Картежник-оппортунист

Из воспоминаний.

"Картежник-оппортунист".

Водился в моей жизни один знакомый картежник, сама натура которого была не чем иным, как махровым оппортунизмом. Однажды я его так и назвал в лицо.
Он вытаращил глаза, полные искреннего (или мастерски подделанного?) непонимания:
– В смысле?!
Я вздохнул, ловко заправив две лишние стиры в стос (незаметно спрятав карты в колоду), и отмахнулся:
– Неважно, проехали.
Этим нехитрым маневром удалось на пару секунд отвлечь и его внимание, и бдительность остальных игроков. "Курочка" собиралась по вечерам; джентльменский состав пестрил разнообразием.
Тут были и серьезные авторитеты с весом в определенных кругах, и уважаемые люди, и просто мужики, не чуждые азарта – те, кто не прочь был "потянуть короля за бороду" и "почесать шкуру" (попросту – поиграть в карты на деньги).

Так вот, этот фрайерок на мягких лапках вызывал во мне стойкую антипатию. Порой он маячил на сходняках (встречах за не самым круглым столом), вставлял свои пять копеек, но неизменно держал нос по ветру.
Молниеносно соображал, на чьей стороне сегодня сила и выгода.
 Для каждого старался быть своим, хорошим.
 И с той же кошачьей пластикой умел переобуваться на ходу, стоило ветру перемениться.

Признаться, литературу я потреблял разную: от легковесной беллетристики до фундаментальной классики.
Читал и Ленина – времени там хватало. Дословно сейчас не процитирую, но термин "оппортунист" впервые врезался в память именно из его трудов:

"Оппортунист, по самой своей природе, уклоняется всегда от определенной и бесповоротной постановки вопроса, отыскивает равнодействующую, вьется ужом между исключающими одна другую точками зрения, стараясь "быть согласным" и с той, и с другой, сводя свои разногласия к поправочкам, к сомнениям, к благим и невинным пожеланиям и т. д."


Рецензии