Как энергия и информация управляют миром

В основе процессов, происходящих в окружающем мире, лежат  такие явления, как  энергия и информация. Без этих явлений невозможно представить существование жизни на нашей планете, во всём её многообразии и сложности.
Для начала было бы неплохо разобраться в том, что такое энергия и информация, как они взаимодействуют друг с другом,  какую роль играют в жизни каждого из нас?
Я не собираюсь перегружать ваш мозг сложными академическими определениями того, что такое энергия и информация. Желающие более подробно разобраться в этих вопросах, могут обратиться за более подробными сведениями к школьным и вузовским учебникам, а также к работам авторитетных учёных.
Я постараюсь объяснить эти понятия своими словами ,как можно проще и яснее.
Начну с энергии. Коротко говоря, это способность физического объекта совершать работу или вызывать изменения. У всех объектов, которые мы наблюдаем вокруг нас,  есть энергия, в той или иной форме. Даже элементарные частицы, вроде электрона или фотона ( если учитывать и поле), несут энергию. У мёртвого человека, после смерти, остаётся определённая химическая энергия, накопленная при жизни.
Среди наиболее распространённых форм энергии, которыми люди пользуются каждый день ,можно назвать тепловую ,химическую, электрическую и ядерную энергию.
В школе, на уроках физики, каждый из нас изучал такие виды механической энергии, как энергию покоя, потенциальную и кинетическую энергию.
Уже в античности люди задумывались о таинственных силах, приводящих природу в движение. У Аристотеля встречается понятие «энергия», но оно ,скорее, означает «активность», «реализацию потенциала», а не физическую энергию в современном смысле.
В XVII в., в рамках механики, Галилей, Ньютон и другие учёные описывали движение и силу, но не имели чёткого представления об энергии.
В XVIII в. вводится термин «живая сила»- прообраз кинетической энергии.
Тогда же Герман Гельмгольц и другие мыслители начинают формулировать законы сохранения энергии.
В XIX в. понятие энергии оформляется окончательно. Джоуль, Майер, Гельмгольц, Клазиус развивают идею о том, что энергия не исчезает ,а переходит из одной формы в другую. Возникает закон сохранения энергии, который служит фундаментом современного естествознания.
В большинстве случаев, виды энергии в природе можно измерить ,но степень точности и возможность прямого измерения зависят от типа энергии, условий наблюдения и доступных инструментов. Исключение составляют тёмная энергии и некоторые экзотические формы энергии, которые известны исследователям только по косвенным признакам.
Важно отметить, что энергия не может быть создана или уничтожена, она лишь переходит из одной формы в другую, или передаётся между системами. Таков закон сохранения энергии. Это ключевой закон физики, к которому мы будем неоднократно возвращаться ,в ходе наших рассуждений.
Все ли объекты материального мира порождают энергию? Нет, не все. Некоторые объекты могут хранить энергию(например, батарейка), а другие могут преобразовывать энергию( например, двигатель). Существуют объекты, которые не обладают собственной энергией, или неспособны её порождать.
Может ли человек порождать энергию? Строго говоря, нет. Человек не «порождает» энергию, а преобразует её. В частности, он преобразует химическую энергию пищи в электрическую ( нейронная активность), механическую (движение) в тепловую энергию.
Теперь перейдём к информации. В самом общем смысле, информация – это сведения, которые уменьшают неопределённость и передают смысл. Читая научные книги, мы стремимся восполнить свои знания об окружающем мире и, тем самым, уменьшить неопределённость относительно того, что происходит вокруг. Все объекты в этом мире содержат информацию, но далеко не все способны её активно производить ,получать и передавать, т.е. участвовать в информационном обмене. К числу такого рода объектов ,которые обладают всеми этими возможностями, относятся живые организмы, человек ,искусственные системы, кибернетические и биотехнические системы, некоторые физические системы с обратной связью.
Однако, к информационному обмену, явно неспособны пассивные физические объекты, без механизмов восприятия и отклика: камень, песчинка, изолированный атом. Они, хотя и содержат информацию, но не обмениваются ею.
Как видим, человек, в процессе создания информации, играет важную роль. Он не только сам производит информацию, но и создаёт, в свою очередь, системы, способные генерировать информацию. Это выдвигает человека на первый план среди всех объектов информационного мира.
Теперь затронем ещё один важный вопрос: как взаимодействует информация с энергией?  Может ли информация генерировать энергию? Ответ на последний вопрос будет отрицательным. Информация не является разновидностью энергии и не может напрямую её генерировать. Это нарушило бы законы сохранения энергии и термодинамики. Однако, информация может управлять распределением энергии, запускать энергетические процессы и быть необходимым условием для извлечения энергии. Так, информация управляет потоками энергии, направляет её и активирует.
Подобных примеров предостаточно. В биологии генетическая информация(ДНК) не создаёт энергию, но кодирует фрагменты, которые запускают метаболизм. Наш мозг обрабатывает информацию, вызывая нервные и гормональные сигналы, которые, в свою очередь, запускают мышечную активность, т.е. использует энергию. В технике программа в компьютере не является энергией, но управляет схемами, которые расходуют энергию и выполняют работу. То же самое можно сказать и о сигналах. Сам сигнал почти не несёт энергии, но инициирует большой энергетический процесс.
Таким образом, хотя на физическом уровне, энергия и информация –это разные сущности, любое получение, передача или удаление информации требует энергии. Это доказано в рамках теории информации( Шеннон), физики( принцип Ландауэра) и термодинамики ( энтропийные законы).
Можно сказать, что информация выступает в роли некоего энергетического ключа, который открывает доступ к энергетическим ресурсам. Это как чертёж двигателя – он сам не производит движение, но позволяет построить машину, которая его произведёт. Как тут не вспомнить идеи Платона, лежащие в основе всего сущего?!
Между информацией и энергией существует сложное диалектическое взаимодействие. Для передачи и обработки энергии требуется информация. А информация, в свою очередь, может быть инструментом управления энергией.
Энергия может генерировать информацию, но не автоматически, а при помощи структур, способных её «считывать» или преобразовывать.
Мы подходим к ещё одному важному понятию ,используемому в  рамках настоящей работы, - человеческому мозгу. Какую роль играет он во всех этих сложных процессах?
Мозг генерирует и обрабатывает информацию через нейронные сигналы, создавая мысли, коммуникацию и творческие продукты. Мозг способен создавать новые идеи ,концепции и решения, что в метафорическом смысле, можно назвать «порождением информации». С научной точки зрения, это результат сложных нейронных процессов, основанных на опыте ,памяти и обработке данных. Нейронные сети порождают сложные паттерны активности, которые можно интерпретировать, как информацию( например, воспоминания или решения). Наиболее очевидными результатами информационных процессов, происходящих в нашем мозге, являются продукты нашего творчества: книги ,программный код, музыка.
Мозг генерирует электрические сигналы, которые можно использовать, например, в интерфейсах «мозг- компьютер». Это демонстрирует способность мозга «порождать» сигналы, которые могут быть преобразованы в информацию для управления внешними устройствами.
Чтобы поддерживать свою жизнедеятельность, мозг употребляет глюкозу и кислород. Эти вещества являются источниками энергии для мозга, поставляемыми через кровоток.
Таким образом, мы можем сказать, что процессы, происходящие в нашем мозге, носят энерго-информационный характер. Энергетические и информационные процессы нерасторжимо взаимосвязаны друг с другом и ,по сути, представляют собой одно целое.


Рецензии
Уважаемый Константин, Вы противоречите сами себе. Мозг употребляя глюкозу и кислород вырабатывает энергию. Энергия не исчезает бесследно, а у Вас она исчезла - Вы стыдливо боитесь назвать информацию энергией, потому что это не написано в школьном учебнике. Человек совершает умственную работу, требующую колоссальной энергии. Это особый вид энергии, наподобие гравитационной. Назовите ее точкой энергией подсознания, если боитесь терминов «духовная энергия». Иначе вам нужно переписывать заново закон сохранения энергии. Ваша информация не вписывается в этот закон. Ведь чтобы управлять огромными потоками энергии с помощью информации без энергии никак не обойтись. Мозг откуда берет информацию во время творческой работы? Вы не знаете. Если не нравится божественная энергия, можно применить вселенскую энергию. У Вас же вульгарный материализм обрубает логическое мышление.

Виктор Попов 7   11.08.2025 05:30     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор, в любом учебнике написано, что мозг-это крайне энергозатратная штука. Он потребляет около 20% всей энергии организма. Но, строго говоря, он не ПРОИЗВОДИТ, а ПРЕОБРАЗУЕТ поступающую химическую энергию в электрическую и тепловую энергию. А в роли химического источника для такого преобразования, о котором вы упомянули, как раз и выступают кислород и глюкоза. Закон сохранения энергии, как раз трактует нам, что мозг не производит энергию из ничего, буквально из воздуха, а преобразует её из одних видов в другие. Ведь по закону сохранения энергии: Энергия не возникает из ничего и не исчезает в никуда; она может лишь переходить из одной формы в другую или передаваться от одного тела к другому, а её полное количество в замкнутой системе остаётся постоянным. Таки да, я не называю информацию энергией. Всё-таки информацию мы измеряем в битах. А энергию -в джоулях. Потому что это отдельные сущности. Хотя и тесно связанные между собой. Что касается понятия духовной энергии, то это скорее метафора, чем объект научного изучения. Думаю, что синтез энергии и информации-это основа всего сущего. Включая строение Вселенной, строение человека и строение общества.

Константин Прусский   11.08.2025 08:18   Заявить о нарушении
Говорить о том, что ситез энергии и информации основа всего сущего, без понимания как это работает, все равно, что сказать - бог основа всего сущего. Одни термины поменяли на другие.
Ваша трактовка преобразования энергии даже не объясняет, почему обезьяна не может пользоваться вашей схемой, чтобы стать разумной. В какой-то мере животные энергию информации преобразуют, когда получают приобретенные инстинкты. Но человек умеет мыслить абстрактно, что не доступно никому в животом мире. Ваша схема не объясняет процесс генерирования информации, а объясняет возникновение инстиктов. В своей последней статье я попытался ответить на вопросы, которые задаю Вам. Спасибо.

Виктор Попов 7   11.08.2025 09:52   Заявить о нарушении