.
              - Правда, нечего, - сказала Ленка.
              Ритку уже подвело, при этом она и утром завтракала!
              - Ну, хлеб-то у вас есть?- спрашивает.
              - Хлеб есть.
              - А растительное масло?
              - Есть немножко…
              Они налили в блюдце масла, посолили, и маленько заправились.  Потом Лена поехала за сынишкой, который весь день был у бабушки. "Ничего себе – в гости сходила, - думала Рита по дороге домой! Даже чаем не напоили - ни заварки у них, ни сахара!.. Это что за жизнь?"
              Годы шли, Мишка пил, сын рос слабеньким. Рита в гости к ним больше не ходила. А там у сестры и дочка родилась... Однажды Рита при встрече с зятем набросилась на Мишку: 
              - Как ты можешь пить? У тебя же высшее образование! Ты всё понимаешь! Посмотри на жену, на детей, на кого они похожи? В сорок лет живёте в общежитии - строители! - Михаил смущённо молчал, слушал, не возражал, страдал, но бросить пить не мог.
               Между тем  в городе пошла слава одной их врачих, что она хорошо кодирует от пьянства, однако  стоило это очень не дёшево! И тогда измученная Ленка пришла к ней, и сказала:
               - Мне нечем вам заплатить... Спасите человека,  нашу семью… - и заплакала.
               - Хорошо, - сказала добрая женщина, врач - приходите оба, через три дня, а пока - не пить…
               Пришли, Мишку закодировали. И чудо произошло - всё пропивавший мужик остановился! Поехал даже в Курган навестить мать, брата. Заметил большую разницу в цене на гастрономию. Стали возить оттуда конфеты, печенье с товарищем сначала багажом, потом скооперировались с кем-то – машинами! И дело не пошло - полетело! Оказалось, они напали «на жилу»! Вот уже и контейнер на оптовке, вот уже и магазин собственный, и склад! Уже сами машинами отпускают товар в область!..
               Купили за свои деньги четырёхкомнатную квартиру, сделали шикарный ремонт, Ленка уже на своей машине ездит не пассажиром – за рулём! И у Михаила шикарная машина. Их сын Владик поступил в Университет, на факультет информатики. Надоело ему быть сутулым доходягой! Стал ходить на дорогие спортивные курсы, расправился! Парень получился высокий, красивый – в маму,  умный – в отца. Ездил он на занятия уже тоже на дорогой машине, и за рулём смотрелся – как мажор. Женился.
              На оплаченные Мишей билеты приехали  гости  из Израиля – младшая сестра Галя и её муж Гена. Пьющего Генку немедленно закодировали у той же врачихи. Он не согласился кодироваться больше, чем на год, и через год снова начал пить. Галя с ним развелась. Закодировали и других родственников Лены. Все они стали работать на фирме у Миши. Это было в самые трудные годы, в девяностые… Человек Мишка оказался золотой души, многое делал бескорыстно, помогал, чем мог и кому мог. Не только платил зарплату – давал деньги на лечение, свадьбы, похороны.
              Одному купил старенький грузовичок, и тот сам стал предпринимателем. Другой из родни не пожелал работать у него сторожем, захотел в деревню, захотел лошадь. Исконно городской житель вообразил, что для счастья ему надо жить в деревне. Миша купил ему дом в деревне, лошадь, закодировал. Бесполезно - через год тот снова стал пить, продал лошадь и дом, вернулся в город. Деньги, конечно, не отдал, и опять стал работать сторожем на складе. Когда склад сгорел вместе с товаром, Михаил построил отличный коттедж, поселил в нём бездомных родственников, потерявших квартиру, поставил новые склад, гараж, баню.
              В этой бане компаньоны по фирме и «оттягивались» по субботам.  Без алкоголя. Для остроты ощущений немного поигрывали в картишки. Теперь у семейной пары два магазина в центре, да три – в области. Дочь подросла, тоже поступила в институт – умница и красавица.
              Однажды Лена подходит к Рите на базаре, где та торчала, как воробей, круглый год, торгуя по мелочи, опалённая солнцем, омоченная дождями, со своей мелкой торговлишкой:
               - Посмотри! – и улыбнулась во весь рот. Рита чуть не ослепла – голливудская улыбка!.. Такие зубы – и свои… Как это? А где железо?.. Оказывается, в городе есть чудесный зубной врач – Наталья Саутнер, она и не такое может, были бы деньги… Железо с зубов сняла, где надо - нарастила... Теперь Рита и сама ходит только к ней, хотя и кряхтит при расплате. Зато знакомые удивляются: «У тебя что, свои зубы до сих пор?» Да, свои! Потому что за её зубы отвечает хороший врач!
              Ленка опять стала настоящей красавицей, и Михаил с деньгами и на престижной машине, оказывается  – мужчина хоть куда! Но главное его достоинство – действительно, доброе сердце. Миша никогда не дал Рите понять, что помнит тот, давний эпизод, когда она не дала ему денег на такси, она и сама казнит себя за это… Однажды набралась решимости, и всё же попросила у Миши прощения... А тот сделал вид, что не помнит...

               
              Было ему немного за шестьдесят, когда Михаила не стало... Бросив пить, курить он стал ещё больше, и умер от рака лёгких. От ЭТОЙ привычки он не смог отказаться. Видела Рита его за месяц до смерти, не подозревая о его болезни - он самозабвенно курил... будучи больным на последней стадии...


Рецензии