Неделя удивлений
Именно так, я бы назвала эту недель июня. Кто же и чем меня удивил на этой неделе? Давайте разбираться.
Воробьи не столько удивили, а скорее приятно порадовали своей сплоченностью, когда они всем своим большим семейством перемещались по растущей перед нашими окнами березе, собирая различных букашек на её ветках. Происходило данное действо как всегда шумно и громогласно. Что уж они там так бурно обсуждали – не знаю. Каждый может придумать их беседу в силу своей фантазии.
И вот первое удивление. Я уже писала про воробьёв и домового и полевого, но именно на этой неделе я увидела полевого воробья по-настоящему. Почему я так говорю? Да потому что я впервые увидела полевого воробья вблизи и мне бросилась в глаза, его кирпично-красная шапочка, которая очень сильно отличается от его общей расцветки тела. Настолько сильно отличается, что для меня, он в одночасье стал «Красной шапочкой» птичьего мира.
Это отличительный признак полевого воробья, потому что основное оперение у него бледно-жёлтое с тёмными вкраплениями. Получается его тело пёстрое из-за этого, в то время как его шапочка имеет интенсивно красный цвет, даже кирпичный. И я эту яркую шапочку заметила только сейчас. Как же мы легко привыкаем к большим, я бы даже сказала общим образам, и не замечаем деталей. А ведь именно детали придают нашей жизни красок. Вот и маленький полевой воробей вдруг окрасил своей шапочкой мою повседневную жизнь. Спасибо ему.
На дворе середина июня, а по весне я писала о том, что на одной из берёз, растущих во дворе, напротив наших окон, появилось гнездо грачей. Тогда мы смогли за ним наблюдать, поскольку берёза ещё только-только покрывалась листочками, но по мере того как листочков становилось всё больше, объект наблюдения скрылся с наших глаз.
И вот спустя месяц, мы увидели плоды гнездования. Птенцы, которые вылупились в этом гнезде, уже стали довольно взрослыми, оперившимся, но всё равно ещё являющимися птенцами, которые перепрыгивают с ветки на ветку. И вот так перебираясь с ветки на ветку, с дерева на дерево они и добрались до берёзы, которая расположена прямо напротив нашего окна. Это дало мне возможность сидеть у окна и наблюдать за молодняком грачей, который кричит в попытке привлечь внимание родителей, для того чтобы они их накормили.
Второе удивление мне преподнесли лысухи. Наблюдая за тем, как они стоят гнездо, создают кладку, высиживают птенцов, выводят их и выкармливают, я как –то не задумывалась над тем, а что происходит после всех этих действий с гнездом? Не задумывалась, потому что не было для этого повода. Я просто видела, как птицы вывели птенцов и покинули гнездо.
Но я ошибалась, что гнездо покинуто навсегда, как например это делают чомги. Оказывается, лысухи очень привязаны к своему гнезду. Про них можно даже сказать, что они домоседы. Они любят свой дом - гнездо. Они поддерживают его в хорошем и надёжном состоянии. Делает это самец. Он его подправляет, подкладывает в него новые травинки, чтобы в нём было сухо и хорошо.
Именно такое действие было мною замечено после того, как птенцы вылупились и уже могли самостоятельно передвигаться вместе с родителем в поисках пропитания. Я ещё очень удивилась, думая, что лысухи решили завести потомство во второй раз. Но нет, это была простая забота о доме – гнезде.
Особенно гнездо важна для лысух в дождливую погоду. Они возвращаются в него, чтобы высохнуть, почиститься, привести себя в порядок. В гнезде или около него, поскольку семейство уже большое и поместиться в гнезде могут не все, они отдыхают. Это та самая гавань, где им хорошо. Кто бы мог подумать, что лысухи такие домашние. Удивительно.
Четвёртая пара поганок по-прежнему поражает меня своей то ли настойчивостью в желании вывести и вырастить потомство, то ли глупостью и неумением построить гнездо. Они уже целый месяц пытаются построить гнездо, но делают это из рук вон плохо. То есть самец кладёт пару травинок крест-накрест, и самка тут же забирается на это хрупкое устройство, под названием гнездо, и она сидит там сутки, а может быть двое, пока поднявшаяся вода не разрушает гнездо, пытаясь доказать этим неумехам, что так стоить – нельзя!
И так происходит уже на протяжении целого месяца. Но видимо до этой пары чомг доходит очень туго, ну ооочень. Самка сидит практически в воде, на двух-трёх травинках. Как они собираются выращивать потомство в таких условиях я просто не понимаю. Строители из них никудышные, просто никудышные, но при этом они очень хотят стать родителями.
Вот и наблюдаю я за этой чудной парой и не знаю смогут они вывести потомство или не смогут. Полагаю, что вряд ли.
Ещё меня удивили родственницы лысух – камышницы. Они меня и удивили, и восхитили.
Я наблюдала как всегда за молодой и непонятной парой чомг, как вдруг моё внимание привлёк новый персонаж. Им оказалась камышница с птенцами, которые вылупились буквально на днях. И даже ещё не все. Камышница на гнезде и с птенцами! Вот уж удивление, так удивление.
Я весь месяц ходила мимо этого места, наблюдала за парой чомг и не видела, что возле берега, буквально в полуметре от него, в камышах, сидит на гнезде камышница. Она вела себя так тихо, как истинный партизан. Я видела её несколько раз утром, гуляющей недалеко от этого места под ивой и другими деревьями. Но мне всегда хотелось узнать, где же она селится и найти её гнездо. Но мне никак это не удавалось сделать. Камышница очень скрытная птичка. Днём она почти не показывается, что и было продемонстрировано во время высиживания птенцов. Я бы и сегодня её не обнаружила, она продолжала так же тихо сидеть и выводить оставшихся птенцов. Но её присутствие выдали уже вылупившиеся птенцы. Особенно один, ну очень самостоятельная и храбрая личность.
Маленький, чёрненький, шустрый комочек был настолько невесомым, что практически бегал по воде, как один из апостолов. И именно его я увидала первым. Ну а следом я обнаружила и саму камышницу на гнезде. Она сидела так тихо, что её выдало только вынужденное движения из-за вылупившихся птенцов, да яркий красный клюв, мелькнувший в зарослях камыша, вернее рогоза. Моё счастье в это утро было не передать словами, но я попыталась. Я была очень счастлива.
Утром, я как обычно слушаю пение птиц. И вот уже середина июня и птичьи голоса очень сильно изменились. Если, до середины июня можно было слышать именно певчих птиц, создающих пары для гнездования и призывающих своим пением потенциальных партнеров, то вторая половина июня очень сильно изменилась в плане певцов.
Все настоящие певчие птицы сейчас не поют вовсе или несколько поубавили свои арии, они заняты выращиванием потомства. Их место заняли те птицы, которые проживают с нами постоянно – грачи, серые вороны, галки, воробьи полевые и домовые. Но иногда, в этот повседневный оркестр забирается кто-то залётный. Птица не нашего ареала обитания, прилетающая к нам только погостить на лето. И это удивительно.
Но я расскажу об одной из повседневных птиц. О грачах. Целый месяц, пока они высиживали птенцов их не было ни видно, ни тем более слышно. И как только птенцы подросли достаточно для того чтобы летать, присутствие грачей стало вдруг очень ярким и заметным. Каждое утро они громогласно заявляли о себе, потом куда-то улетали все вместе, видимо кормиться. И к 17:00, так же дружно они возвращались, чтобы приготовиться к ночному отдыху. Их ритуал можно было записывать по часам.
Очень интересно слушать как поют грачи. Да, они поют, своеобразно, но очень интересно. Мы все привыкли думать, что они кричат что-то наподобие «Карр». Но при этом, если внимательно прислушаться, то согласные буквы из этого звука вылетает и остаются одни гласные. То есть продолжительная буква - «аааа» -. Ещё есть вариант - «оу» -, то есть съедается буква «Р» и получается длинное – «Оооууу».
Утро - это просто прекрасное время для того чтобы услышать птиц, потому что город ещё спит и только-только просыпается, поэтому есть возможность услышать что-то новое и необычное. Поскольку мы с самой весны слушаем птиц то, наш слух уже автоматически выделяет новые звуки в пространстве. И тут важна скорость, успеть включить определитель, чтобы понять кто вклинивается в этот размеренный ритм певческих голосов, и сегодня мне это удалось сделать. Этим неожиданным певцом оказался - обыкновенный поползень, птичка, которая не так часто встречается, в лесу, а что уж говорить про город с его многоэтажными домами. И это радость и очередное удивление.
Вот такой удивительной была неделя.
Свидетельство о публикации №225081100269